Роман Тургенева И.С. в таблицах


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818–1883)
РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В ТАБЛИЦАХ
История создания романа «Отцы и дети»
Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.
↓В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его
В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.
↓Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи
М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,
Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе
Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.
Конфликты романа
Внешний Внутренний
Противостояние разных поколений.
Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.
Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.
Сюжет романа
Глава 1.
Экспозиция Кирсановых. Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3.
Экспозиция Базарова Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11.
Завязка внешнего конфликта. Развитие действия. Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.
Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.
Главы 12–13.
Подготовка развития
внутреннего конфликта. Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».
Глава 14.
Завязка внутреннегоконфликта.
На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.
Главы 15–17.
Развитие действия Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Главы 18–19.
Кульминация
внутреннего конфликта. Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.
Главы 20–21.
Усугубление внутреннегоконфликта. Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.
Главы 22–23.
Развитие внешнегоконфликта. Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.
Глава 24.
Кульминация
и развязка внешнегоконфликта. Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.
Главы 25–26. Базаров через город *** едет в Никольское.
Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.
Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения.
Глава 27.
Усугубление
и разрешение внутреннегоконфликта В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.
Глава 28.
Эпилог. Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто).
Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.
Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...».
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание —мы отрицаем».
«Мы ломаем, потому что мы сила».
«— Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?
— Базаров ничего не отвечал»
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»
Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения
М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»
Д. Писарев «Базаров»
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы»
Старшее поколение «Дети»
Младшее поколение
Николай Петрович Кирсанов;
Павел Петрович Кирсанов;
Родители Базарова
(Василий Иванович и Арина Власьевна) Евгений Васильевич Базаров;
Аркадий Николаевич Кирсанов;
Кукшина Авдотья Никитишна;
Виктор Ситников
Двойники Базарова
Ситников КукшинаНазывает себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.
Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.
Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.
В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором». Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.
Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии
удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.
Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — осознанно выбранная позиция.
Женские образы
Анна
Сергеевна
Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова.
Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.
Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.
Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.
Она неспособна на сильную страсть.
ФенечкаМолодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.
Катя
Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.
Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.
Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».
Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.