СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Краснодарский край
Курганинский район
станица РодниковскаяМАОУ СОШ № 14
Учитель английского языка
Санжаревская Ирина Николаевна
Общество в 21 веке предъявляет высокие требования к уровню и качеству образования, и ставит перед школой задачу развить многогранную личность, способную к саморазвитию, личность коммуникабельную и конкурентоспособную. Выпускник современной школы должен научиться быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся запросам мирового сообщества. Одним из наиболее важных критериев соответствия этим запросам (общества) является владение иностранным, в частности, английским языком.
При обучении иностранному языку становится актуальным вопрос о выявлении одаренных детей и построении особой траектории их развития в рамках своего предмета.
Что же такое одаренность, и каких детей можно назвать одаренными?
Одаренность ˗ это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или различных видах деятельности по сравнению другими. Одаренным можно назвать ребенка с выдающимися достижениями или имеющего внутренние предпосылки для этого. У таких детей отличная память, развитая речь и абстрактное мышление. Они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас, применяют в речи сложные конструкции. Эти дети готовы к поисково- исследовательской деятельности , с удовольствием работают над долгосрочными заданиями.
Выявление одаренных детей следует начинать уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую помощь педагогу здесь может оказать школьный психолог.
На мой взгляд, главная цель в ходе работы с одаренными детьми – обеспечить возможность творческой самореализации личности ребенка не только в рамках своего предмета , но и в надпредметных областях, давать возможности для построения межпредметных связей.
В данном случае, моя задача как учителя иностранного языка заключается в реализации следующих задач:
- создание системы урочной и внеурочной работы;
- развитие групповых и индивидуальных форм деятельности;
- организация поисково-исследовательской работы.
Для себя я выделяю следующие направления работы:
Формирование учебной и познавательной мотивации у обучающихся уже на начальной ступени.
Развитие навыков и умений поисково-исследовательской деятельности на более старших ступенях.
Формирование способности к самообразовательной деятельности.
Развитие базовых компетенций:
умение оценивать личностные достижения на пути к получению результата;
умение сотрудничать;
умение самостоятельно выявлять трудности и преодолевать их сначала под руководством учителя , затем самостоятельно на раннем этап, а на более высоком уровне - умение увидеть проблему и предложить варианты ее решения (проектная технология, кейс-метод)
умение выстраивать алгоритм действий для достижении какой-либо цели.
Применение разнообразных форм учебно-исследовательского обучения в урочной и внеурочной деятельности: проблемные задания, работа по созданию и представлению проектов, круглые столы, дискуссии, элективные курсы, групповые и индивидуальные формы урочной и внеурочной работы, создание портфолио.
Использование разных форм собственно исследовательской деятельности: предметные олимпиады, научно- практические конференции, интеллектуально- творческие конкурсы, дистанционное обучение.
Создание плана индивидуальной работы с одаренными учениками.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, мы всегда имеем ввиду урочную и внеурочную деятельность.
Основной задачей учителя в урочной работе является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями учащихся. С этой целью я разрабатываю и использую систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений. Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую разноуровневые задания развивающего, обучающего, тренировочного и контролирующего характера повышенного или высокого уровня , развивающие умение логически мыслить, позволяющие применять знания на практике. В данном случае эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета). Такие дети с энтузиазмом выступают в роли учителя на уроке — сами (или с помощью учителя) составляют план и проводят по нему урок, придумывают викторины, ребусы, кроссворды; готовят доклады и презентации.
На старшем этапе обучения успешно использовать технологию дебатов и дискуссий, мини-конференции, обучение в сотрудничестве. Такие виды деятельности развивают коммуникативные навыки, умение работать в команде, логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Во внеурочной деятельности у нас более широкие ресурсы для развития потенциала одаренных ребят: это организация международной переписки, телеконференций, чатов — то, что дает возможность реальной языковой практики. К сожалению, не каждая школа может предоставить возможности для такой работы. В моей практике имела место подобная переписка, но не в масштабах школы, а в более узких рамках (сайт amegli ).
Cегодня весьма актуальны проектная технология и кейс-метод. Проектная деятельность дает возможность глубже изучить тему, расширяет кругозор, учит общению и обобщению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность как коллективного творчества, так и раскрытия индивидуальных талантов и способностей.
В моей практике были проекты индивидуального и общешкольного интегрированного характера. В проектах более масштабных я планирую поработать в будущем. Но на имеющемся уже опыте могу сказать, что это действительно великолепный способ развития способностей и повышения мотивации не только способных и одаренных обучающихся.
Также, большой интерес привлекает Кейс метод (Case study) — метод анализа ситуаций, метод ситуационного обучения. Это практически-проблемный метод.
Суть кейс-метода (Case study) в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Работа над кейсом создает высокий уровень эмоциональности, мотивированности, творческой конкуренции.
С кейс-методом я впервые столкнулась в 2014году и эта технология мне очень понравилась. На данный момент этот метод еще не так распространен как проектный. И если проектная деятельность у нас уже заложена в программе в УМК, то для работы с кейс-методом приходится использовать зарубежные издания (Market Leader/ David Falvey, Simon Kent, David Cotton).
Итак, выше были перечислены основные и, наверное, наиболее часто применяемые методы работы с одаренными детьми. Они дают хорошие результаты. Однако, как педагог, я понимаю, что этим нельзя ограничиваться и я стараюсь саморазвиваться и узнавать новое.
В заключение, нужно отметить еще один немаловажный фактор в работе с одаренными детьми — это творческий, энергичный, саморазвивающийся и любящий свою профессию педагог. Так как именно от него зависит, раскроются ли в полной мере таланты и способности его учеников.