Технологическая карта урока русского языка Способы подбора проверочных слов для названий действий. УМК Гармония

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, УМК «Гармония»
Учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Казаковой Н.Г.
Тема
Способы подбора проверочных слов для названий действий

Цели

Образовательные: выявить разные способы проверки корней слов, называющих действия; проводить практическую работу над культурой речи; развивать наблюдательность.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.
- Познавательные УУД: Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

Планируемый результат
Предметные:
Знать: способы подбора проверочных слов для названий действий.
Уметь: видеть «опасные места» в словах; подбирать проверочное слово; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

Основные понятия
Проверочное слово, проверяемое слово, проверка

Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:
- основные
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа



Технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников
Планируемые результаты
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-сть.
Я хочу, чтобы на уроке русского языка вы думали, размышляли, высказывали своё мнение, то есть хорошо потрудились. Сегодня, опираясь на знания, которые получили на предыдущем уроке, мы откроем новую и перелистаем ещё одну страницу в книге знаний.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деят-сть.


Проверка домашнего задания
- Какой способ проверки корней названий предметов вы использовали?
- Покажите на примерах, что объяснение значения слова с помощью однокоренного - это способ подбора проверочных слов.

- Прочитайте тему нашего урока.
Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (Выслушиваются предположения детей)

Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

- Мы объясняли значение слова с помощью однокоренного слова.
(приводят примеры)



- Как узнать буквы корня в названиях действий?
С помощью учителя ставят цель урока.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).






Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Цели: наблюдение за подбором проверочных слов, тренировка в использовании проверочных слов.
Задание 379 – чтение задания вслух.


- На месте каких орфограмм «окошки»?
- Из какой группы эти слова?
- Запишите их по заданию учебника.



- Как изменилось слово с орфограммой в корне, чтобы стать проверочным?
- На какие вопросы отвечают проверочные слова?
- Какие слова являются проверочными, а какие проверяемыми? Почему?



Задание 380 выполнение задания у доски.
- Образуйте от названий действий однокоренные проверочные слова, запишите пары, объясняя выбор букв.
- Обобщите свои наблюдения и расскажите друг другу как учёный.
(помощь в учебнике с. 48)


Задание 381.
- Прочитайте задание.
- С каким способом проверки гласных букв в названиях действий знакомит нас это задание?
- Сделайте вывод.
Наблюдают за подбором проверочных слов.

- буква безударного гласного в корне.
- названия действий.
Дети записывают: подарок, шаг, гость, крошка. Рядом пишут проверяемые слова: подарить, шагнуть, погасить, покрошить. Вставляют буквы.
-объяснили значение слов.
-кто? что?



- Делают вывод.




Выполняют задание в тетради.




Работают в парах.
В ы в о д: узнавать буквы в корнях названий действий можно подбором однокоренного (объяснением значения слова с помощью однокоренного или подбором однокоренного).

Выполняют тренировочные задания в подборе проверочных слов.
-Изменением слов по команде вопросов что делает? Что сделает?
Вывод: узнавать буквы в корнях названий действий можно, изменяя слова по командам вопросов.

Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. (Коммуникативные УУД)
Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. (Познавательные УУД)

IV. Закрепление
Цель: использование изменения слов по команде вопроса подбора проверочных слов.
Задание 382 ТПО –Потренируемся!

Задание 383 – самостоятельное выполнение.
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать? Как будете записывать?



Выполняют задание с опорой на инструкцию учебника.


Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.
- Какой способ подбора проверочных слов вы открыли?
- Правильно ли вы предположили то, чем занимались на уроке?
- Чему же вы сегодня учились?
- Какие новые научные слова узнали? Что эти слова обозначают?

Выполняют самооценку работы.





Записывают домашнее задание.
Дома: задание 384.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


15