Урок по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными»
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными
Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП. Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
оборудование: учебник, раздаточный материал.
тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).Вопросы ученикам:
С какими видами придаточных познакомились?
Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
На какой вопрос они отвечают?
Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).