Конспект урока Н.А.Некрасов Железная дорога


«Н.А.Некрасов «Железная дорога» 6 класс
Цель проведения: урок по проблеме самообразования «Исследовательско-проектная деятельность на уроках литературы».
Решаемые учебные проблемы.
1. История создания и реальная основа стихотворения «Железная дорога».
2. Знакомство с понятием проекта на уроке литературы, с его структурой.
3. Приобщение школьников к вершинам русской литературы, ее духовно-нравственным ценностям.
Приемы работы учителя: беседа (мотивационная), рассказ, устный опрос.
Формируемые и развивающие УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение сопоставлять различные источники информации, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, презентация, портрет Н.А.Некрасова.
Ход урока:
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать…
Н.А.НекрасовСлавная осень. Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит...
Такими словами начинается стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога». Итак, поэт Некрасов. Несколько слов о его жизни и творчестве.
Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)
О какой правде говорится в эпиграфе?
О чем сегодня на уроке пойдет речь?
Достаточно ли вы знаете о времени, описываемом в стихотворении?
Формулирование учащимися темы и цели.
Сегодня мы частично проанализируем стихотворение Некрасова «Железная дорога», будем говорить о том, что такое проектная деятельность, и попробуем создать проект по творчеству Некрасова.
К концу урока учащиеся должны
Знать:
Что такое проект, его составляющие;
Реальную основу стихотворения;
Уметь:
Извлекать актуальные проблемы и искать пути их решения;
Планировать работу над проектом;
Определять идею стихотворения и делать его анализ.
Историческая справка.
В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство. К 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. На почтовой карете путь занимал неделю, а на поезде – сутки. Пётр Андреевич Клейнмихель - главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки.
Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы 19 века. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после знакомства со стихотворением.
Начнем с эпиграфа, ведь в нем кроется главная проблема стихотворения. (чтение эпиграфа). Кто, на ваш взгляд, в действительности был строителем железной дороги?
Словарная работа (делается самостоятельно).
Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом я хочу, чтоб каждый из вас в тетради написал вопрос, который его особенно взволновал, о чем бы вы хотели узнать поподробнее.
Слушание стихотворения (звучит запись из Фонохрестоматии к учебнику литературы 6 класса).
Анализ стихотворения.
Вопросы для анализа:
Каким настроением проникнута 1 глава?
Какая строчка выбивается из общего настроения? Почему?
Определите идею стихотворения.
Кому принадлежат слова «Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать…»?
На чьей стороне автор?
Как вы думаете, Некрасов в точности описал строительство ж.д. или это больше художественный вымысел?
А как проходило строительство на самом деле?
А сохранилась ли эта дорога до наших дней?
А у Некрасова еще есть стихи о народе-труженике?
А каким мы видим народ глазами генерала и глазами автора?
А насколько тяжел был труд истинных строителей железной дороги?
На все вопросы мы смогли ответить? Чтобы ответить на некоторые вопросы, нужно проделать определенную работу.
А теперь давайте выясним, что такое проект.
(учащиеся читают слайд и говорят своими словами).
Это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Теперь давайте вместе составим план действия.
1. Выбор темы проекта.
2. Цель.
3. Метод.
4. Сбор данных.
5. Анализ результата.
6. Защита проекта.
Предлагаю создать 3 проектные группы. Назовем их условно Историко-документальная, Литературно-библиографическая и Творческая.
Каждая группа будет работать над своим проектом. Но для успешной работы в группе необходимо соблюдать правила. (слайд)
В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
Команды не соревнуются.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
Вернемся к записям в ваших тетрадях.
Какой вопрос вас заинтересовал? (дети зачитывают записи)
Так как проектной деятельностью мы занимаемся впервые, я помогу вам определиться с темами. (слайд)
Историко-документальная / «Николаевская железная дорога»
Литературно-библиографическая / «Тема народа-труженика в творчестве Н.А.Некрасова»
Творческая / «Образ народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Отметьте в тетради, в составе какой группы вы бы хотели работать.
Срок работы над проектом – до 17.02.14г. В феврале – защита проектов. В какой форме? Вы можете создать презентацию, снять видеофильм, приготовить реферат и т.д.
Одна группа будет защищать свой проект, две другие оценивать выступление, ставя в специальной таблице баллы по определенным критериям. О защите поговорим позже.
Подведение итогов урока. Домашнее задание: выучить 1 главу наизусть.