Конспект урока-технологическая карта по географии на тему Разнообразие рельефа Земли
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
Конспект урока
географии в 5 классе
по теме «Разнообразие рельефа Земли».
(УМК В.П.Дронова, Л.Е..Савельевой «География. Землеведение. 5-6 класс»)Учитель высшей категории Борисова Елена Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 - 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ. 6 - 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Введение.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Основная часть. Проектирование технологической карты урока географии в 5 классе по теме «Разнообразие рельефа Земли». (УМК В.П.Дронова, Л.Е..Савельевой «География. Землеведение. 5-6 класс»)Пользуясь готовыми шаблонами технологических карт, составляю технологическую карту заданного урока:
Технологическая карта урока
Тема урока Разнообразие рельефа Земли.
Цель урока Изучение рельефа Земли, его форм, разнообразия и изменчивости.
Задачи урока Образовательные: Сформировать понятие рельеф Земли, формы рельефа. Вспомнить из курса окружающего мира какие неровности поверхности Земли детям знакомы. Изучить причины разнообразия рельефа..Развивающие: Развивать умение работы с текстом учебника и внетекстовым компонентом, работы с картами атласа и настенной картой.
Воспитательные: Воспитание любви к планете Земля, бережного отношения к ней и формам поверхности Земли.
УУД Личностные УУД: Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (формы рельефа), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Знать – что такое рельеф, формы рельефа Земли, причины разнообразия рельефа Земли .Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы « Земная кора», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи .Основные понятия Рельеф, формы рельефа, крупнейшие формы рельефа, крупные формы рельефа, средние и мелкие формы рельефа, причины разнообразия рельефа, внутренние силы, внешние силы.
Межпредметные связи Биология (органическое разрушение горных пород), химия (химическое разрушение горных пород), физика (физическое разрушение горных пород).
Ресурсы урока УМК «В.П.Дронов, Л.Е.Савельева», карта полушарий физическая, атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику.
Формы урока
(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
(познавательные,коммуникативные,
регулятивные)
1) Организационный момент
1. Подготовка к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание. Работа с рубриками Вы узнаете, Вспомните. Постановка учебной цели и задачей урока. Регулятивные – целеполагание.
Самоконтроль готовности к уроку
2) Проверка Д/ЗДвое уч-ся выполняют задания тестов по теме «Земная кора и её строение», двое – на интерактивной карте обозначают литосферные плиты, двое –подписывают на рисунке слои Земной коры. Остальные –проверяют. Проверяет выполнение заданий. Овладение картографическими навыками, формирование представлений о строении земной коры и строении литосферы. Регулятивные – контроль, анализ ответа учащегося, самоанализ, самооценка.
Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управление поведением.
Личностные – формирование ответственного отношения к учению.3) Изучение нового материала
1. Работа с текстом учебника, внетекстовым компонентом.
2. По тексту и рисункам учебника составление схемы «Формы рельефа Земли».
3. Работа с электронным приложением к учебнику.
4. Работа с текстом учебника, составление устного рассказа о причинах разнообразия рельефа. Организация поисковой деятельности учащихся 1. Проанализируйте рисунок «Формы рельефа». Сделайте вывод об особенностях рельефа Земли.
2. Прочитайте о формах рельефа Земли. Составьте схему «Формы рельефа Земли».
3. Работа в микрогруппах с контурными картами. Обозначение крупнейших гор и равнин Земли на контурной карте.
4. По тексту учебника составьте устный рассказ о причинах разнообразия рельефа Земли.
Знать - что такое рельеф Земли, формы рельефа Земли; причины разнообразия рельефа Земли, как влияют внутренние силы и внешние силы на изменение рельефа во времени.
Уметь – работать с картами атласа и контурными картами. Мотивация, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (формы рельефа Земли), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
4) Закрепление нового материала
Отвечают на вопросы к параграфу. Задаёт вопросы к параграфу:
Что такое рельеф и форма рельефа?
Как разделяют формы рельефа по размерам?
Под воздействием каких сил формируется рельеф? Прочитайте вопросы к параграфу. Дайте ответы на них. Общеучебные:
- работа с терминами и понятиями,
-составление устного рассказа по рисункам и схемам.
Логические:
-выявление причинно-следственных связей,
-классификация,
-обобщение. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция знаний.
Познавательные:
Общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
5) Контроль
Выполняют мини-тесты.
Самопроверка по эталону Организует контроль в виде мини-тестов по применению новых знаний. Выполнение мини-тестов, самостоятельная работа , осуществление самопроверки – пошаговое сравнение с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение, профессиональное определение.
6) Рефлексия
Осуществляют самооценку совместной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Организует рефлексию. На «Дерево знаний» прикрепите листочек:
красный – ничего не понял,
синий – понял не всё,
зелёный – понял всё! Познавательные: рефлексия. Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: смыслообразование.
III. Заключение.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов. Теперь технологическая карта урока станет верным помощником каждого учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС».
Н.Я.Мороз «Понятие технологической карты деятельности как исходное».
Е.В. Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС».