Карта занятости обучающихся как показатель качества реализации внеурочной деятельности в школе
Карта занятости обучающихся как показатель качества реализации внеурочной
деятельности в школе
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе должны быть созданы условия, которые бы обеспечивали возможность:
- выявления и развития способностей обучающихся, организацию общественно-полезной деятельности, используя в т.ч. возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
Создание модели организации внеурочной деятельности – одно из средств решения данных задач. В основе реализации внеурочной деятельности в нашей ОО лежит базовая модель, позволяющая осуществлять ее через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- программы внеурочной деятельности самого общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности группы продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
Цель организации внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Так как направления и формы внеурочной деятельности формируются с учетом пожеланий обучающихся и их родителей, после определения внутренних ресурсов, согласования с руководством ДДТ, ДМШ, ДЮСШ на 1-ой неделе нового учебного года для учащихся и их родителей предлагается карта по выявлению запросов потребителей образовательных услуг. В данной карте отражены направления, формы внеурочной деятельности, место проведения и количество часов на учебную неделю. После совместного обсуждения в кругу семьи осуществляется выбор, который подкрепляется подписью родителей.
На основании полученных данных классными руководителями составляются индивидуальные карты занятости обучащихся (Приложение), которые ежегодно обновляются и вкладываются в Портфолио учащихся. Каким образом используются карты в работе? Рассмотрим их использование с точки зрения классного руководителя и заместителя директора по УВР, отвечающего за данное направление. Для классного руководителя карты занятости могут являться:
- во-первых, диагностическим инструментарием по выявлению интересов и способностей воспитанников, поскольку воочию позволяют увидеть, какое из направлений является для ребенка и его семьи приоритетным;
- во-вторых, карты занятости показывают степень активности обучающихся во внеурочной деятельности: его участие в конкурсах различной направленности, исследовательской, проектной и общественно-полезной деятельности;
- в-третьих, анализ карт позволяет классному руководителю планировать воспитательную работу на год в соответствии с выбором обучающихся, отдавая приоритет тому или иному направлению;
- ну и наконец, индивидуализировать работу с обучающимися: через внеурочную деятельность организовать работу, как с одаренными детьми, так и имеющими ограниченные возможности здоровья.
Кроме того, карты занятости учащихся дают огромное поле деятельности заместителю директора по анализу организации внеурочной деятельности:
- обобщить данные по каждому классу, увидеть приоритетные направления реализации внеурочной деятельности по школе в целом;
- оценить, каким образом классный руководитель организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- использовать возможности дополнительного образования и социума для реализации «западающих» направлений, для планирования курсовой подготовки педагогов.
Таким образом, карты занятости обучающихся позволяют оценить качество организации внеурочной деятельности в школе, её соответствие требованиям ФГОС общего образования, активность учащихся, их интересы и способности.
Уважаемые родители! Осуществите выбор объединений вместе с Вашим ребенком (не более 10 часов в неделю, 2 часа в день)
Направление
Объединение
Кол-во часов
Место провед-я
Наш выбор
Направление
Объединение
Кол-во часов
Место провед-я
Наш выбор
Спортивно-оздоровительное
Кружок «Игры наших бабушек»
1 час в неделю
ОУ
Художественно-эстетическое отделение
2 часа в неделю
ДМШ
Секция «ОФП»
2 ч в нед.
ОУ
ОДО «Фантазии из муки и теста»
2 часа в неделю
ДДТ
Секция «Дзю-до»
3 ч в нед.
ДЮСШ
ОДО «Театр моды «Одеон»»
2 часа в неделю
ДДТ
Кружок «Уроки здоровья»
1 час в неделю
ОУ
Гражданско-патриотическое
Кружок «Юные зарничники»
2 часа в неделю
ОУ
Кружок «Школа ПДД»
1 час в неделю
ОУ
Кружок «Маленький пермяк»
1 час в неделю
ОУ
Секция «Теннис»
2 ч в нед.
ДЮСШ
Кружок «Народная культура»
1 час в неделю
ОУ
Танц-й ансамбль «Хамелеон»
3 часа в неделю
ДДТ
Общеинтеллектуальное
Кружок «Юный шахматист»
2 часа в неделю
ДДТ
Общекультурное
Кружок «Звонкие голоса»
2 часа в неделю
ОУ
Исследовательский кружок «Познаём мир»
2 часа в неделю
ОУ
Кружок «Юный художник»
2 часа в неделю
ОУ
Кружок «Информатика для малышей»
1 час в неделю
ОУ
Кружок «Рукодельница»
2 часа в неделю
ОУ
«Интеллектуальные игры для мл.школьников»
2 часа в неделю
ОУ
Кружок «Уроки оригами»
2 часа в неделю
ОУ
13PAGE 15
13PAGE 14115
15