Четыре желания К.Д. Ушинский

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка»









Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
в подготовительной группе № 11
для детей с ЗПР
по теме «Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»








Подготовила и провела:
Усманова Алёна Павловна
учитель-дефектолог
высшей кв.категории





Набережные Челны
2014


Дата: 19.11.2014 года.
Тема: «Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания».
Название программы: Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР».
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Задачи: коррекционные - работать над формированием саморегуляции, которая проявляется не только в умении подчинять свою деятельность поставленной задаче, но и в осуществлении самоконтроля, позволяющем исправить ошибки и проверить правильность полученного результата. Образовательные – формировать умение передавать содержание рассказа, с опорой на иллюстрации. Конкретизировать представления о временах года. Упражнять в подборе признаков к предметам. Систематизировать временные представления. Способствовать развитию связной речи. Упражнять в образовании прилагательных сравнительной степени. Воспитательные: воспитывать внимание, выдержку, умение выслушивать ответы своих товарищей.
Словарная работа: работа над образованием прилагательных сравнительной степени.
Индивидуальная работа: Султан - работа на невербальном материале.
Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя); игровые («Доскажи словечко»).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением времён года.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением времён года (осень, зима, весна, лето). Текст рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Раздаточный материал: раздаточные картинки с изображением времён года на каждого ребёнка (6 комплектов)
Организация детей: подгрупповая.










Ход ОД.

1.Организационный момент: дети проходят и встают за стульчики.
П.- Сядет на место тот, кто первый ответит на вопрос. Д/и «Найди лишнее слово»
- Понедельник, вторник, ночь, среда.
Д.- Ночь не день недели.
- Утро, день, вечер, вторник.
Д.- Вторник не часть суток.
- Зима, весна, январь, лето.
Д.- Январь название зимнего месяца.
- Сентябрь, октябрь, декабрь, ноябрь.
2. П–Вспомните название осенних месяцев.
Д.- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
П.- Какое сейчас время года?
Д.- Осень
П.- А какое время года было перед осенью?
Д.- Лето.
П.- Какое время года наступит за осенью?
Д.- Зима
П.- А за зимой?
Д.- Весна.
3.П.- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на ковре - самолёте и вспомнить про каждое время года. А поможет нам в этом мальчик Митя, я хочу вас с ним познакомить.
Чтение рассказа «Четыре желания».
4. Беседа по содержанию.
П.- Как называется рассказ?
Д.- «Четыре желания».
П.- Как звали мальчика?
Д.- Митя
П.- Чем Мите понравилась зима?
Д.- Весело играл на улице.
П.- Чем он был занят в зимние дни?
Д.- Катался на санках, лепил снежную бабу,.
П.- Что ему понравилось весной?
Д.- Ловить бабочек, собирать первые цветы.
П.- Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?
Д.- Он был на сенокосе, кувыркался в сене, спал на сене.
П. - Какими словами Митя сказал об осени?
Д.- Осень ему понравилась, потому что он собирал урожай в саду.
П.- Почему рассказ называется «Четыре желания»?
Д.- Всего четыре времени года, а Митя хотел, чтобы каждое длилось без конца.
П.- Почему Митя хотел, чтобы зима, весна, лето, осень никогда не кончалась?
Д.- Потому что в каждое время года он находил для себя веселое занятие.
П.- А какое время года нравится тебе? Почему?
Д.- Рассказы детей о каждом времени года.
5. П–Давайте мы с вами отдохнём, встаньте за стульчики.
Физминутка «Осеннее дерево».
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше, выше.
П- Каждое время года Мите казалось лучше предыдущего: лето хорошее, а осень –лучше. Давайте мы с вами попытаемся сравнить каждое время года. (Дети по очереди берут со стола иллюстрации с изображением времён года, и сравнивают)
Д.- Весна тёплая, а лето – теплее.
Д.- Осенью холодно, а зимой – холоднее.
Д.- Весной трава зелёная, а летом – зеленее.
Д.- Зимой весело, а весной – веселее.
Д.- Осенью ночь длинная, а зимой – длиннее.
Д.- Осенью праздники весёлые, а зимой – веселее.
Д.- Летом овощи сочные, а осенью – сочнее.
П.- Вы молодцы! Столько рассказали про каждое время года.
6. П.- Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы постарайтесь быть внимательными и запомнить о чём говорится в нём. В этом вам помогут иллюстрации. (Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание).
7. Коллективный пересказ рассказа с опорой на иллюстрации, с использованием приёмов договаривания и проговаривания фраз начатых педагогом.
П.- Вот и подошло к концу наше занятие, а вместе с ним и путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
Проводится анализ занятия, к которому привлекаются дети.
П.- Ребята, что вам сегодня понравилось в путешествии?
Д.- Вспомнить про каждое время года.
П.- Что было трудно?
Д.- Трудно было придумывать новые слова.
П.- Я хочу сказать, что вы все молодцы, все постарались. Мы с вами ещё будем упражняться в придумывании новых слов. Сейчас можно тихонечко пройти в группу.

15