Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н.А .Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;
Задачи:
1. Познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”; умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведения;
2. Развивать мыслительную память, устную речь, воображение, умения и навыки;
3. Прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование:учебное пособие; портрет Н. А Некрасова;магниты; лист оценки; А4; цветные карандаши; фломастеры.
Эпиграф: «Любить природу- значит любить Родину»
Ход урока:
1. Организационный момент.
а/ поздороваться с учениками;
б/ проверить посещаемость учащихся;
в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности
2. Тренинг
3. Постановка темы, целей урока.
- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.
- Просмотр видео
-Догадались, о каком произведении идет речь?
- Сегодня мы познакомимся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова
“Дедушка Мазай и зайцы”.
3. Изучение нового материала
а) Краткое знакомство с биографией Н. А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной — у будущего поэта было 13 сестер и братьев.В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Один из его стихотворений – это «Дедушка Мазай и зайцы».
б) А теперь, послушайте небольшую историю о том, что послужило основой этого произведения.
 – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
в) Чтение стихотворения
г) Словарная работа.
- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.
На доске:
Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;
Гуторить – разговаривать;
Половодье – разлив реки;
Гинут – гибнут;
Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;
Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда.
Дали стречка – убежали;
Измокли – промокли;
Силки – небольшая сетка.
д) Метод «Тонкие и толстые вопросы»
-Мы прочитали с вами стихотворение, кто является главными героями?
- Что особенного было в деревне, где жил Мазай?
(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)
- Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)- Когда произошел этот случай? (Весной.)
- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)
- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.
(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)
- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”?
(К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)
- С кем мы можем сравнить зайцев?(с детьми, с людьми )
- Как описывает поэт природу?
- А как вы относитесь к природе?
- Как бы вы поступили на месте Мазая?
- Понравился вам рассказ? Почему?
4. Закрепление
а/ Кластер
Зайцы дедушка Мазай
б/Видеоролик «Защита природы»
6. Вывод.
Рефлексия
1) Ответы на вопросы.
- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?
- Для чего поэт написал это стихотворение?
(Чтобы мы бережно относились к природе.)
- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?
7. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мое любимое животное»
Сагинская школа – сад
Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
(открытый урок в 6 классе)
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Сундетова М.М
2014-2015 учебный год