Презентация к уроку Философия, её смысл, функции и роль в обществе


Философия, её смысл, функции и роль в обществе Философской душе свойственно любить мудрость и восхищаться мудрецами.ПлутархНаука о добре и зле составляет предмет философии.СенекаНедостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.ЦицеронУчиться надо всю жизнь, до последнего дыхания. Тот же, кто бросает обучение, - тот зверь. Сюнь-цзы План темы: Сущность понятия «философия». Предмет философии.Основные задачи философии.Структура философского знания и функции философии.Основной вопрос философии. 1. Сущность понятия «философия». Предмет философии. Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) — наиболее общая наука (теория), одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. для определения философии можно использовать такой этимологический перевод, как «любовь к истине». В результате философия предстаёт как размышление, стремящееся к открытию и постижению объективной универсальной, всеохватывающей истины, не зависящей от частных мнений обыденного сознания, и превосходящей сумму данных всех естественных наук. Мировоззрение - это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление об окружающей действительности и человеке в ней. В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную систему, в которой сложно отражены наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона, который в полной мере начал разрабатывать значение философии. В современном состоянии под философией понимается способ сознательного отношения человека к действительности, рациональное, логически аргументированное размышление над всеобъемлющими проблемами, вопросами мироздания, общества и человека, с целью поиска и установления причин, основ всего сущего, анализа и решения мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нём человека. Возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено: 1) накоплением знаний; 2) неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире. Предмет философии: место человека в мире, соотношение мира и человека, смысл краткого пребывания человека в бесконечном мире изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека 2. Основные задачи философии Философия – фундаментальная дисциплина.Методологическая роль философии: свод правил и нормативов познания и деятельности.Ф. выполняет роль мировоззрения. Ф. анализирует связь части и целого, человеческого существования и мира в целом рациональными, логическими, понятийными средствами. 3. Структура философского знания и функции философии Онтология – учение о бытии.Гносеология – теория познания.Праксиология – учение о практической деятельности человека.Аксиология – теория ценностей.Этика – учение о нравственном поведении человека.Эстетика – учение о прекрасном.Философская антропология – учение о человеке. Функции философии: мировоззренческая методологическая мыслительно-теоретическая гносеологическая критическая аксиологическая социальная воспитательно- гуманитарная прогностическая 4. Основной вопрос философии Термин «Основной вопрос философии» ввел Ф.Энгельс в 1886 г.Основная проблема философии: отношение мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи: 1) Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма; 2) Философы, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса в проблеме что первично: материя или сознание?Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или не познаваем мир, что первично в процессе познания? Домашнее задание: Материал лекции.Новые термины – наизусть.Сформулируйте свои аргументы «за» или «против» философии, защитите свою позицию. Интернет-ресурсы: http://quote.koreiz.ru/category/phylosophy/ http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_raphael.htm http://www.bibliofil.info/ http://www.cultradio.ru/doc.html?id=35226&cid=44 http://potupa.iatp.by/Philosophy.html