Чтение – учение или проблема современного литературного образования» Эссе
«Чтение – учение или проблема современного литературного образования»
Эссе
Выполнена: Дахкурян Татьяной Николаевной,
учителем русского языка и литературы первой
квалификационной категории
МОУ СОШ №3 г. Георгиевска,
Ставропольского края
г. Георгиевск, 2014 г.
«Чтение — вот лучшее учение!»
А.С. Пушкин
В наше время, в век компьютерных технологий не все согласятся, что чтение - учение, так как многие пренебрегают чтением книг в свободное время, считая, что его вполне могут заменить интернет и телевидение. Некоторые из книг со временем утратили свою прелесть, другие - актуальны и читаются с интересом и сегодня. Читая, человек расширяет свой кругозор. Книга - это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, попутешествовать в другие страны или миры, находясь дома. За чтением книги приятно провести свободное время. Чтение - это отдых с пользой. Чтение научной литературы, и вообще чтение в целом развивает грамотность и повышает словарный запас. Книги на историческую тематику не только знакомят с прошлым, но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего. Художественная литература позволяет читателю учиться на чужих ошибках. Книга способствует духовному развитию человека и становлению его как личности. И в наш век интернета и космических полетов книгу ничто не заменит. Каких бы высот не достигло человечество в своем развитии, оно всегда будет беречь и ценить книгу. Ребенку нужно прививать любовь к чтению, а не давать установку, что, читая, ты станешь умным, грамотным, образованным. Интерес к книге закладывается именно в детстве, и именно родители обладают возможностью вызвать у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения и знаний и удовольствия. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний. Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, способом ее сохранения и развития, но и серьезным фактором его личной успешности или неуспешности в различных сферах жизнедеятельности. Школьник, который увлекается чтением, умеет отбирать круг необходимой литературы, владеет разнообразными способами чтения, анализирует прочитанное и стремится понять его смысл, имеет гораздо больше возможностей адекватно ориентироваться в окружающем мире, решать разного уровня проблемы, гармонично развиваться.
Однако, различные данные: материалы национальной программы «Чтение», отзывы педагогов свидетельствуют об избирательном отношении к чтению современных школьников, в массовом чтении преобладают произведения легкого жанра, острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности. Уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников – тревожное явление для страны, в которой чтение, всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Актуализация проблемы чтения в отечественном образовании происходит на фоне международных сравнительных исследований, где высокие результаты выпускников начальной школы по оценке навыков чтения диссонируют с низкими показателями 15-летних учащихся и оказываются значительно хуже по сравнению с большинством развитых стран.В нашей стране и за рубежом имеется определенный практический опыт приобщения школьников к чтению в современной социокультурной ситуации. Это и разнообразные пути мотивации детского чтения, и модернизация учебных материалов, и совершенствование педагогических технологий работы с текстом, и привлечение всех заинтересованных сторон к приобщению школьников к чтению. Однако этот опыт в нашей стране является локальным и пока еще недостаточно проанализированным.
В результате анализа было установлено, что педагоги, как правило, рассматривают чтение как самостоятельный учебный предмет, совокупность методов работы с текстом, как показатель уровня грамотности, как навык, как элемент содержания, способ самообразования, инструмент воспитания. В последние годы все более выраженным становится понимание чтения как универсального учебного действия, которое трактуется как ключевой атрибут образования в целом.
Анализ исследований последних лет, посвященных проблемам чтения школьников, позволил зафиксировать общее понижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта, низкий уровень общих читательских навыков, обострение проблемы функциональной неграмотности, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, постепенную утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения.
Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса; обогащает личный опыт ученика; является нравственным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования.
Причины, которые объясняют слабые результаты российских школьников, выявленные в процессе исследования «грамотности чтения», по мнению отечественных специалистов, заключаются в недостаточном внимании российской системы образования к формированию у наших школьников самостоятельности мысли и инициативы; в недостаточной практической ориентированности содержания образования, оторванности от реалий жизни. Названные причины актуализируют понимание чтения как способа взаимодействия с миром, подчеркивают значимость социально-педагогического взаимодействия в решении проблем приобщения к чтению.
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение в нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Как быть учителю, который сталкивается на уроке с непрочитанными текстами, ненайденной книгой, с недостатком времени на чтение, с неумением читать, не говоря уже о выразительности и анализе произведений. И каждый из нас понимает, что успех и качество знаний по другим предметам тоже зависит от умения читать, понимать прочитанное, применить прочитанное.
Какой должна быть литература и зачем она должна быть? Что читать и как читать? Из школы почти ушла литература вечных вопросов, сомнений и поисков, размышлений и самоопределения личности. Одним из лучших учителей литературы был Ильин. Его главным достоинством было умение «достучаться до сердца», он говорил и смотрел в глаза ученикам: они думали, соглашались, спорили, открывали для себя что-то важное, необходимое. И вдруг «ильинская» методика исчезла, стала ненужной. Почему? Ушёл тот предмет литературы, ушёл потому, что не поддавался чиновничьему измерению, а без этого никак.
Один из более серьезных недостатков – слабая начитанность классической литературы. Особенно в старших классах. Следует учитывать, то обстоятельство, что уменьшение часов на литературу и увеличение на естественный и физико- математический цикл изменило в пользу последних и время, отведенное на домашнее чтение художественной литературы и выполнение домашних заданий. Учащимся старших классов не хватает времени на чтение художественной литературы.
Литература в школе не просто один из предметов, а центр, основная сфера универсального развития личности, обогащения ее интеллекта и чувств, творческих возможностей во всех сферах деятельности.
О первоначальной важности задачи формирования у учащихся любви к чтению, значения навыков самостоятельного чтения мне нравятся слова
С.В. Михалкова: «Воздействие книги на личность - процесс последовательный». Это процесс накопления знаний, собственных размышлений. Ведь огромная ценность хорошей книги не только в тех сведениях, в той информации, которую она содержит, но и в том, что она заставляет размышлять, сопоставлять свой опыт, свою жизнь с условиями, которые предлагает читателю писатель.
Потребность в чтении формируется с детства. А часто ли вам приходится видеть, как родители читают ребенку книгу или рассказывают сказку? Проще включить мультфильм или посадить его за компьютер. И вот результат: ребенок воспринимает лишь ту информацию, которую он получает в готовом виде, и ему не нужно самому напрягать воображение, чтобы понять смысл прочитанного.
Еще одним виновником нелюбви к чтению, по моему мнению, является несовершенство школьной программы. Произведения, изучаемые в школьном курсе, особенно 8-9 классах, такие как: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя - не соответствуют возрасту учеников, их мировоззрению.
Дети открыто выражают свою неприязнь к чтению, их пугают объем произведений, давность происходящих событий. Если раньше читать было «модно», то сейчас же моду вытеснили планшеты, ноутбуки и другие электронные игрушки, которые не развивают речь, логическое мышление, умение лаконично, без слов - «паразитов» выражать свои мысли, только наносят непоправимый вред здоровью. Постоянное общение с книгой и является могучим средством формирования лучших духовных качеств нашего современника.
Поскольку одна из центральных задач образования, однако, состоит в том, чтобы привить молодежи жажду чтения, любовь к книге, способность осмысленно разбираться в явлениях литературы, что именно это во многом определяет уровень литературной образованности человека.
Понятие литературного образования широко и многогранно. На мой взгляд, оно включает в себя программы, учебники, учебные пособия и,
конечно, деятельность учителя, его квалификацию, мастерство.
Преподавание литературы как искусства слова не может осуществляться однолинейно, оно может быть реализовано лишь в комплексной совокупности ряда взаимодействующих направлений. Вполне закономерно центральное место при обсуждении проблем литературного образования занимают предложения о необходимости глубокого освоения учащимися литературы как источника эстетического наслаждения, воспитание любви к чтению, способности самостоятельно разбираться в художественных явлениях.
Замечательный филолог и психолог А.А. Потебня обосновано утверждал как необходимую сторону литературного образования приобщения к искусству слова - выразительного чтения, видел в нем «венец» художественного восприятия. И в определенном смысле это верно, поскольку без непосредственного активного приобщения к силе слова немыслимо развитие никакого эстетического чувства.
Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге. Так как в книгах заложен инструмент насаждения мудрости.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.
3. Аскарова В. Я. Сделаем чтение модным! …И только? /
В. Я. Аскарова // Библиотека в школе. – 2012. – №2.
4. Леонтьев Д. Расслоение чтения в эпоху массовой культуры /
Д. Леонтьев // Библиотечное дело. – 2012. – №18.
5 . Сокольская Л. Традиционная модель больше не действует.
Об изменении способов чтения / Л. Сокольская // Библиотечное
дело. – 2012. – № 18.