Разработка урока на тему:Любовная лирика А.С.Пушкина Я Вас любил
Урок литературы в 9 классе.
Учитель Крикунова Л.Ю.
Тема урока: Любовная лирика А.С.Пушкина «Я Вас любил».
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина.
2.Учить детей видеть прекрасное в жизни, воспитывать в них красоту, любовь к великому Поэту.
3. Развивать логическое мышление, образность.
Оборудование урока: столик с рукописью А.С.Пушкина, перо, чернильница; компьютер, проектор, портрет Рафаэля «Сикстинская мадонна », магнитофон., томик стихов А.С.Пушкина.Ход урока.
Эпиграф (на экране):
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин.
Учитель: Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: «Я Вас любил», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией.
«Я» - снами говорит величайший ПОЭТ Земли.
«Вас» - это обращение ко всем женщинам мира.
«Любил» - к сожалению, глагол использован в прошедшем времени. Однако еще сотни, тысячи лет эта фраза будет поддерживать человечество.
( начинает звучать песня «Как упоительны в России вечера»)
Учитель: К сегодняшнему уроку каждый из вас получил задание, с которым вы, я надеюсь, справились.
Я приглашаю вас 19 век – век великого Пушкина. Хочу, чтобы каждый из вас вынес из урока что-то новое, постарайтесь разгадать тайны сердца Александра Сергеевича, учитесь у него искусству любви.
Как упоительны в России вечера, особенно, если там Пушкин; красавицы, балы и музыка!
Ученик (подготовленный): Еще в 1819 году в Петербурге на одном из таких вечеров у Олениных увидел Пушкин молодую женщину, которая привлекла его внимание красотой и мелодичным голосом. Это была Анна Петровна Керн. ( на экране проецируется портрет А.П.Керн).
Прошло 6 лет. Живя в Михайловском, и часто бывая у своих друзей Осиповых в Тригорском поэт неожиданно встретил Анну Петровну, которая приехала погостить к родственникам. Пушкин был очень рад встрече, его вновь очаровала красота этой гостьи из Тригорского, поехали в парк и долго там гуляли. Когда Керн уезжала, Пушкин пришел проводить ее и подарил ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин», между страницами которой был вложен небольшой листок со стихами, посвященными ей.
(ученик читает наизусть стих «Я помню чудное мгновенье»)
Учитель: Ваше впечатление от стихотворения?
Ученик: Это прекрасное пушкинское творение посвящено, как все поняли, А.П.Керн. Оно о любви. Стихотворение как бы состоит их 3-х частей и каждая их них имеет свой тон и свое глубокое содержание, но они все тесно связаны между собой. В первых двух строках рассказывает поэт о первых встречах, о коротком и «чудном мгновении», осветившем собой «тревоги шумной суеты». Поэт вспоминает «голос нежный», «милые черты» и весь женский облик представляется ему как что-то прекрасное и возвышенное, как «гений чистой красоты». В средней части светлый образ исчезает, стирается:
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Ведь прошло 6 лет. В 4 строфе говорится о ссылке поэта: «В глуши, во мраке заточенья. Тянулись тихо дни мои…»Третья часть – новая встреча «душе настало пробужденье…» И это мимолетное видение вернуло поэта к жизни, заставило сердце биться в упоенье. Стихотворение, обращенное к А.П,Керн, воспринимается как гимн женщине, гимн любви.
Учитель: Да, ребята, это гимн любви для всех людей. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов, среди которых глинка, чей романс «Я помню чудное мгновенье» мы слушаем сейчас в исполнении знаменитого русского певца С.Я. Лемешева.
( звучит романс)
Учитель: Знаете, что интересно. Глинка написал этот романс в 1840 г. и посвятил его дочери А.П.Керн – Екатерине, в которую был влюблен. Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении пережито и прочувствовано Глинкой. Вслушайтесь в звучание , в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию.
Ученик: я считаю, поэту и композитору удалось передать в стихах и в музыке великое чувство любви. Мы слышим их признание в любви к женщине, мы слышим их печаль, ведь в любви, наверное, всегда больше печали, чем бурного веселья.
Учитель: Давайте обратимся еще к одному творению великого Пушкина, стихотворению «На холмах Грузии»(ученик читает наизусть стих-е «На холмах Грузии»)
Учитель: Как вы встретили это короткое – всего 8 строк – стих-е? Почему оно так кратко? Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Почему поэт говорит, что печаль светла?
Ученик: Это стих-е о любви, вспыхнувшей с новой силой в связи с нахлынувшими воспоминаниями:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Печаль светла, потому что она полна любви. А любовь для Пушкина – светлое чувство, которое «вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Сихотворение короткое, но так понятно всем. В этом гениальность поэта. Так просто и так Гениально!
Учитель: Ребята, над многими произведениями А.С.Пушкина работали известные композиторы: Алябьев, Глинка, Доргомыжский, Свиридов, Рубенштейн, Римский-Корсаков и др. ( на экране проплывают их портреты). Как вы думаете, почему?
Ученик: Стих Пушкина очень музыкален Чайковский писал, что «силой гениального таланта очень часто Пушкин вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».
Ученик: А композитор и музыкальный критик Кюи о поэзии Пушкина писал: «Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение, при одном чтении такого стиха у композитора часто родятся соответствующие мелодии».
Учитель: Вернемся в литературу. Сейчас прозвучит стихотворение «Талисман» (ученик читает наизусть стих-е «Талисман»).
Ученик: графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вдохновила поэта на этот шедевр русской лирики ( на экране портрет Е.К.Воронцовой). по преданию, в этих строках воспето кольцо с восьмиугольным сердоликом – дар поэту от прекрасной графини. Эти строки написаны Болдинской осенью. Воронцова была удивительно прекрасна. Она покорила многих. Когда Воронцовы были за границей в поместье Эстергази, а затем уехали оттуда, вскружив головы всем местным мужчинам и не понравившись женщинам. Это был 1843 г., и ей, между прочим, было в это время 51 год.И еще, в 1825 г. у графини Воронцовой родилась дочь - очень смуглая и темноволосая. Еще при жизни Пушкина ходили слухи, что Софья Воронцова - это плод любви графини и поэта.
Ученик : А я хочу прочитать стихотворение «Я Вас любил».
(звучит стих-е)
Эти строки – тема нашего сегодняшнего урока и вообще они стали высочайшей и трепетной поэзией. Все стих-е соткано из простых, обыкновенных слов, но в строчках поэта они звучат так искренно, щемящее трогательно. Это прощание с любимой, с любовью, это тайна пушкинского расставания. Мы чувствуем страдание поэта. Но потрясает этот пушкинский шедевр завершающие строки:
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(вкл. Музыка «Я вас любил»)Учитель: И наконец пушкинская «Мадонна»
(на доске или на экране запись «сонет» - это …)
(звучит наизусть стих-е «Мадонна»)
Ученик: Это был 1831 год Пушкин обвенчан с Натали Гончаровой. Он по-настоящему счастлив, и теперь образ Натали мелькает во многих его произведениях. «Я полюбил ее, и голова моя закружилась». Мы знаем, пушкинский идеал – это смиренная и простая Татьяна, сумевшая стать светской дамой, но сохранившей все обаяние чистой души. «Все тихо, просто было в ней, она казалась верный снимок». Это онегинская Татьяна. Сопоставляя ее с Н.Н.Гончаровой, мы видим почти точную копию. Современники, знавшие жену Пушкина, говорили, что «главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность». На многие строки она вдохновила поэта, в том числе и его знаменитая «Мадонна».
(звучит песня «О,Натали» в исполнении Н.Баскова)
Учитель: Ребята, давайте попробуем сравнить пушкинскую Мадонну с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи. Это художники Эпохи Возрождения. Посмотрите на рафаэлевскую Мадонну и составьте строфическую схему пушкинского стих-я. Ваши открытия.
Ученик: Я считаю, что они оба имели в виду одно и то же. О «Сикстинской Мадонне» Рафаэля можно сказать словами Пушкина:
Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Рафаэлевская и пушкинская Мадонны – изначальный образец Женщины.
Учитель: и еще два бессмертных имени – Ф.Петрарка и У.Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии. Так вновь зарубежная поэзия входит в наши пушкинские уроки. Случайно ли это? Вслушайтесь в стихи Петрарки и Шекспира.
(ученики читает наизусть сонеты Петрарки и Шекспира)
Ученик: Каждое стихотворение прекрасно по-своему, но объединяет русского, итальянского и английского поэтов единое чувство – неповторимой прелести женщины. Они ее возвеличили в стан богинь (только у Шекспира немного иначе: это земная женщина, но называет он ее богиней, которая «не уступает тем».Резервное задание (или домашнее задание)
Письменный ответ на вопрос «Что значит любить по-пушкински?»
Найти тему любви в пушкинских сказках.
Заключение.
Учитель: «Пушкин вошел в русскую истории. Не только как поэт, но и как гениальный мастер жизни…»Однако на этот раз все закончилось дуэлью с Дантесом. «миг дуэли был его торжеством: он показал, что … только жизнь и смерть по ценности соизмеримы со святыней его семейного очага… Бросив на стол карту жизни и смерти, он этой страшной ценой вызвал духа Истории, который явился и все расставил по своим местам. Пушкин еще не испустил последнего вздоха, а уже сделалось ясно, что он родился для новой, легендарной жизни…»
Ю.М.Лотман «Поэт и культура Пушкин»
Комментирование и выставление оценок за урок.