Разработка урока литературы по комедии Грибоедова Горе от ума «К вам Александр Андреич Чацкий…» (10 кл)

Урок литературы в 9 классе
с использованием компьютерной технологии.

Тема урока: «К вам Александр Андреич Чацкий»
(анализ 1 действия) (Слайд 1)


Цель урока: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.

Х о д у р о к а

Проверка домашнего задания.
Игра – беседа. (Задания с помощью проектора выводится на экран. И задания ученики подтверждают или опровергают) (слайд 2)
Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:
Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.
В 13 лет поступил в университет.
Закончил за 6,5 лет два факультета.
Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.
Грибоедов - замечательный композитор.
Грибоедов - известный дипломат.
Участвовал в войне 1812 года.
В Персию сослан за участие в восстании декабристов.
«Горе от ума» - трагедия, была написана в 1826 г.
10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.
11) Гибель его была случайной.
12) Погиб в Тифлисе.
13)Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
(Слайд 3)
Подтвердите или опровергните предлагаемую информацию
1)Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.
В 13 лет поступил в университет.
Закончил за 6,5 лет два факультета.
Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.
Грибоедов - замечательный композитор.
Грибоедов - известный дипломат.
Участвовал в войне 1812 года.
В Персию сослан за участие в восстании декабристов.
«Горе от ума» - трагедия, была написана в 1826 г.
10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.
11) Гибель его была случайной.
12) Погиб в Тифлисе.
13)Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.


II. Индивидуальные выступления учеников.
- Рассказ об истории создания комедии.
- Рассказ об основных чертах классицизма. (слайд 4)

Рационализм - философская основа классицизма. Долг стоит над чувством
Долг Фамусова (отца) выдать дочь за богатого, о чувства на второй план.

Жанр произведения
Низкий (комедия)

Стремление выделить в героях общие, «вечные» черты
Плутовство, притворства, лицемерие, цинизм, подлость.

Изображение людей разных сословий
Поместные дворяне, служанка, слуги, секретарь, официанты.

Язык комедий приближен к народному, разговорному


Соблюдение правил «трех единств»
Единство времени, единство места.

Интерес к настоящему и прошлому страны
«Век нынешней век минувший»



III. Изучение нового материала.
1. Беседа о композиции комедии:
- Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены. (слайд 5)
1)Правила «трех единств»:
- единство времени (1 день)
- единство места (дом Фамусовых)
- единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт)
(Слово учителя, вывод )
2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в 3-м кульминация, в 4-м-развязка.
3) наличие любовного треугольника.
(Слайд 6)
Чацкий




Софья _________________________________________ Молчалин



Лиза


Петруша
4)Присутствие резонера ( Чацкий и Лиза)

Резонер – 1.человек, любящий вести пространственные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера (нудный);
- 2.традиционное действующее лицо в комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (по Д.Н.Ушакову)

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу).



Физкультминутка для глаз



2.Работа над текстом комедии.
Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестаковой до крепостных слуг.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины 19 века. Мы входим в гостиную.
Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений 1 действия.
Беседа по содержанию прочитанного.
Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?
Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?
Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
С какого явления начинается завязка действия? ( С 7-го, когда появляется Чацкий)
3)Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления .
4)Беседа по содержанию 7-го явления.
Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера сразу же бросаются в глаза?
Как встречает его Софья?
Каким образом пытается Чацкий вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
В ы в о д: Анализируя 1 действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувшей». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В 1 действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

Итог урока.


Домашнее задание: дочитать пьесу; заполнить таблицу (выписать цитаты) (слайд 7)
На экране (инструктаж), напечатанные листы для выполнения домашнего задания.


Чацкий
Фамусов, фамусовское общество.

1.Отношение к народу, крепостному праву





2.Отношение к идеалам








3.Отношение к просвещению





4.Отношение к службе






5.Отношение к иностранному






6.Отношение к богатству и чинам





7.Отношение к любви, браку, семейному счастью.





8. Понимание слова «ум»





















Урок литературы в 9 классе
с использованием компьютерной технологии.

Тема урока: «К вам Александр Андреич Чацкий»
(анализ 1 действия)

Провела Кинзябулатова Ильза салаватовна








13PAGE 15


13PAGE 14515




15