Возможности использования песен современных немецких исполнителей в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к изучению немецкого языка.


Бернт Анна Константиновна,
учитель немецкого языка МКОУ Богдашкинская СШ,
первая квалификационная категория.
Работаю в средней школе села Богдашкино
Чердаклинского района Ульяновской области
Возможности использования песен современных немецких исполнителей в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к изучению немецкого языка.
Мы живём в быстро изменяющемся мире, новые технологии развиваются со скоростью света, мир меняется у нас на глазах. К сожалению нам приходится признать, что немецкий язык, язык великих учёных и поэтов проигрывает в настоящее время другим языкам. Как нам быть в такой ситуации, если в самой Германии молодые люди и подростки разговаривают на смеси английского и немецкого языка, так называемом «Denglisch».
Таким образом перед учителем немецкого языка стоит труднейшая задача, заинтересовать в изучении немецкого не только детей, но и их родителей, что не менее важно. Но как бороться с простой грамматикой английского, как победить традиционное мнение, что немецкий язык – грубый и некрасивый?
Это устоявшееся мнение нам и помогут преодолеть песни на немецком языке, как народные, так и современные.
Аудирование является неотъемлемой частью изучения иностранного языка, ведь именно умение воспринимать иноязычную речь на слух является ключом к успешному овладению иностранным языком с позиций коммуникации.
Современные методисты предлагают множество вариантов обучения приёмам аудирования и одним из них и является музыка и прослушивание песен на уроках и внеурочных занятиях.
Применение песен имеет много преимуществ:
Музыка окружает нас повсюду, подростки постоянно слушают какие-то песни.
Песенного материала много и можно выбирать, то что подходит именно к данной конкретной теме.
Это отличная тренировка произношения и отработка фонетических навыков.
В песнях происходит более быстрая активизация лексики по теме, песни отражают и современные тенденции в мире и в стране изучаемого языка.
Сложные правила грамматики легче усвоить через песни.
Исходя из вышесказанного хотелось бы поделиться своим опытом использования песенного материала на уроках и во внеурочной деятельности при изучении немецкого языка.
В нашей школе, как и во многих образовательных учреждениях, иностранный язык начинают изучать со второго класса. Но уже в первом классе наши ученики занимаются по программе внеурочной деятельности «Германия- 12 месяцев в году», значительная часть которой основана на изучении детских песенок. Но дети не любят сидеть на месте и петь, это так скучно, они с удовольствием активно поют и двигаются в соответствии с текстом и смыслом песенки. При этом происходит не только знакомство с лексическим и фонетическим материалом, отработка произносительных навыков, но и дети получают удовольствие от изучения языка. Дома они в восторге рассказывают родителям о занятиях немецким в школе и с большой охотой бегут на занятия.
Все эти песни можно найти на портале «www.youtube.com». Я часто использую следующие:
FliegerliedIch lieg' gern im GrasUnd schau' zum Himmel rauf.Schauen die ganzen WolkenNicht lustig aus?Und fliegt 'n Flieger vorbeiDann wink' ich zu ihm rauf."Hallo Flieger!"Und bist du auch noch dabei,Dann bin ich super drauf.
Und ich flieg', flieg', flieg' wie ein Flieger,Bin so stark, stark, stark wie ein TigerUnd so groß, groß, groß wie 'ne Giraffe,So hoch oh, oh, oh.Und ich spring', spring', spring' immer wieder,Und ich schwimm', schwimm', schwimm' zu dir rüber,Und ich nehm', nehm', nehm' dich bei der Hand,Weil ich dich mag,Und ich sag:
Heut' ist so ein schöner Tag!La-la-la-la-laHeut' ist so ein schöner Tag!La-la-la-la-laHeut' ist so ein schöner Tag!La-la-la-la-laHeut' ist so ein schöner Tag!
(Wiederholungen)
Это многочисленные песни для маленьких учеников на канале «Kinderlieder zum Mitsingen und Bewegen», например:
Hallo, hallo, schön, dass du da bist
Refrain:Hallo, hallo, schön, dass du da bist.Hallo, hallo, wir freuen uns so sehr.
1. Strophe:Die Hacke und die Spitze, die können nicht mehr sitzen.
Refrain:Hallo, hallo, schön, dass du da bist.Hallo, hallo, wir freuen uns so sehr.
2. Strophe:Die Ferse und die Zehen, die müssen weitergehen.Refrain:Hallo, hallo, schön, dass du da bist.Hallo, hallo, wir freuen uns so sehr.
3. Strophe: Die Arme müssen schwingen, wenn wir das Liedchen singen.
Refrain:Hallo, hallo, schön, dass du da bist.Hallo, hallo, wir freuen uns so sehr.
4. Strophe:Den Kopf, den woll’n wir schütteln und mit den Schultern rütteln.
Das Lied über mich
Es gibt Lieder über Hunde – wau wau wauund auch Lieder über Katzen – miau miau miaunur das eine Lied, das gibt's noch nicht,und das ist das Lied über mich.
Ich hab Hände sogar zwei,und auch Haare mehr als drei,ich hab einen runden Bauch,und 'ne Nase hab ich auch,ich hab links und rechts ein Bein,und ein Herz, doch nicht aus Stein,und jetzt winke ich dir zu,hallo du, du, du.La la la, ...
Es gibt Lieder über Autos, brumm brumm brumm,und auch Lieder über Bienen, summ summ summ,nur das eine Lied, das gibt's noch nicht,und das ist das Lied über mich.
Ich hab Hände sogar zwei,und auch Haare mehr als drei,ich hab einen runden Bauch,und 'ne Nase hab ich auch,ich hab links und rechts ein Bein,und ein Herz, doch nicht aus Stein,und jetzt winke ich dir zu,hallo du, du, du.La la la, ...
Es gibt Lieder übers Trinken, gluck gluck gluck,und auch Lieder übers Hühnchen, tuck tuck tuck,nur das eine Lied, das gibt's noch nicht,und das ist das Lied über mich.
Ich hab Hände sogar zwei,und auch Haare mehr als drei,ich hab einen runden Bauch,und 'ne Nase hab ich auch,ich hab links und rechts ein Bein,und ein Herz, doch nicht aus Stein,und jetzt winke ich dir zu,hallo du, du, du.La la la, ...La la la, ...
Песенок очень много, можно просто выбрать какая лучше подходит под конкретный урок. Таким образом мы настраиваемся на урок, поднимаем настроение и, конечно, не забываем про здоровье сберегающие технологии на уроке иностранного языка.
Начиная с третьего класса с помощью песен можно отрабатывать активную лексику и правила грамматики. Также числительные и даже таблицу умножения мы отрабатываем с помощью весёлых и современных песен:
Das 1x2 Lied, Das 1x8 Lied и так далее: https://www.youtube.com/watch?v=xphLVaaT720Правила сложной грамматики кажутся совсем не сложными если, например, Perfekt мы отработаем при помощи следующей песни:
„ Romanze im Perfekt“ von Uwe Kind https://www.youtube.com/watch?v=KPoVPTX76Io&list=PLcUzsPsw73jtxDTaw_GMYAArhzm-FOlqDОт этого автора имеется ещё много полезных и весёлых современных песен, именно для изучения немецкого как иностранного языка. Данный исполнитель использует в своих клипах свежую разговорную лексику, которая очень нравится и близка подросткам. На основании таких песен отрабатываются и легко запоминаются целые разговорные клише, часто используемые в различных ситуациях.
Очень долго можно перечислять все находящиеся в свободном доступе ресурсы для изучения немецкого языка.
Отдельно хотелось бы остановиться на ресурсах сайта Goethe-Institut, где предлагают множество бесплатных, актуальных и интересных материалов. А для современной музыки отведен отдельный подкаст. Там выбраны современные исполнители и группы, поющие на немецком языке, предлагаются готовые задания для работы с данным материалом.
В своей практике я столкнулась с проблемой отбора интересных и подходящих для урока песен. Теперь такой проблемы не существует, так как на дочернем сайте от Гёте-института „Deutsch für dich“ представлено большое количество современного песенного материала. Песни можно найти на любой уровень от А1 до С1 и с готовыми заданиями, которые легко интегрируются в урочную деятельность. С данными песнями лучше работать в среднем и старшем звене, когда уже имеются базовые знания языка.
https://www.goethe.de/prj/dfd/de/home.cfmНа данной платформе необходимо зарегистрироваться самому учителю, ученики также могут и сами зарегистрироваться и оставлять комментарии после выполнения отдельных заданий, которые может контролировать учитель.
Целью своей работы я считаю, не только научить своих учеников общаться на немецком языке, но и полюбить немецкий, так, как люблю его я, а может и больше. И мне в достижении данной цели помогают песни.
Надеюсь, что мой опыт будет Вам полезен!