Рабочая программа. Биология 9 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Учебно-тематическое планирование 9 класс (2 часа в неделю)
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения
Введение (3 часа)
1 Биология - наука о жизни. Роль биологии в практической деятельности людей. 1 Вводный урок Участие в обсуждении проблем
Вопросы 1-3 с. 5 Сущность биологии, предмет изучения. Значение биологии § 1, записи в тетради 03.09 2 Методы изучения живых объектов. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-6 с. 9 Гипотеза. Теория, научный факт. § 2, вопросы с. 9 05.09 3 Сущность жизни и свойства живого. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-5 с. 13 Понятие жизнь. Свойства живого. Живая и неживая природа. Обмен веществ и энергии в живых организмов. Особенности развития § 3 вопросы с. 13
10.09 Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (8 часов)
4 Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень .1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-4 с. 18 Органические и неорганические вещества , биополимеры. Мономеры. § 1.1 вопросы с. 18 12.09 5 Углеводы и липиды. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Работа в тетради Вопросы 1-3 с.21, 1-4 с. 23 Вещества, относящиеся к углевод и липидам. Строение, функции. значение углеводов и липидов § 1.2,1.3, вопросы в конце параграфов 17.09 6 Состав и строение белков 1 Комбинированный урок.
Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-5 с. 27 Продукты. Богатые белками, строение молекулы белка, аминокислоты, структуры белка. Денатурация и ренатурация§ 1.4 вопросы, записи в тетради-изучить19.09 7 Функции белков 1 Комбинированный урок. Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-5 с. 29 Основные функции белков, фермент, гормон § 1.5, вопросы с. 29, таблица в тетради 24.09 8 Нуклеиновые
кислоты 1 Лекция Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-5 с. 32 Расшифровка ДНК и РНК, строение и функции НК, нуклеотиды, сравнение ДНК и РНК § .1.6 вопросы с.32 26.09 9 АТФ и другие органические соединения 1 Комбинированный урок. Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-4 с. 35 Макроэргическая связь, строение АТФ, биологическая роль § 1.7, вопросы с. 35 01.10 10 Биологические катализаторы 1 Урок закрепления знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-5 с. 37 Фермент. Катализатор, витамины § 1.8, вопросы после параграфа 03.10 11 Вирусы. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-3 с. 39 Внутриклеточный паразит, строение вируса, ретровирусы, капсид§ 1.9, вопросы после параграфа 08.10 Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
12 Основные положения клеточной теории 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-3 с. 43 Называть положения современной клеточной теории; вклад ученых в создание клеточной теории.
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной мира § 2.1, вопросы после параграфа 10.10 13 Клетка. Клеточная мембрана 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-4 с. 45 клетка, строение клетки, клеточной мембраны, функции мембраны, одно-, двумембранные органоиды, прокариоты, эукариоты § 2.2., вопросы после параграфа 15.10 14 Органоиды цитоплазмы 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-6 с. 51
Вопросы 1-7 с. 55 Основные органоиды: митохондрии. Хлоропласты, АГ, ЭПС, клеточный центр, лизосомы, пластиды § 2.4, 2.5, вопросы после параграфов 17.10 15 Органоиды цитоплазмы 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Самостоятельная работа в тетради Вопросы 1-7 с. 55
Вопросы 1-5 с. 58 Основные органоиды: митохондрии. Хлоропласты, АГ, ЭПС, клеточный центр, лизосомы, пластиды § 2.5., 2.6, вопросы после параграфа 22.10 16 Ядро 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-12 с. 49 § 2.3, вопросы после параграфа 24.10 17 Изучение клеток растений и животных. ПР №1 1 Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа Выполнение практической работы «Изучение клеток растений и животных» и выводы к ней
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.
Сравнивать строение клеток растений , животных, делать выводы на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать выводы на основе сравнения. Изучить записи в тетради, таблица в тетради 29.10 18 Строение прокариот. Пр № 2 1 Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа Вопросы 1-2 с. 60 Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать выводы на основе сравнения. § 2.7., вопросы после параграфа 31.10 19 Метаболизм. Ассимиляция, Диссимиляция 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-3 с. 61 Роль АТФ в обмене веществ, ассимиляция и диссимиляция –составные процессы обмена веществ § 2.8., вопросы после параграфа 12.11 20 Энергетический обмен. Синтез АТФ 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-3 с. 64 Знать этапы синтеза, гликолиз, брожение, дыхание § 2.9., вопросы после параграфа 14.11 21 Типы питания клетки. Хемосинтез 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-4 с. 69 Группы организмов по типу питания. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. § 2.10., 2.11, 2.12., вопросы после параграфа 19.11 22 Фотосинтез 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-4 с. 69 Знать: световая и темновая фаза фотосинтеза § 2.11., вопросы после параграфа 21.11 23 Биосинтез белка 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-6 с. 76 Описывать процесс биосинтеза белка.. Трансляция, транскрипция. Генетический код, свойства кода, процесс передачи ген. информации § 2.13., вопросы после параграфа 26.11 24 Деление клетки. Митоз. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-5 с. 81 процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. § 2.14., вопросы после параграфа 28.11 25 Зачет по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень» 1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Повторить материал о размножении живых организмов по учебнику 6 класса 03.12 Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов)
26 Размножение организмов.
Бесполое
Размножение. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Вопросы 1-4 с. 86 Дать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения растений. Объяснять сущность полового и бесполого размножения. § 3.1., вопросы после параграфа, таблица в тетради 05.12 27 Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Составление таблицы Индивидуальный опрос, вопросы 1-5, с. 92 Созревание половых клеток. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения.
§ 3.2., вопросы после параграф, таблица в тетради 10.12 28 Онтогенез. Эмбриональное период. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Составление таблицы Вопросы 1-3 с. 99 Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез
периоды онтогенеза; эмбриональное и постэмбриональное развитие, бластула, гаструла § 3.3., 3.4 вопросы после параграфов, записи в тетради 12.12 29 Постэмбриональное период. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы
Диалог, беседа сообщения Вопросы 4-5 с. 99 Прямое и непрямое развитие, влияние алкоголя и табакокурения, наркотиков на развитие организма § 3.4.,с. 96-99 вопросы 4,5 после параграфа 17.12 30 Генетика - наука о закономерностях наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-10 с. 104 Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления § 3.5., вопросы после параграф, записи в тетради 19.12 31 Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-5 с. 107 Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. § 3.6., вопросы после параграф, записи в тетради 24.12 32 Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-2 с. 110 Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. § 3.7., вопросы после параграф, записи в тетради 26.12
33 Взаимодействие генов 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-3 с. 114 Давать определения терминам. Приводить примеры аллельного взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. § 3.9., вопросы после параграф, записи в тетради 14.01 34 Сцепленное наследование 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-3 с. 112 Давать определения терминам гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. § 3.8., вопросы после параграф, записи в тетради 16.01 35 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа №3 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Вопросы 1-3 с. 117 Давать определение термину аутосомы. Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Приводить пример наследственных заболеваний сцепленных с полом. Объяснять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи § 3.10., вопросы после параграфа, записи в тетради 21.01 36 Модификационная изменчивость. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы Вопросы 1-2 с. 117 Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной (модификационной) изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Характеризовать модификационную изменчивость. § 3.11., вопросы после параграфа, записи в тетради 23.01 37 Мутационная изменчивость.
Практическая работа № 4 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Вопросы 1-4 с. 122 Давать определение термину изменчивость. Называть основные формы изменчивости, вещество, обеспечивающее явление наследственности, биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Объяснять причины мутаций. § 3.12., вопросы после параграфа, записи в тетради 28.01 38 Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 126 Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. § 3.13., вопросы после параграфа 30.01 39 Основные методы селекции. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 130 Давать определения терминам порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Характеризовать методы селекции растений и животных. § 3.14-изучить, повторить материал на с.130-132, записи по теме «Организменный уровень» 04.02 40 Зачет по теме «Организменный уровень» 1 Урок контроля и оценки знаний Тестовая контрольная работа. Повторить материал на с.130-132 06.02 Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
41 Критерии вида. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 137 Приводить примеры видов растений и животных. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. § 4.1., вопросы после параграфа, записи в тетради 11.02 42 Популяция.
Биологическая классификация. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 141, 1-4 с. 144 Называть признаки популяций, систематические категории. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание понятия – популяция. Отличать понятия вид и популяция. § 4.2., 4.3.вопросы после параграфов, записи в тетради 13.02 Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
43 Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 149 Давать определения понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть предмет изучения экологии, компоненты биогеоценоза, признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту, свойства экосистемы.§ 5.1., вопросы после параграфа, записи в тетради 18.02 44 Состав и структура сообществ. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 158 Приводить примеры жизненных форм астений, водных и наземных животных. Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистем. § 5.2., вопросы после параграфа, записи в тетради 20.02 45 Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Составление схем передачи веществ и энергии.
Практическая работа № 5 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Вопросы 1-4 с. 161, 1-2 с. 163 Давать определение понятиям автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Называть правило перевернутой пирамиды численности. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.
§ 5.3., 5.4.,вопросы после параграфов, записи в тетради 25.02 46 Саморазвитие экосистемы. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 170 Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессий. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. § 5.5., вопросы после параграфа, записи в тетради 27.02 47 Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Практическая работа № 6 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Выполнение практической работы «Выявление взаимодействия различных видов в конкретной экосистеме» и выводы к ней. Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском, его учение о биосере. 03.03 Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часов)
48 Биосфера. Эволюция биосферы. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 177-178 Давать определение понятию биосфера. Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое, биокосное, косное вещество биосферы. § 6.1., вопросы после параграфа, записи в тетради 05.03 49 Круговорот веществ в биосфере. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 180, 1-2 с. 185 Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора, проявление физико-химического воздействия организмов на среду. § 6.2., 6.3. вопросы после параграфов, записи в тетради. Подготовить сообщение о последствиях хозяйственной деятельности человека. 10.03 50 Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 296, 1-3 с. 299 Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов, агроэкосистем. Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Раскрывать роль чаловека в биосфере, сущность рационального природопользования. Выявлять особенности агроэкосистемы. § 10.2., 10.3. вопросы после параграфов, записи в тетради. Сообщение – об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды. 12.03 51 Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Практическая работа № 7 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Выполнение практической работы «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.» и выводы к ней. Называть современные глобальные экологические проблемы, антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды Повторить § 4.1-6.3., 10.2.,10.3. подготовиться к зачету 17.03 52 Зачет по теме «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни» 1 Урок контроля и оценки знаний Тестовая контрольная работа. Повторить материал с. 144, 170, 185 19.03 Раздел 2. Эволюция (6 часов)
53 Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 193 Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. § 7.1., вопросы после параграфа, записи в тетради 31.03 54 Борьба за существование и естественный отбор 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 206 Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. Характеризовать сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. § 7.4., вопросы после параграфа, записи в тетради 02.04 55 Формы естественного отбора 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-2 с. 209 Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры стабилизирующего отбора, движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. § 7.4., вопросы после параграфа, записи в тетради (дополнительно изучить пар. 7.2, 7.3) 07.04 56 Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания.
Выявление приспособленности к среде обитания.
Практическая работа № 8 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Практическая работа. Выполнение практической работы «Выявление приспособленности к среде обитания» и выводы к ней. Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Завершить оформление практической работы. 09.04 57 Видообразование. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-3 с. 213, 1-3 с. 217 Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. § 7.6., 7.7. вопросы после параграфов, записи в тетради 14.04 58 Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. 1 Комбинированный урок Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 220, 1-4 с. 225 Давать определения понятиям ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция § 7.8., 7.9. вопросы после параграфов, записи в тетради 16.04 Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
59 Современные гипотезы происхождения жизни. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы 1-4 с. 236, 1-3 с. 238 Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. § 8.2, 8.3. вопросы после параграфов, записи в тетради
(для дополнительного изучения пар. 8.1.) 21.04 60 Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни. 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Описание рисунков учебника. Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. § 8.3. , 8.5 вопросы после параграфов 23.04 61 Развитие жизни в протерозое и палеозое. 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Описание рисунков учебника, репродукций.
Давать определение термину – ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. § 8.6, вопросы после параграфа. 28.04 62 Развитие жизни в мезозое и кайнозое. 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Описание рисунков учебника, репродукций.
Вопросы 2-3с. 257, 3-4 с. 260 Давать определение терминам – ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое, идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. § 8.7. , 8.8 вопросы после параграфов 30.04 63 Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. 1 Урок комплексного применения ЗУН Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. Давать определение терминам –антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта – человека. Определять принадлежность человека к классу Млекопитающие. Объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Доказывать единство человеческих рас. Повторить пар 2.1-2.14, записи в тетради. 05.05 Обобщение (5 часов)
64 Клетка – структурная и функциональная единица живого. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Работа с учебником, ответы на вопросы, работа с тестами. Разноуровневые тесты. Описывать: химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы, протекающие в клетке. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Повторить пар 3.5-3.13 07.05 65 Закономерности наследственности и изменчивости. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Работа с учебником, ответы на вопросы, работа с тестами. Разноуровневые тесты. Давать определения законам г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм. Составлять родословные, решать генетические задачи. Повторить пар 7.1-7.8 12.05 66 Становление современной теории эволюции. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Работа с учебником, ответы на вопросы, работа с тестами. Разноуровневые тесты. Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. Повторить пар 5.1-5.5 14.05 67 Взаимодействие организма и среды обитания. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Работа с учебником, ответы на вопросы, работа с тестами. Разноуровневые тесты. Выявлять признаки приспособленности видов к современному существованию в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах. Характеризовать биосферу как живую оболочку планеты, пищевые сети. Подготовиться к итоговой контрольной работе. 19.05 68 Итоговая контрольная работа. 1 Урок контроля и оценки знаний. Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. 21.05