Урок «Разнообразие рельефа Земли» (6 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»




Урок « Разнообразие рельефа Земли», география ,6 класс


Учитель географии Бавыкина О.С.

2015 г.

Урок « Разнообразие рельефа Земли», география ,6 класс

Технологическая карта урока
УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение, Дрофа , 2012.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление учащихся о главных формах рельефа суши, их изменениях во времени и закономерностях размещения
Задачи:
- обучающие: формировать знания обучающихся о классификации гор и равнин по разным признакам, исследовательский подход при изучении темы
- развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умения анализировать разные источники географической информации, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой, ЭОР и контурными картами;
- воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.


Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Знать основные формы рельефа суши, различные виды гор и равнин, объяснять их изменения во времени.
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником и географическими картами для исследования.

Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности. Проявление устойчивой учебно – познавательной мотивации к учению.
Мобильность, толерантность, самостоятельность.




Структура и ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
ЭТАП - Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
Лист настроения. Отметьте свое настроение на начало урока. Ставьте оценку в лист самоконтроля.



Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.


Учащиеся ставят оценку в лист самоконтроля.
В листе самоконтроля поставьте оценку готовность к уроку. Желтый – хорошо, Зеленый – отлично, Красный – могло быть лучше.










Личностные: формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2
ЭТАП -
актуализация знаний
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие по земной поверхности.
Проверим, готовы ли вы к этому путешествию.
Возьмите свои планшеты, разгадайте кроссворды. Самопроверка. Какие ключевые слова вы получили. 1-й вариант... рельеф , 2-й вариант земли. На экране разгаданные кроссворды. Проверка домашнего задания кроссворд. Правильные ответы 1 вариант слово «рельеф» 2 вариант слово «земля» Проверка ключевых знаний учащихся – фронтальная беседа
Что такое рельеф?
Назовите причины разнообразия рельефа
Где образуются горы?
Где образуются равнины?

Отвечают на вопросы в кроссворде. Отвечают на вопросы учителя




Личностные УУД:
понимание важности знаний.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

3


























4









































































































ЭТАП - постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности.






















ЭТАП - Усвоение новых знаний и способов деятельности.







Выясняет, какими знаниями владеют школьники о рельефе.
Давайте сформулируем проблему.
Какова тема урока? Предположительные ответы:
-Рельеф земли
-разнообразие рельефа Земли.
Назовите тему урока. Разнообразие рельефа Земли.
Открыли, тетради записали тему урока «Разнообразие рельефа Земли». Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цель урока, намечают пути ее достижения.












Итак, мы готовы отправиться в наше путешествие по исследованию поверхности земли. Посмотрите на экран. Вопрос классу
- Что изображено на экране? (Слайды №)
Равнины, горы, дно моря, океана. Как мы можем все это назвать, одним словом. (Рельеф)
Так что же такое рельеф? Как вы думаете? Варианты ответов. В тетрадь определение: рельеф - все неровности поверхности суши и дна морей и океанов.
Первая остановка Научная.
Мы прибыли в научный географический институт. Здесь вы можете найти ответы на многие вопросы о рельефе Земли. Работать будем с научной литературой в группах. Каждая группа получает карточки с вопросами, справочный материал, географические карты, учебники. На подготовку ответов вам отводится.
Первая группа. Сообщение о крупных формах рельефа
(группы записывают ответы в тетрадь)
Карточка №1 Работа с учебником.
1. Выписать в тетрадь крупнейшие формы рельефа из учебника.
Материки, впадины океанов, горы.
2. Что такое горы?
3. Классификация гор по высоте.
Работа с картами.
3.Найдите на карте, как изображены горы. Разным цветом. А от чего это зависит? От высоты гор. Работа с помощью легенды карты. Обратимся, к легенде карты в ней находится шкала высот низкие, средние, высокие.
Вторая группа. Сообщение о крупных формах рельефа.
Карточка №2
1.Выписать в тетрадь крупные формы рельефа из учебника.
Это хребты и впадины в горах.
2. Что такое равнины?
3. Классификация равнин.
4. Средние и мелкие формы – овраги, холмы.
3. По физической карте определить преобладающие высоты Уральских гор.
4. По физической карте полушарий определите преобладающие высоты Анд
5. Процесс изменения гор во времени. Рассмотрим один из примеров. По современным оценкам, Кавказские горы начали подниматься более 15 млн. лет назад, т.е. задолго до того, как появился человек. Рассчитайте, какой должна была быть высота гор при скорости подъема 1 мм в год. Простой расчет показывает – 15 км! Гор такой высоты на Земле вообще нет, а преобладающие высоты Кавказа лежат в пределах 2000 – 3000м, и лишь высокие вершины (по карте) 5000 м. Чем это объяснить? Современный рельеф является именно результатом взаимодействия этих противоположных сил. В.А. Обручев писал: « Задача разрушительных сил – полное уничтожение гор. Снести острые вершины, стереть с лица Земли, выровнять до основания – вот к чему стремятся эти силы И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли»
О каких силах на Земле идет речь?
Физкультминутка учитель показывает по карте равнины, а учащиеся, если это низменность – приседают, возвышенность – руки в сторону, плоскогорье – руки вверх.

Третья группа. Причины разнообразия рельефа. Внутренние силы. (Слайд № землетрясения, вулканизм)
1. Выписать виды внутренних сил Земли.
Медленные движения земной коры, землетрясения и вулканизм.
2. Изменения земной поверхности под действием этих сил.
Опускание, поднятие, сжатие поверхности, сминают в складки горные породы.
Четвертая группа. Причины разнообразия рельефа. Внешние силы. (Слайд № водная эрозия, ветровая эрозия, ледники, человек)

1. Выписывает виды внешних сил Земли.
2. Изменения земной поверхности под действием этих сил.
Создают средние и мелкие неровности рельефа.

.

Анализируют кроссворды.
Рассказывают о том, что они знают о горах и равнинах.
Формулируют проблему
Предлагают варианты тем урока.
Записывают тему урока в тетрадь. Предлагают цель и план работы для ее достижения.














Читают определение рельефа в учебнике. Обсуждают.

Находят различие гор и равнин по высоте, выясняют особенности. Примеры гор и равнин находят на карте. Зачитывают описание процесса образования и разрушения гор в учебнике
В тетради составляют кластер «Равнины» и «Горы». По карте определяют рельеф материков.


Работа в группах. Первая группа отвечают на вопросы карточки №1. Работа с картами. Работают с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают, читают и проговаривают их друг другу в слух. Составляют ответы. Ответы записывают в тетрадь.



Вторая группа отвечает на вопросы карточки №2
. Работа с картами. Работают с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают, читают и проговаривают их друг другу вслух. Составляют ответы. Ответы записывают в тетрадь.



























Делают физкультминутку.




Третья группа. Работают с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают, читают и проговаривают их друг другу вслух, Составляют ответы. Ответы записывают в тетрадь.


Четвертая группа. Работают с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают, читают и проговаривают их друг другу вслух. Составляют ответы. Ответы записывают в тетрадь.
Комментируют выполнение задания


Ставим оценку в листе самоконтроля
Желтый – хорошо, Зеленый – отлично, Красный – могло быть лучше.



Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формулировка темы и цели урока;
Личностные УУД: формирование умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения.
Регулятивные УУД:
определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
воспитание способности высказывать свою точку зрения; положительное отношения учащихся к мнению одноклассников



Личностные:
Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.
Логические УУД:
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД:
Умение выделять и формулировать новые понятия.
.

















5










ЭТАП - Первичная проверка понимания изученного.
Применение изученного.
Вторая остановка Познавательная
Первичное закрепление материала.
Рассмотрите рисунок и определите, какие формы рельефа на нем изображены.

Работают с рисунком.
Работают в тетради. Делают выводы и обобщения.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: выражение своих мыслей.

6









ЭТАП - Первичное закрепление.
Третья остановка Исследовательская.
Задание №5 на с.89 учебника. Ответ: самая высокая вершина мира Эверест (8848м), самая глубокая океаническая впадина Марианская в Тихом океане

Работают в парах.
Самостоятельно выполняют проверку, анализируют ошибки
Личностные УУД:
Освоение социальных норм и правил поведения в небольших группах.
Регулятивные УУД:
умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

7




ЭТАП - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Откройте дневники, запишите домашнее задание изучить, § 23 ответить на вопросы с 89 учебника.

Осмысливают суть задания, записывают д/з в дневник
Регулятивные: принимать и намечать задачи деятельности

8










ЭТАП - рефлексия и коррекция
Совместно с учащимися подводит итог урока. Оценивает индивидуальную деятельность учащихся.
Молодцы, на уроке вы узнали и открыли много новых
знаний, научились применять их на практике, хорошо работали. Мы изучили формы рельефа, причины разнообразия рельефа.
А для чего нам эти знания пригодятся?
Рефлексия. Проанализируйте свою работу (раздаются карточки рефлексии).
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Мое настроение
Сдать лист самоконтроля
Урока время подошло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что поработали ударно.
Спасибо за урок!
Урок окончен.
Учащиеся формулируют выводы, обосновывают их, используя приобретённые знания.

Дают самооценку работы на уроке, обмениваются мнениями






Общеучебные УУД: определение основной информации, умение произвольно строить речевое высказывание в соответствии с целью, рефлексия способов действия. Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция знаний. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД: Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности.


Список литературы

Володина Г.В. и др. Физическая география. Справочное издание. М.: Высшая школа, 1995. – 304 с.: ил.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 368 с.: ил.
Максаковский В.П., Баринова И.И., Дронов В.П. и др. География: Пособие для поступающих в вузы - 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.: ил., карт.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15