Календарно-тематический план работы с группой учащихся с логопедическим заключением дислалия


Календарно-тематический план работы с группой
учащихся, имеющих фонетическое недоразвитие
речи (ротоцизм)
Характеристика группы. Учащиеся данной группы имеют нарушения произношения звука р.л., которое проявляются в отсутствии звука, в горловом звучании, вследствие чего речь нечеткая. Иногда встречаются в речи замены [р-л]. У детей недостаточно сформированы предпосылки к спонтанному развитию навыка звукового анализа и синтеза слов, имеются трудности в дифференциации некоторых оппозиционных звуков.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики: учить принимать артикуляционные позиции, обеспечивающие правильный акустический эффект; развивать переключаемость артикуляционных укладов в зависимости от их сочетаемости с другими звуками.
2. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
3. Формирование фонематического восприятия. Учить детей отличать правильное звучание от искаженного, развивать способность к дифференциации оппозиционных звуков.
4. Совершенствовать самоконтроль за звучанием своей речи.
№ Дата Тема, содержание Лексическая - тема
1 2 3 4
I ЭТАП (диагностика)
1 Обследование звукопроизношения, состояния артикуляционного аппарата. Исследование фонематических процессов, состояния звукового анализа и синтеза слов
II ЭТАП (подготовительный)
2-3 Исследование лексико-грамматического строя речи, состояния связной речи
4-5 Развитие артикуляционного аппарата. Осень. Ранняя и золотая осень
6-7 Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания Деревья
8-9 Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений Грибы
III ЭТАП (коррекционный)
Звуки [р р' –л л']
10-11 Постановка звука [л], Выработка правильной воздушной струи, автоматизация в прямых слогах Домашние животные и птицы
12-13 Автоматизация звука [л] в прямых и обратных слогах. Звук [л] в начале слов Детёныши домашних животных
14-15 Автоматизация звука [л] в слогах и в середине слов Составление рассказа по картине «Птичий двор»
16-17 Звук [л] в середине и в конце слов Перелётные птицы
18-19 Автоматизация произношения звука [л] в словах и предложениях Поздняя осень
20-21 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [л] Транспорт
22-23 Дифференциация звуков [л-в] в слогах, словах Рассказ по сюжетной картине «Осень»
24-25 Дифференциация звуков [л-в] в словах и предложениях Посуда, виды материал
26-27 Постановка звука [л'], автоматизация в слогах Мебель
28-29 Автоматизация звука [л'] в прямых и обратных слогах. Звук [л'] в начале слов Рассказ на тему «Как я помогаю маме»
30-31 Автоматизация звука [л'] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [л- л'] Комнатные растения
32-33 Звук [л'] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [л- л'] Дикие животные
34-35 Дифференциация звуков [л- л']. Закрепление произношения звука [л'] в словах Детёныши диких животных
36-37 Автоматизация произношения звука [л'] в словах и предложениях Хищные и травоядные животные
38-39 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [л'] Зима. Изменения в природе
40-41 Автоматизация звуков [л- л'] впредложениях и текстах Зимующие птицы
42-43 Постановка звука [р], автоматизация в слогах Зассказ по серии картин «Кормушка для птиц»
44-45 Автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах. Звук [р] в начале слов Зимние забавы и развлечения
46-47 Автоматизация звука [р] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [р –л ] Животные наших лесов
48-49 Звук [р] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [р-л] Дикие и домашние животные. Повторение
50-51 Закрепление произношения звука [р] в словах Цирк
52-53 Автоматизация произношения звука [р] в словах и предложениях Театр
54-55 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р] Бумага. Изготовление и применение
56-57 Постановка звука[р'] Профессии
58-59 Автоматизация звука [р' ]в слогах, словах Профессии
60 Автоматизация звуков [ р' ] в предложениях и текстах. Строительство
61 Дифференциация звуков [р -р'] в слогах, словах Почта
62 Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах Библиотека. Книги. Беседа о книгах
63 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в словах и предложениях Времена года
64 Тренировочные упражнения по различению звуков Времена года. Повторение