Конспект урока по русскому языку Понятие об односоставных предложениях


Урок русского языка
Место проведения: МБОО СОШ №10, М.О. , г.о. Лобня
Дата:12.12.2016
Класс: 8 «А»
Учебник: «Русский язык» 8 класс авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская
Тема: «Односоставные предложения»
Учитель: Киселева Н.А
Урок провела: Халилова Г.Н.
Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставном предложении с одним главным членом.
Задачи урока: 
1. Обучающие: обобщить знания учащихся об односоставных предложениях
- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы
2. Развивающие: способствовать развитию навыков логического мышления- развивать творческое мышление и воображение
- развивать навыки анализа художественного текста
3. Воспитывающие: прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе
Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов
Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Длительность урока : 45 мин.
Основные формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
эвристический.
фронтальная, индивидуальная.
Формируемые компетенции или универсальные учебные действия (связаны с целями и задачами)
познавательные: 1) общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
2)логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания,
регулятивные — целеполагание.
Оценка:
Учитель ___________________ Методист ____________________
ФИО ФИО
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Время
Организационный момент Здравствуйте,
дети! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Гюнель Натиговна. Давайте поприветствуем друг друга, мило улыбнёмся, пожелаем удачи друг другу и начнём урок.
приветствие учителя; проверка готовности учащихся к уроку; проверка наличия дневников, тетрадей, учебников; организация внимания. Настрой на активную познавательную деятельность
Регулятивные (целеполагание), познавательные, коммуникативные. 2-3 мин
Материал урока.
Исследовательская работа.
Даны предложения: 
Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
Объявили о посадке самолёта.
Мне не спится.
Какая ночь!
- Внимательно рассмотрите эти предложения.
- Подумайте, на какие две группы их можно разделить.
- По какому принципу вы их поделили?
- Что мы уже знаем? С какими предложениями мы с вами работали?
- Чем выражены главные члены в этом предложении?
= итак, с двусоставными предложениями мы с вами работали в 1 четверти.
= определите тему этого нашего урока.
= запишите сегодняшнее число, тему урока в тетради. 
= Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.
= А зачем нам изучать односоставные предложения?
Записывают число, классная работа, тема
Формулируют цели урока (слайд 5)
Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах. Попробуем сами использовать односоставные предложения в различных видах своей речи(сочинениях, изложениях, рассказах, пересказах)
+ использовать односоставные предложения в своих творческих работах. + в своей речи. + на ГИА знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.
Это сложные предложения, состоят из двух простых.
Познавательные (общеучебные учебные и логические действия). 5 мин
Практическая часть 1. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цели: - установить правильность и осознанность изученного материала;
- выявить пробелы первичного осмысления изученного.
тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического  и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
Работа с разными текстами.
С какой целью мы будем выполнять эту работу.
 На слайдах записаны стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Постараться увидеть богатство синтаксических конструкций русского языка
Выяснить роль односоставных предложений учиться у мастеров слова
№1
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
. Познавательные (общеучебные учебные и логические действия), коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его). 4 мин
Материал урока. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись, другие возмущались.
Автором этого стихотворения был Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный, русский поэт, живший в 19 веке. Его современниками являлись Толстой, Некрасов, Тютчев, Достоевский.
- Понравилось ли вам это стихотворение? – чем же необычно оно?
-Вот как отозвался о нем Л.Н.Толстой: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение – картина».В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения
№2
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Карточка №3
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
 (Ответы: 1)определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)Коммуникативные (умение вступить в диалог и вести его, особенности общения с различными группами людей). 3 мин.
Практическая часть 2. . Анализ текста.
На доске:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С. Пушкин)
Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы)
Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)
(Читает один ученик)
Познавательные (общеучебные учебные действия), регулятивные (целеполагание). 8 мин.
Материал урока. Блиц – опрос:
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных ?На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?  
Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом  сказуемым.
Какие предложения называются определенно-личными?
Какие предложения называются неопределенно-личными?
   6) Какие предложения называются безличными?
( В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставныпредложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.)                                 
   (По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: сглавным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)
 ( Определенно – личные, неопределенно – личные, безличные.)
 ( Определенно – личные предложения – это односоставные предложения со     сказуемым – глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)  
( Неопределенно – личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.) (Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым,   при котором нет и не может быть подлежащего.)
Познавательные, коммуникативные. 8 мин.
Практическая часть 3. Объяснительный диктант Запишем объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
        Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
2.        Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
3.        В газетах бранят его очень.
4.        Ему стало стыдно за человечество.
5.        Чуть брезжило.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные. 10 мин.
Выводы. Сегодня на уроке, мы изучили новую тему. Какую цель ставили на уроке и какого результата достигли? Есть ли у вас затруднения по теме «Односоставные предложения»? 2 мин.
Запись домашнего задания. Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где необходимо, односоставных предложений.
Ясное зимнее утро! Сколько чувств оно вызывает во мне!
Подготовиться к контрольной работе.
Записывают домашнее задание
2 мин.
HYPERLINK "http://liceum2.info/index.php?view=article&catid=67%3A2011-12-01-05-02-14&id=152%3A-q-q-&tmpl=component&print=1&layout=default&page=&option=com_content&Itemid=55 \\ Печать"