Рабочая программа по ОБЖ. 5 класс (ФГООС)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ СЕЛА ШУРМЫ УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Составитель:
учитель I категории
Шлотова Ираида Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.- М.: «Просвещение», 2010.- (Стандарты второго поколения) и составлена в соответствии с учебным планом (1 час в неделю) в год 34 часа, и по своему содержанию ориентирована на Государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету ОБЖ на основе программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики построения курса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом, в который входят:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений / В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. – 2-е изд. – М.: Дрофа – ДИК, 2012. – 144с.: ил.
2.Сборник. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, М.И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 160с.
В программе содержится перечень основных разделов, тем уроков. Возможности подачи материала на разном уровне сложности заложены в каждой теме и с помощью различных компонентов: текста, иллюстрации, заданий.
Контроль знаний проводится в различных формах (контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы по усмотрению учителя, тест контроль) позволяющих обеспечить дифференцированный подход к обучающимся.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
– отрицательное отношение у учащихся приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разделами:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».
Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения:
словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, презентаций. Практические методы обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся:
метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка.
письменные работы: конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи).метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото-,кино-, видеосъемка; проведение замеров. практические занятия: оказание первой медицинской помощи.
проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.. Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Нетрадиционные формы урока – интернет- урок, видеоурок, урок интервью и т. д. проводятся после изучения какой –либо темы, выполняя функции обучающего контроля.
Для решения воспитательных задач, используются методы воспитания:
Традиционные – убеждение, упражнения, поощрения, пример
Инновационно-деятельностные – модельно-целевой подход, алгоритмизация
Неформально-личностные – пример личностно-значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей, близких
Рефлексивные – индивидуальное переживание, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, (т.), практическая работа (п. р).Место курса в учебном плане
В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования может осуществляться по двум вариантам.
Первый вариант – с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю (всего 102 ч).
Второй вариант – по решению органов управления образованием с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю (всего 170 ч).
Предлагаемая рабочая программа реализует второй вариант. Таким образом, в 5 классе на изучение курса отводится 34 часа по 1 часу в неделю.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Содержание курса
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности {может изучаться в 5—9 классах).Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается в 7— 9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основное содержание
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности .
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Внутренний и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.
Содержание курса
5 класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Личная безопасность в повседневной жизни
Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.
Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электрическим током.
Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия при первых признаках отравления.
Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва в квартире.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.
Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить себя при возможности попадания в толпу.
Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как действовать при нападении собаки и в случае укуса
Безопасность на дорогах и на транспорте
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла.
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном столкновении.
Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде.
Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.
Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот). Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.
Опасные ситуации социального характера
Психологические основы самозащиты. Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного поведения в случае нападения в подъезде или лифте.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.
Как избежать опасных домогательств. Что считается домогательством. Правила безопасного поведения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).
Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.
Загрязнение среды обитания
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.
Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту). Неоправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению экологической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия опустынивания. Накопление в почве вредных веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.
Основы здорового образа жизни
Движение и здоровье. Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорно-двигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка движения на здоровье человека.
Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры по предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.
Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Развитие человеческого организма. Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа сальных и потовых желез).
Физическое и нравственное взросление человека. Почему важно заботиться о здоровье в подростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления.
Тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс
Автор учебника: В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук№ Тема Основные виды деятельности Планируемые результаты Учебно-методическое обеспечение
Личностные
Метапредметные(познавательные, коммуникативные, регулятивные) Предметные Ученик научится Ученик получит возможность научиться Раздел: Основы безопасности личности, общества и государства
1. Личная безопасность в повседневной жизни - Установление аналогий
-Установление причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций в повседневной жизни и и построение логических заключений Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы.
правильно сообщать по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации -Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми,
- Выработать умение в безопасном поведении.
Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием)
ОБЖ;
Библиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ.5 – 11класс»
2. Безопасность на дорогах и на транспорте Установление причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций на дорогах и на транспорте и построение логических заключений Соблюдение мер предосторож-ности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте Р: Применять установленные рекомендации
П: Уметь действовать самостоятельно
К: Ставить вопросы Правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на дороге и на транспорте Сформулиро-вать основные правила безопасного поведения на транспорте и дороге.
Компакт – диск «Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. Тесты»
Компакт – диск «Безопасность на улицах и дорогах»
3. Опасные ситуации социального характера Участие в дискуссии.
Выбор способов деятельности.
Установление аналогий. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Р: Применять установленные рекомендации
П: Уметь действовать самостоятельно
К: Ставить вопросы Правилам поведения в толпе, и при паническом бегстве;
Правилам обращения с агрессивными животными Оценивать обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. Библиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ.5 – 11класс»
4 Загрязнение среды обитания Постановка вопросов, включение в полилог.
Выступление с сообщениями;
- Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды Р: Применять установленные рекомендации
П: Умение характеризовать, объяснять.
К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать Правильному отношению к окружающей среде Очищать воду кипячением, фильтрацией, выморажива-ниемБиблиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ.5 – 11класс»
5. Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Моделирование явлений и процессов (взрывного устройства).
Работа в группе
Принятие решения об учебном взаимодействии Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.
П: одевать и снимать противогаз.
К: Умение работать в группе.
Пользоваться противогазом Предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; Библиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ.5 – 11класс»
Раздел: Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Работа в парах (отработка практических умений) Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.
П: характеризовать различные травмы.
К: Умение работать в группе Оказывать первую помощь при незначитель-ных ранениях и при разных кровотече- ниях.
Овладеть правилами оказания первой медицинской помощи Учебный мультимедийный компьютер-ный курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
Компакт – диск
«Основы безопасности»
7. Основы здорового образа жизни Переработка информации из нескольких источников (сообщение) Формирование
потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
Р: Применять установленные правила по охране здоровья.
П: Соблюдение гигиены.
К:
Аргументировать точку зрения.
Составлять индивидуаль-ный режим дня Сформулиро-вать основные правила личной гигиены и режима дня Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
Учебно – методическое обеспечение для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.- М.:
«Просвещение», 2010.- (Стандарты второго поколения).
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений / В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков,
В.Н.Латчук. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2012
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника / В. П. Ситников. – М,: Филол. об-во «СЛОВО», ACT, Компания «Ключ-С»,
Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 448с.
4. Сборник. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост.
Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, М.И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 160с.
5. Учебный мультимедийный компьютерный курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - Корпорация «Диполь», (ЗАО), 2007.
6. Компакт – диск «Основы безопасности» - М.: ООО «Меридиан»,2007
7. Библиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ.5 – 11класс» - М.:ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
8. Компакт – диск «Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. Тесты.» - ЗАО «Новый Диск», 2007
9. Компакт – диск «Безопасность на улицах и дорогах» - Рязань: ООО «Премьер – УчФильм»,2011
Сайты интернета:http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/rabochaya-programma-po-obzh-dlya-5-klassa-fgoshttp://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/poyasnitelnaya-zapiska-k-kalendarnohttp://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-0http://pedsovet.su/load/150-1-0-18052Учебно – методическое обеспечение для обучающихся:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений / В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника / В. П. Ситников. – М,: Филол. об-во «СЛОВО», ACT, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 448с.
Материально – техническое обеспечение:
1.Компьютер
2. Проектор
3.Макет – тренажер «АЛЕКС» для оказания медицинской помощи (наложение повязок, шин и т.д)
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащиеся должны
знать/понимать:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
владеть навыками:
безопасного поведения на дорогах;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде;
оказывать первую медицинскую помощь при, ушибах, ссадинах, отравлении;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Календарно-тематическое планирование
№
урока Тема урока
Дата проведения урока
По плану По факту
Личная безопасность в повседневной жизни – 12 часов
1 Особенности города как среды обитания человека 2 Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта) 3 Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). 4 Пожар. 5 Затопление квартиры 6 Электричество. 7 Опасные вещества и продукты питания. 8 Взрыв и обрушение дома. 9 Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи) 10 Повторение темы «Опасные ситуации в доме» 11 Опасность толпы. 12 Собака бывает кусачей Безопасность на дорогах и на транспорте -6 часов
13 Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров 14 Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. 15 Железнодорожный транспорт 16 Авиационный транспорт 17 Морской и речной транспорт 18 Повторение по теме «Чрезвычайные ситуации на транспорте» Опасные ситуации социального характера -6 часов 19 Психологические основы самозащиты 20 Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) 21 Криминогенные ситуации в подъезде 22 Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства 23 Как избежать опасных домогательств. 24 Правила поведения при захвате в заложники. Загрязнение среды обитания – 2 часа
25 Загрязнение воздуха, воды 26 Загрязнение почвы Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени -2 часа
27 Фильтрующие гражданские противогазы 28 Контрольная работа по теме «Безопасность человека» Основы медицинских знаний и оказание первой помощи -2 часа
29 Виды ранений, их причины и первая помощь. 30 Оказание первой медицинской помощи
при различных видах кровотечений Основы здорового образа жизни- 4часа
31 Движение и здоровье 32 Нарушения осанки и причины их возникновения. Телевизор и компьютер — друзья или враги? 33 Развитие и изменение организма в вашем возрасте. 34 Обобщение по пройденному материалу