Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности


«Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» Целями моей работы над темой является формирование у обучающихся предметной компетентности в области филологических знаний; развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей личности; создание благоприятных условий для развития познавательной активности, повышающей качество обучения и познавательный интерес учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Для достижения целей ставлю перед собой следующие задачи:1. Освоение современных технологий в образовательном процессе, способствующих развитию познавательной активности, и их применение в своей педагогической практике.2. Создание положительного микроклимата на уроке.3. Применение современных средств, методов и форм, способствующих привлечению внимания обучающихся, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.4. Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств. 5. Подготовка выпускников к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе. Разноуровневые задания По теме: «Сложноподчиненные предложения с некоторыми видами придаточных предложений» провожу урок-практикум. Обучающимся предлагаю карточки разных уровней сложности: карточки для учащихся на «3», «4», «5». Ребята, имеющие более глубокие знания выбирают карточки с заданиями посложнее и получают соответствующие отметки. Цифровые диктанты при закреплении в 5 классе темы «Простое и сложное предложение» предлагаю ребятам цифровой диктант:– простое предложение. 2 – сложное предложение.1.Показался большой одноэтажный дом с железной крышей. 2. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 3. Пускай шумит волна морей! 4. Внизу огни дозорные лишь на мосту горят, и колокольни черные, как сторожа, стоят. 5. Имя Дубровского было у всех на устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважным злодеям. 6. Незаметно плывет над Волгой солнце. 7. В Воронежском заповеднике лютовала зима. Код проверки: 1,2,1,2,2,1,1 Проблемные ситуации Проблемная ситуация — это сознательно создаваемое мною затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения и т. д. Познавая новое, учащиеся делают открытие для себя и очень важно, чтобы это происходило самостоятельно. Это и работа исследовательского характера, олимпиадные задания, факультативы по русскому языку. Факультативные занятия На факультативных занятиях ведётся развитие творческих способностей учащихся. Факультативы по русскому языку направлены на повышение уровня речевой культуры учащихся, качества устной и письменной речи; по литературе – на развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. Факультативы по русскому языку и литературе посещают 100% обучающихся класса. Исследовательские работы «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»», «Социально-культурные факторы, влияющие на выбор имени для девочки с. Литковки», «Поэтическое творчество учащихся Литковской средней школы», «Особенности празднования Рождества в с. Литковка», «История моей семьи». Недели гуманитарных наук Результатом такой работы является высокая активность детей, развитие творческого потенциала, инициативности, увлечённости. Ребята - участники всех мероприятий, олимпиад, конкурсов. Процент участников в неделе Гуманитарных наук растет ежегодно Нестандартные уроки уроки - сказки, конкурсы, уроки – путешествия, уроки-игры, встреча с писателями, зачёты, семинары, диспуты, инсценирование и др.. При этом, конечно, учитываю возрастные особенности школьников. Ребята 5-7 классов любят инсценировать басни И. А. Крылова, отрывки из сказок. Зачеты и семинары провожу, начиная с 8 класса. Компьютерные технологии Интернет-ресурсы представляют обширные материалы: мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), использую программы     "Репетитор", «Сдаём ЕГЭ по русскому языку». С помощью этого материала создаю собственные дидактические материалы к урокам. Мною накоплен материал по литературе в виде презентаций. Некоторые готовые презентации беру из Интернета. Современные образовательные технологии В своей работе я применяю элементы технологии «Критического мышления», «Проектного обучения», «Личностно ориентированного обучения» на семинарских занятиях применяю технологию «Дебаты». Диагностическая работа необходимо вести диагностическую работу по технике чтения на уроках литературы; на уроках русского языка постоянно веду диагностическую работа по орфографии Итоги: Прочность образовательных навыков: абсолютная успеваемость – 100%, качественная успеваемость по русскому языку – 57 %; по литературе – 71%.2. Развивается устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка и литературы. 3. Есть победители и призеры школьного уровня Всероссийской олимпиады школьников.4. Подготовила участников научно-практических конференций.5. Высокий процент участников в телекоммуникационных проектах и игре-конкурсе «Русский медвежонок», предметной неделе.6. Успешная сдача единого государственного экзамена по русскому языку. Средний балл по русскому языку - 56.7. Поступление учащихся в ВУЗы предметной направленности Опыт моей работы используют педагоги нашей школы: Процукович Елена Анатольевна – учитель русского языка и литературы, Штейн Лаура Дмитриевна- учитель истории, Фенглер Людмила Гербертовна – учитель немецкого языка.