СБОРНИК дидактических материалов для развития речи, мышления, творческих способностей и познавательных мотивов у обучающихся начальной школы
Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга
Гончарова Нинелия Николаевна
СБОРНИК
дидактических материалов для развития речи, мышления, творческих способностей и познавательных мотивов у обучающихся начальной школы «Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива? …
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика красива!»
О. Панишева
Аннотация
Данный сборник, содержит дидактические материалы, предназначенные для развития у младших школьников умения выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, сравнивать. Это ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Сборник может быть использован учителями для работы в классе на уроке, на занятиях по внеурочной деятельности, родителями в качестве индивидуальной работы с детьми.
Введение
Овладение учебной деятельностью тесно связано с развитием ребенка. Но развитие есть там, где требуется проявление активности и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Включение в учебный процесс игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
При закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 – использую игры: "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".
При закреплении приемов вычитания в пределах 20. Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как:
"Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧИ В СТИХАХ
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения. Данная группа задач полезна для отработки вычислительных навыков с натуральными числами.
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Три ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? ( 7 – 3 = 4)
34994859715500
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (5 + 2 = 7)
Привела гусыня – мать
Семь детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (7 -3 = 4)
330898512128500
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей! ( 1 + 2+ 3= 7)
304228514732000
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
3223260-2476500
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
( 1 + 1 + 1 + 1 + 2 + 1 = 7 )
Цыплята и котята
31953208763000За цыплятами котята
Во дворе гонялись.
И в веселой кутерьме
Все перемешались.
И задумались ребята:
Где цыплята, где котята?
Сколько птиц? Или зверей?
Сосчитай, дружок, скорей.
Сосчитать никто не смог,
Только получили:
7 голов,16 ног
Во дворе пылили.
(Ответ: 1котенок.6цыплят.)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.
Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию:
Вид её - как запятая
Хвост крючком и не секрет,
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет.
Отгадайте – ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
3442335-63500Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы дружков.
(ВОСЕМЬ)
СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
4715510175514000Среди занимательных задач особое место занимают задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Известный математик А.И. Макрушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
Кощей Бессмертный, Баба – яга и Змей Горыныч выпили бочку пепси – колы вместимостью 15л. Кощей Бессмертный выпил 5л, а Баба – яга – 4л. Остальные честно разделил между своими тремя головами Змея Горыныч. Сколько литров пепси – болот. колы выпили головы Змея Горыныча?
228603810000
В поисках Царевны – лягушки Иван-царевич обследовал 5 болот. На каждом болоте было по одной лягушке. Сколько лягушек перецеловал Иван – царевич в поисках своей невесты?
33661352540000
Половину всех своих золотых монет Буратино отдал за обед в харчевне, а остальные 3 монеты по совету лисы Алисы и кота Базилио закопал в землю. Сколько золотых монет было у Буратино .ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Невозможно представить математику без логики, решая математические задачи, мы постоянно логически рассуждаем.
- Кто назовет пять дней недели подряд, не называя названий дней недели.
- Что тяжелее 1кг ваты или 1кг. железа?
- Летела стая усей: 2 впереди, 1 позади, 2 позади, 1 впереди. Сколько было гусей? (3)
- Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько их всех? (3)
- У стола 4 угла. Сколько углов останется, если один отпилить? ( 5.)
- На столе лежали 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4.)
- Тройка лошадей пробежали 3 км. Сколько километров пробежала одна лошадь? ( 3.)
ГОЛОВОЛОМКИ.
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Например:
1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:
*** - **=1
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например:
Лестница состоит из 15 ступеней.
На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).
Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
(8 яблок и 4 груши стоят одинаково).
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты, треугольники.
КРОССВОРДЫ
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки.
В строчках:
Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.
В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: В строчках:
1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.
В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.
ШАРАДЫ
В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым. (Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную. (Столяр)
Рождаюсь на мебельной фабрике я,
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою-
названье большому числу я даю. (Стол - сто.)
С «к» -фигура без углов,
С «д» - с тобой дружить готов. (Круг- друг.)
Предлог в моем стоит начале.
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски и за столом. (За-дача.)
МАГАГРАММЫ
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.
С "Д" - давно я мерой стала,
С "Т" - уже нет выше балла. (Пядь - пять).
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "у" на "о"
Будет круглое число. (Сурок - сорок)
Чтобы поддерживать скворечню
Иль антенну я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест - шесть)
Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «ь» прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь- семья.)
РЕБУСЫ
382333518288000Широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики. Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
ПО 2 Л; С 3 Ж; 7 Я; Р 1 А; 100 ЛИЦА; АК 3 СА; 40А; 100 ЛЯР
ЗАДАЧКИ С ПОДВОХОМ
Предлагаемая группа задач повышает интерес к математике, через посредство оригинальной формулировки, но учит не « слепо» идти в решении, а хорошо подумать, прежде чем дать ответ.
Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в…(Не в кружочек, а в клеточку.)Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается …(Не 2, а 6.)
Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем…(Не 4, а 1.)
Знает точно ученица:
От десятка ноль отнять будет…(Не единица, а 10.)
У доски ты говори,
Что концов у палки …(Не 3, а 2.)
Ходит в народе такая молва:
Шесть минус пять получается …(Не 2,а 1.)
Отличник тетрадкой такою гордится:
Внизу, под диктантом стоит …(Не единица, а 5.)
На уроках будешь спать-
За ответ получишь …(Не 5, а 2.)
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну. Осталось …(Не 2, а 4.)
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две- всего …(Не 4, а 5.)
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…(Не 5, а 4.)
Ты на птичку посмотри:
Ног у птички…(Не 3, а 2.)
У меня собачка есть,
У нее хвостов аж…(Не 6, а 1.)
Пять мальчиков отправились в магазин. По дороге они нашли 50 руб. Сколько денег нашел бы один мальчик, если бы пошёл в магазин без друзей?
Сколько раз повторяется 100?
Данная задача развивает внимательность, учит «вчитываться» в условие задачи.
У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног.
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.
ЗАДАЧИ – ШУТКИ
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа, пять карасей.
Сколько птиц? Ответь скорей!
- Надо разделить 5 яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.
(Одна девочка должна взять одно яблоко вместе с корзиной)
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок ?
(Ни одного на березе яблоки не растут)
- Может ли дождь идти два дня подряд ?( Не может. Ночь разделяет дни.)- У какой фигуры нет ни начала ни конца ? (У круга)
- Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это?
(Весна, лето, осень, зима.)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят.
(Месяцы.)
- Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это?
- Шли две матери с дочерями, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется?
- Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
(Да, это всадник на лошади.)
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
- Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
168973516700500
Список использованных источников и литературы:
1. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. авт.-сост. О. В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 219 с.
2.О.А. Савина. Эстетический потенциал истории математики. Математика в школе. .№ 3, 2001 год.
3. К.В.Лавринович. Богатство интересов - залог обучаемости.. Математика в школе. № 6 , 1990 год.
4.В. П. Каменщиков. Находки во внеклассной работе. Математика в школе. № 1,1992.