Статья: Роль классного руководителя в организации ученического самоуправления.

Роль классного руководителя в организации ученического самоуправления.
Размышляя о проблемах самоуправления в классе, мне вспомнились слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности».
Если А.С. Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец относил организацию самоуправления к разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то что уж можно сказать мне, классному руководителю с 37-летним стажем, об очевидных затруднениях и своих усилиях, направленных на обеспечение развития самоуправленческих начал в ученическом коллективе.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
1 слайд ( что такое самоуправление)
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
2 слайд
Основная цель классного самоуправления - воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного, готового самостоятельно сделать выбор, обладающего активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала учащихся в решении практических и хозяйственных проблем школы.
Мне посчастливилось работать еще в те эпохальные времена, когда еще существовали и октябрята и пионеры и комсомольцы и идеи и принципы Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования и нам классным руководителям.
А сейчас в современном изменившемся мире в современной школе все гораздо сложнее и проблематичнее.
На сегодняшний день я 37 лет работаю классным руководителем. Много классных коллективов прошло вместе со мной. Сейчас у меня выпускной 11 класс.
Мое знакомство с ребятами произошло еще при посещении уроков и мероприятий в начальной школе, совместные походы, а представление им меня как будущего классного руководителя на выпускном вечере в начальной школе. Это очень важно, как для ребят, так и для их родителей. Я в свою очередь, получила от учителя начальных классов очень подробную характеристику на каждого ученика, что позволило мне за лето продумать систему воспитательной работы с классом и сохранить преемственность в воспитании.
Первое, что я сделала:
В 5 классе, чтобы узнать детей получше, было проведено несколько тестирований:
Первичная социально-педагогическая диагностика;
Адаптация пятиклассника;
Я - пятиклассник;
Класс был очень сложным, как по учебе, так и по дисциплине. Были проведены индивидуальные беседы с родителями, консультации, семинары, выступления на родительских собраниях. Коррекционную работу с отдельными учащимися и классным коллективом помогали вести социальный педагог и весь коллектив. Что бы как то настроить учащихся на рабочий лад педагогический коллектив выработал единые требования для этого класса. Всю свою деятельность я построила на тесном контакте с родителями класса, на родительских собраниях. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, но мне повезло: в классе оказалась группа родителей-единомышленников. Которые очень помогали мне в моей работе.
Провела работу по организации актива класса. Анализ анкет очень помог. Была сформирована модель самоуправления и у нас появился актив класса. Так как в классе было 13 учащихся, никто не остался без должности. Должности были разные- староста, заместитель, связной, кассир, редактор, трудовик и т. д. Все ответственные отчитывались на классном собрании о проделанной работе.
С трудом мы переходили из класса в класс, не сразу все получалось с работой актива класса. Было много споров, кто-то очень хотел быть старостой, но класс не хотел. Пришлось пообещать, что за время учебы они все побывают в этой роли.
Каждый учебный год мы намечаем цель воспитательной работы и задачи, реализуемые в году. Планирование воспитательной работы осуществляем коллективно, проводя классное собрание в начале учебного года. При помощи анкет,  мы совместно с учащимися  класса анализируем итоги работы за прошедший учебный год и выстраиваем план мероприятий на текущий год. В реализации плана участвуют все учащиеся, так как все они входят в структуру самоуправления (в классе 7 человек). Каждый ученик выполняет общественно-значимое поручение и работает по своему направлению.
За эти годы у нас сложилась определенная система  ученических и человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Традиционными стали вечера именинников, праздничные мероприятия, походы.
Для сплочения классного коллектива мне пришлось зарегистрироваться в Контакте.
Значительная часть класса занимаются спортом, посещая секции. Участвуют в спортивных соревнованиях. Немаловажную роль в становлении классного коллектива имеет участие в общешкольных и районных делах. Мы принимаем участие во всех школьных праздниках, неделях,конкурсах.
За весь период работы с классом мы сохранили структуру организации самоуправления в классе.
3 слайд
Поручения в классе разделяются по характеру деятельности:
Информационные
Трудовые
Учебные
Спортивные
Организационные
Опираясь на характер значимости поручений в классе, формируется структура самоуправленческих органов. Она включает в себя 5 секторов.
Учебный сектор
Ведут табель успеваемости каждого ученика в классе, помогают классному руководителю в проверке дневников, отслеживают посещаемость уроков.
Формирование команд к участию в олимпиадах, ученических конкурсах, викторинах, интеллектуальных марафонах. Осуществление контроля посещаемости элективных курсов. В течение  года ведет портфолио  достижений учащихся, осуществляет мониторинг участия и результативности. Данные рейтинга освещаются в анализе воспитательной работы за год.
Организационный сектор
занимается организацией классных часов, праздников. В классе работает сценарная группа, которая активно принимает участие в общешкольных и сельских мероприятиях. Обеспечивают участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Трудовой сектор отвечает за организацию дежурства по школе, обеспечивает работу по озеленению кабинета. В полномочия данного сектора входит организация и вовлечение  учащихся  класса в трудовые акции и мероприятия.
Спортивный сектор занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Участвует в подготовке и проведении Смотра строя и песни в рамках месячника патриотического воспитания.
Информационный сектор – в обязанности, которой входит подготовка фото-сюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фото-сюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Сектор занимается оформлением летописи класса и работает над проектом, « Чтобы вспомнить какими мы были, загляните вы в классный альбом» снимает сюжеты из жизни класса. Отвечает за  оформление стендов в классе, оформление плакатов и выпуском стенгазет. Осуществляет оформление классного уголка. Задача сектора своевременно доносить информацию до учащихся о школьных и классных мероприятиях.
И вот сейчас в 11 классе мы находимся на этапе Самоутверждения. Проделанная работа дала свои положительные результаты. Ребята сами организуются для проведения школьных и классных мероприятий, преподносят мне сюрпризы. ( подготовка к Новому году, песни и строя
В этом году они очень активно участвуют в олимпиадах, конкурсах. Очень важен благоприятный психологический климат в коллективе. Очень важно, чтобы каждое проводимое мероприятие носило воспитательный характер. Если хочешь получить результат – не халтурь! Каждый ребенок должен найти место в классном коллективе.
Был осуществлен проект «Я и моя семья», результатом которого явился выпуск семейного альбома класса. Мы все понимаем, что без личного примера невозможно решить ни одной проблемы. Ребята всегда знают, что в любое время могут получить от меня как совет, так и «втык», знают, что от меня ничего не ускользнет, мы стараемся доверять друг другу и работать на доверии. Все должно быть основано на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Я стараюсь в своей работе следовать заповедям:
Любить детей!
Не врать!
Постоянно искать в ребенке богатство его души!
Научить детей думать и любить!
Дарить себя детям!
Знать к чему стремиться!
Именно в этом я черпаю силы и энтузиазм для нашей непростой, но очень нужной работы.
4 слайд
Задача всех органов самоуправления под руководством актива класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика. 
5 слайд
Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Надо добавить, что деятельность органов ученического самоуправления положительно влияет  не только на учебные и общественные дела, но и способствует    формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа»
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
6 слайд
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует  сплочению коллектива через совместное творческое дело.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.

7 слайд

Таким образом, работу классных руководителей по развитию ученического самоуправления можно разделить на несколько условных этапов:
Изучение интересов школьников с целью организовать совместную общественную деятельность. (Используя психолого-педагогические карты по изучению интересов и склонностей учащихся классов, изучив взаимоотношения в классном коллективе)
Налаживание постоянного общения между активистами, ведущее к образованию и развитию межличностных отношений детей (Часто одноклассники не идут на контакт только лишь из-за того, что актив не умеет строить межличностные связи). Поэтому классному руководителю так необходимо научить этому через ряд анкетирований и соответствующих занятий:
Опросник для определения творческих наклонностей у школьников
Опросник для индивидуального знакомства с активистом
Анкета «Интересы и досуг»
Анкета «Ваше отношение к школе и к классу»
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Анкета «Семья и родители глазами ребенка»
Опросник «Выяснение мнения детей об организации воспитательной работы в школе»
Опросник для определения профессиональных интересов
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Методика «Пословицы»
Анкета «Климат в коллективе»
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Утверждение классным руководителем роли актива в классе при решении важных вопросов жизнедеятельности коллектива (Сбор активистов класса позволяет объединить лидеров и создать команду, заинтересованную в продвижении самоуправления в классе и в школе).
Добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.
Развитие самоуправления через работу секторов.
Создание атмосферы здоровой конкуренции

Высший орган самоуправления в классе - классное собрание - проявления общественного мнения класса, позиция отдельных учащихся, их отношение к коллективу. Каждое собрание-это шаг к совершенству самоуправления, учит нести ответственность за себя, за порученное дело. Классное собрание ведет староста, объявляет повестку собрания, на котором отчитываются ответственные каждого сектора. Остальные оценивают их работу, высказывают свое мнение, принимают решение.
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. В доме семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом,  в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому классному «огоньку»: «Мальчишки-девчонки», «Великая Победа!». Надолго останутся в памяти уроки толерантности «Мы разные, но мы все вместе», «Что значит быть толерантным», «Я - подарок вселенной», «Наши традиции, наши обычаи».
8 слайд

Анализируя внеклассную деятельность класса, я могу выделить следующие показатели развития коллектива, работу актива класса:
1. мобильность выполнения коллективных дел;
2. товарищеские взаимоотношения;
3. желание быть вместе, жизнерадостность;
4. отрицательное отношение к нарушению;
5. самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.
Результаты ученического самоуправления:
1. включение учащихся нашего класса в управление школы
2. создание условий для развития значимых качеств учащихся;
3. личностный рост учащихся, активности их творчества, самоорганизации и самореализации;
4. повышение интереса учащихся к различным видам деятельности.
Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
В конечном счёте, моя позиция такова мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. А учащиеся могли бы друг другу сказать: «Нас классная семья недаром породила, мы школьные друзья и в этом наша сила»
Выводы:
Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.
В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни.
Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.



















15