Русская словесность «Русская словесность: Мир художественной литературы». Календарно-тематическое планирование 7 класс
Русская словесность «Русская словесность: Мир художественной литературы». 7 класс
Всего 68 часов В неделю 2 часа
№ Тема урока Дата Количество часов Методические приёмы. Применяемая технология Наглядность. Дидактический материал Теория литературы
Введение -2 ч
1-2
Понятие о художественном мире. Автор как творец художественного мира. Реальное и вымышленное в литературе. 2 ТРО, ЗСТ. Целенаправленное чтение Хронологическая таблица Понятие о худ. мире.
Модель худ. мира.
Человек и история в литературе
3. Литература и история. Исторический сюжет в литературе. 1 ТРО,ЗСТ, игровой, исследовательский Иллюстрации Образ и исторический прототип.
4- 5 А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное, историческое и злободневное в поэме. Образ Петра I в поэмах Пушкина. Авторское отношение к Петру I и созданному им городу на Неве.
Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок из поэмы) или вступление к поэме «Медный всадник».
РР: Анализ лиро-эпических произведений 2 ТРО,ЗСТ, линия времени Иллюстрации Система образов-персонажей. Образ и исторический прототип.
6- 7 М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров. Портретные характеристики.
Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
РР: Анализ лиро-эпических произведений 2 ЗСТ, ТРО, заочная экскурсия Портреты Образы-персонажи. Образ и прототип. Герой и антигерой. Антагонист и протагонист.
Авт. позиция и идея произв.
8-9 Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина» (фрагменты из романа «Война и мир» на выбор). Образы Кутузова и Наполеона. «Маленький человек» на войне. 2 РТ, ЗСТ, исследовательскийФотоматериалы Элементы героич. Эпоса в повести. Эпический и трагический пафос повести.
10-11 М.А. Шолохов. «Судьба человека». Сюжет и композиция произведения. Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Внешний портрет и психологический портрет героя. Тема жизненных испытаний в рассказе.
2 12 «Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне»(А.А. Ахматова. «Мужество». С.П. Гудзенко. «Перед атакой». Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая...». К.М. Симонов. «Жди меня». В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек на войне в русской лирике XX века РР: Подготовка к сочинению. 1 РТ, ЗСТ, пресс-конференция Хрестоматия Музы
13 РР: Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей ХХ века» 1 14
А.Т. Алимжанов. «Стрела Махамбета» (фрагменты) Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова. Историческое и вымышленное в романе. 1 РТ, ЗСТ, объяснительно-иллюстративныйИллюстрации, видеоматериалы Пространств. композиция сцен. Историч. и вымышлен. образы.
15-16 А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» .Сюжетная композиция. Художественные образы и их прототипы. Нравственная идея трагедии.
РР: Анализ драматургических произведений 2 17. М.Ю. Лермонтов. «Св. Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова.
РР: Анализ лирических произведений
1 РТ, ЗСТ, лекционный, мозговой штурм Портреты Худ. образ и прототип.
18-19-20-21 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический колорит повести. Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы. Главные образы-персонажи, их отношение к семье, любви, Сечи. Тема предательства. Трагический конфликт патриархального и индивидуального сознания. Проблема личного выбора и гуманизма. Пейзажные описания. 4 22-23 Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2 24-25. Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Психологизм в обрисовке образов главных героинь.
РР: Анализ лиро-эпических произведений 2 РТ, ЗСТ, сравнительная диаграмма Фотоматериалы Худ. образ и прототип.
26. Абай Кунанбаев. «Искандер». Образы Искандера и Аристотеля в поэме Абая. Философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. 1 РТ, ЗСТ, тестовая техн. Иллюстрации Внешн.портрет и психологич. портрет героя.
27 Вн. чт.: П. Мериме. «Матео Фальконе». 1 РТ, ЗСТ, кластер Портрет писателя, видеоматериал Сюжетная композиция. Худ.образы и их прототипы.
Человек и мир природы в литературе
28 Пейзаж в художественном тексте. 1 Иллюстрации Функции пейзажа.
29-30 Художественная картина неба в литературе: небо (Н.С. Никитин. «Небо»; солнце (А.С. Пушкин. «Зимнее утро»; И.А. Бунин. «Неуловимый свет разлился над землею...»; луна/месяц (А.С. Пушкин. «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны...»); звезды (А.А. Фет. «Среди звезд»;.Для заучивания наизусть: Одно стихотворение о небе или солнце, луне и звездах (по выбору учащихся).
РР: Анализ лиро-эпических произведений 2 ТРО, ЗСТ. Целенаправленное чтение Портреты Специфика лирического произведения
31-32 Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков: море (А.С. Пушкин. «К морю»; лес (А.Н. Майков. «В лесу»; степь (А.А. Фет. «Степь вечером»; И.С. Никитин. «Весна в степи»; горы (А.С. Пушкин. «Кавказ»; М.Ю. Лермонтов.. Для заучивания наизусть: Одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору учащихся).
РР: Анализ лирических произведений 2 ТРО, ЗСТ. Лекция со стопами. Фотоматериалы Худ. пространство и худ. время. Образы-персонажи.
33-34 Образы флоры и фауны в поэзии и прозе: дуб ,береза (П.А. Вяземский. «Береза»; С.А. Есенин. «Зеленая прическа...»; А.В. Жигулин. «Береза»); лошадь/конь (Н.А. Некрасов. «До сумерек» (фрагмент); В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
РР: Анализ лирических произведений 2 ТРО,ЗСТ, линия времени Иллюстрации Пейзаж , флора ,фауна, стихотворные размеры
35-36 И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам. 2 ТРО,ЗСТ, игровой, исследовательский Портрет писателя, диск для презентация Виды пейзажей. Символика пейзажей, их идейно-худ. функции.
37 Вн. чт.: Л.Н. Андреев. «Кусака». 1 38 Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации. в романе.
РР: Домашнее сочинение 1 ТРО,ЗСТ, линия времени Иллюстрации, хрестоматия Роман.
39 Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-Ата 1930-х годов. 1 РТ, ЗСТ, исследовательскийХрестоматия Городской пейзаж.
40 А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа «Пикник на обочине». Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа. 1 РТ, ЗСТ, частично-поисковыйПортреты поэтов Роман.
41-42
«Поэтика изображения живой и неживой природы в художественной литературе» (тексты - по выбору учителя) РР: Анализ лиро-эпических произведений 2 РТ, ЗСТ, заочная экскурсия Иллюстрации Фантастический сюжет и образы-персонажи. Космические пейзажи.
43 В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. 1 РТ, ЗСТ, вопрос к тексту Портреты Специфика лирического произведения. Сквозные мотивы и образы.
44 Ю.П. Казаков. «Оленьи рога». Детское одиночество в мире взрослых. Оптимизм и лирическая интонация рассказа. 1 РТ, ЗСТ, пресс-конференция Фотоматериалы Рассказ, пейзаж, внутрений сюжет
45-46 Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести. Образ мальчика в повести-сказке, его связь с Рогатой матерью-оленихой. 2 РТ, ЗСТ, двучастый дневник Иллюстрации Повесть, фантастическое47-48 А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Фантастический сюжет и образы-персонажи повести. Космические пейзажи. Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. 2 РТ, ЗСТ, объяснительно-иллюстративныйПортрет писателя, диск для презентация Повесть.
Легенда.
49 РР: Сочинение по теме «Человек и мир природы в литературе» (произведение по выбору учащегося) 1 Иллюстрации, хрестоматия Человек среди людей
50 Литературный образ-персонаж. Человек как вечный образ-персонаж в мире литературы.
1 ТРО, ЗСТ. Лекция со стопами. Хрестоматия Образ-персонаж: виды и приемы создания.
51-52 Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев. Портретные характеристики. 2 ТРО,ЗСТ, линия времени Хрестоматия Композиция.
Портрет.
53-54 В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Драма мальчика: чувство одиночества, ощущение жестокости и несправедливости жизни. Восприятие событий с точек зрения подростка и учительницы. 2 Средства создания сатирического подтекста: преувеличение, гипербола, гротеск
55 РР: Сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 1 56-57 М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки. 2 ТРО,ЗСТ, игровой, исследовательский Портреты поэтов Принцип контраста. Элементы сюжетной композиции.
58 А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заглавия рассказов. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии. 1 ТРО,ЗСТ, линия времени Иллюстрации Повесть
59 Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська» Авторская характеристика образов-персонажей. 1 Образ-персонаж, контраст, рассказ
60 М. Сервантес. «Дон-Кихот» (фрагменты из романа). Значение литературной пародии как средства преодоления популярности рыцарских романов. 1 ЗСТ, ТРО, заочная экскурсия Портреты Литературная пародия. Рыцарский роман. Трагическое и комическое. Вечный образ литературы.
61 Вн. чт. (читательская конференция): Д. Лондон. «Любовь к жизни», «Зов предков». 1 62-63 Л.Н. Толстой. «Отрочество». Отрочество как переходный этап между детством и юностью. Формирование у подростка взглядов на жизнь, вопросы любви и дружбы. Психологическое мастерство писателя.
2 РТ, ЗСТ, исследовательсктийФотоматериалы Специфика эпического и лирического произведения
64 В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина.
1 РТ, ЗСТ, заочная экскурсия Портрет писателя, диск для пр.,презентацияОбразы-персонажи.
«Маленький человек». Композиция.
Пейзажные описания.
Заглавие.
65-66 А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты). Образ Маленького принца. Нравственные понятия героя и их столкновение с условностями, господствующими среди людей. 2 Композиция.
Пейзажные описания.
Заглавие
67 Вн. чт.: В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши» 1 Рассказ.Комическое, трагикомическое
68 Итоги изучения темы «Мир художественной литературы» 1