Конспект НОД Речевое развитие Пересказ текста Талая вода


НОД в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи)
Тема: Пересказ текста «Талая вода»
ИОО «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»
Цели:
Связная речь. Учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умения детей составлять простые распространенные предложения.
Словарь. Упражнять в подборе признаков и действий к существительным (весна, солнце, небо, ручьи, деревья, снег)
ЗКР. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Образовательные. Уточнить признаки ранней весны. Учить слушать стихотворение о весне, определять, о каком времени года в нем говорится.
Учить детей задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, составлять с получившимся рисунком «весеннее» предложение.
Развивающие. Развивать устную речь, фантазию, творческую активность.
Воспитательные. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты. Могут самостоятельно пересказать текст; умеют поддерживать беседу; интересуются изобразительной деятельностью.
Оборудование. Снеговичок; волшебная палочка; рассказ «Талая вода»; запись голосов птиц, журчание ручейка; модели «весны»: солнце, облака, ручеек, снег, проталинка с подснежником, дерево; карандаши; листочки бумаги с нарисованными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат и др.)Предварительные результаты. Повторение стихов о весне; рисование красками «Пришла весна»; наблюдения в природе; чтение рассказов.
Методические приемы. Игровой замысел; художественное слово; дидактические игры; вопросы; чтение; пересказ; физминутка; рисование; составление предложений.Организованная деятельность: Дети стоят полукругом: «Посмотрите за окошко, стало там теплей немножко. Встаньте в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и сразу поднялось у нас настроение».
Снеговичок приглашает детей к путешествию: «Отправимся в увлекательное путешествие, мы будем говорить о природе в одно из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете. (Взмах волшебной палочкой)
Негромко звучит музыка, чтение стихотворения.
Чтение стихотворения «Весна» И. ТокмаковаК нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (тают сугробы; видны черные проталины; идет весна)
Игра с волшебной палочкой: (у кого палочка, тот называет слово)
- Давайте придумаем красивые слова о весне. Какая весна? (ранняя, дружная, красивая, шумная, долгожданная, звонкая, веселая, теплая)
- Что делает весна? (наступает, приходит, борется, радует, звенит, поет)
Выкладывание картинки «Весна»: (картинки – схемы: солнце, облака, снег, ручейки, дерево)
- Весеннее солнце какое? (теплое, ласковое, высокое, яркое, лучистое, доброе)
- Что делает солнышко? (греет, светит, радует, блестит)
- Весеннее небо какое? (голубое, чистое, лазурное, ясное, безоблачное)
- Весенний снег какой? (грязный, сырой, темный, мокрый, колючий, рыхлый, ноздреватый); снег чернеет, набухает, тает.- Ручьи какие? (весенние, звонкие, веселые, быстрые, журчащие, голубые, разговорчивые, прозрачные, холодные); они бегут, шумят, журчат, звенят.- Деревья какие? (голые, высокие, грустные); деревья стоят, ждут.
- Вот какая красивая весенняя картинка получилась, мы с вами «создали» картинку, на которой очень много весенних примет. Как ее можно назвать? (ответы детей) Давайте подарим весеннюю картинку нашему другу Снеговичку.
2. Дети садятся на стульчики.
Чтение рассказа «Талая вода»
Вопросы:
После какого времени года наступает весна?
Что делает солнышко?
Что происходит со снегом?
Кому нужна талая вода?
Чему радуются дети?
Для чего нужна вода деревьям?
Почему радуются грачи?
Зачем грачам червяки?
Кто купается в лужах?
Физминутка «Ручейки» - «Я бегу, бегу, бегу, остановиться не могу.
Какая звонкая стала моя песенка,
Как мне надоело лежать белым снегом
И тонким льдом.
Спасибо солнцу, что пробудило меня.
Я теперь куда хочу, туда и бегу» -
Дети встают парами и бегут по кругу друг за другом. – Звучит музыка «Журчание ручейка»
Повторное чтение рассказа. Пересказ – 4 – 6 детей.
Игра «Подбери слово» - ребята, давайте поиграем со Снеговичком: подберите по смыслу нужное слово-действие.
Весной солнышко….(светит, пригревает)
Весной снег…. (темнеет, набухает, тает)
Весной к нам ….птицы. (прилетают)
Весной на деревьях….почки. (набухают)
Из почек…. листочки. (распускаются)
Игра «Дорисуй!» - у детей на столах лежат бумажные листочки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник): «Дорисуйте любой предмет и с каждым получившемся рисунком составьте «весеннее» предложение». Н-р, На небе светит яркое солнце. (круг); По голубому небу плывут белые, пушистые облака. (овал) и т.д.
Рефлексия.
- Снеговичок благодарит детей за интересные рассказы и веселые игры: подошло к концу наше весеннее путешествие.
- Что вам больше всего понравилось? (слушать журчание ручейка, рассматривать картинки с весенними признаками и т.д.)
- Весна еще только вступает в свои права, и мы с вами еще долго будем любоваться ею, слушать ее звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилету птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам.
Рассказ. «Талая вода»
Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает. Текут ручейки. Много воды. Радуются дети – можно пускать по воде лодочки, шлепать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья – они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи – в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи. Они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: «Весна пришла!»
Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Примерные предложения к игре «Дорисуй!»:
На голубом небе светит яркое, весеннее, ласковое солнышко (круг)
По голубому небу плывут белые, пушистые, легкие облака (овал)
По дорожкам зазвенели веселые, быстрые, звонкие ручейки (прямоугольник)
По звонким ручейкам плывут бумажные кораблики (треугольник)
На черной проталине распустились голубые подснежники (овал)
В весенних лужах купаются шустрые воробьи (круг)
С крыш домов свисают длинные сосульки (квадрат)
На дворе звенит веселая капель (треугольник, квадрат) и т.д.