Авторская технология работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Авторская технология работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Цель авторской технологии - создание психологических, организационно-педагогических, методических и материально-технических условий для развития и самореализации учащихся с высоким уровнем мотивации и академической мобильности.
Задачи:
1.Изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
2. Выбор средств повышения внутренней мотивации к образованию.
3. Формирование возрастной эрудиции (широкой информированности учащихся).
4. Развитие коммуникативных способностей учащихся средствами предмета.
5. Активизация творческого потенциала личности и формирование опыта самостоятельной творческой деятельности.
Этапы - Направления деятельности для достижения конечного результата
Этап - Направление №1: информационно-аналитическая деятельность (создание банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности, выявление потребностей и возможностей академически одаренных детей)
№/№
Содержание работы
Технологии
1
Проведение психолого-педагогической диагностики
Анализ результатов психолого-педагогического исследования, удовлетворение запросов уч-ся с целью корректировки работы и определения направления работы
2.
Создание банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности
Анализ обучаемости (по результатам психолого-педагогической диагностики) и обученности
3.
Формулировка целей и задач, определение содержания работы с учащимися
Анализ фактической ситуации
4.
Организация консультаций для высокомотивированных учащихся
Составление графика консультаций
5.
Создание условий тесной взаимосвязи учебных занятий с системой дополнительного образования через кружок
Конструирование учебного плана и системы дополнительного образования.
6.
Выработка единых требований к работе с дополнительными тетрадями с целью отработки творческих навыков по предмету
Дополнительная работа с творческими заданиями. Анализ творческих работ
7.
Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы учителя, родителей и их детей
анкетирование;
беседа;
психологическое тестирование и его анализ
8.
Выявление потребностей и определение перспектив сотрудничества с вузами в рамках непрерывного образования
собеседование и его анализ;
анкетирование и его анализ
9.
Осуществление сравнительного анализа учебной успеваемости уч-ся, обучающихся на «4 и 5», с определением коррекции работы
Отбор информации, ее систематизация
10.
Осуществление совместной работы учителя и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся;
проведение тестирования, предметных экскурсий, экскурсий профориентационного характера
собеседование;
анализ тестирования
Этап – Направление №2: организационно-исполнительская деятельность (создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения)
№/№
Содержание работы
Технологии
1.
Обеспечение выполнения учебного плана и программ дополнительного образования
Анализ программы и их выполнение
2.
Организация индивидуальной работы с учащимися. Наличие дидактического материала и др. форм учебно-методического обеспечения
График индивидуальных консультаций, учебно-методическое обеспечение
3.
Организация в системе дополнительного образования курса для развития речетворческих способностей учащихся
Разработка и о
· °рганизация программы авторских спецкурсов: «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения» (1-6 кл.), «Чтобы язык не заплетался» (5-9 кл.), «Как почувствовать вкус слова» (4-5 кл.), «Русский язык и культура речи» (10-11 кл.).
4.
Разработка библиографических указателей научной, предметной, методической и др. литературы в библиотеках школы, округа, города и организация абонемента
Взаимодействие с библиотеками школы, округа, города
5.
Индивидуализация учебной нагрузки и домашнего задания в зависимости от психологических и физических особенностей, а также запросов учащихся и их родителей
Анализ материалов психологов и школьной документации;
собеседование
6.
Использование технологий развития мыслительной деятельности учащихся
Технология деятельностного метода обучения;
здоровьесберегающие, игровые, интернет-технологии;
проблемная;
технология научно-исследовательской и проектной деятельности;
технология крупноблочной подачи учебного материала;
технология критического мышления;
технология укрупненных дидактических единиц
7.
Использование различных форм и методов, способствующих развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся
Проведение нетрадиционных форм занятий;
метод проектов;
проведение учебного эксперимента;
применение исследовательского метода обучения;
применение домашних работ исследовательского характера;
участие в олимпиадах и конкурсах
8.
Формировать у учащихся самостоятельные умения и навыки учебной деятельности (умение отбирать и использовать материал в новых условиях);
умение работать с научной литературой и использовать ее в подготовке к олимпиадам, конкурсам
Изучение и анализ продуктов деятельности;
индивидуальная работа по подготовке школьников к участию в конкурсах, олимпиадах
9.
Поддержка одаренных учащихся
Награждение дипломами и грамотами, благодарственными письмами, памятными призами и подарками;
присуждение специальной премии;
занесение учащихся школы в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России»
Этап – Направление №3: регулятивно-коррекционная деятельность (психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, создание ситуации успешного обучения и развития обучающихся)
№/№
Содержание работы
Технологии
1.
Отбор педагогических технологий, позволяющих решить поставленные задачи
Анализ деятельности;
работа с методической литературой
2.
Отбор различных форм и методов, способствующих развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся
Анализ деятельности;
работа с методической литературой
3.
Отбор программ и УМК, способствующих совершенствованию учебного процесса
Анализ деятельности;
работа с методической литературой
3.
Определение общего психологического состояния учащихся
Психологическое обследование
4.
Изучение развития творческого мышления учащихся
Психологические исследования
5.
Создание условий для подготовки к адаптации мотивированных учащихся в новых условиях(в рамках участия в мероприятиях различного уровня и продолжения образования)
Консультации;
собеседование;
психологические, профессиональные методики
Показатели эффективности использования технологии:
Динамика уровня интеллектуального развития учащихся
Развитие творческого мышления учащихся
Разработка собственных программ, исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
Эффективность участия в конкурсном движении разного уровня
15