Программа хорового коллектива мальчиков и юношей Созвездие


253365031750

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180
«Утверждаю»:
____________ М. Г. Тягунова
Директор МБОУ Лицей № 180
«____»___________2015 г.
Дополнительная образовательная программа
хорового коллектива
Возраст детей с 6 до 17 лет (1–11кл.)
Срок реализации 7 лет
Принято на научно-методическом
совете Учреждения
протокол № 1 от 28.03.2015 г.
Автор программы:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Дубровина Людмила Дмитриевна
г. Нижний Новгород
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Механизм реализации программы Организационная работа вокально – хоровойдеятельности учащихся
в младшем хоре Организационная работа вокально – хоровойдеятельности учащихся
в среднем хоре Организационная работа вокально – хоровойдеятельности учащихся
в хоре юношей Методическое обеспечение Список литературы
Приложения Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа хорового коллектива лицея № 180 имеет художественную направленность. По характеру деятельности – творческая. Пение в хоре становится самопроявлением ребенка, при котором мобилизуются его творческие способности, вырабатывается чувствительность к внутреннему миру, к воздействию внешнего мира и к человеческим достоинствам.
Музыка - это один из универсальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Уникальная роль хорового пения в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности красной нитью проходит через всю историю мировой музыкальной эстетики и философии.
В эстетике античности неграмотность человека связывалась с его неумением петь в хоре. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность» и здесь же: «Как можно раньше уясни себе объем человеческого голоса, особенно прислушивайся к голосам в хоре». С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы ставится воспитание растущего человека как культурно-исторического субъекта способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации.
В концепции художественного образования, разработанной в Академии Образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманиторизации образовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, т. к. обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
В настоящее время чрезвычайно остро встает социальная проблема развития духовной культуры общества. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности ,стимулирования ее интеллектуального развития.
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Нового Поколения открылись большие возможности для реализации этого направления дополнительного образования.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего "Я".
Новые ФГОСНП дают ребенку право свободного выбора , где он проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие группы детей, должно быть выделено хоровое пение - подлинно массовый вид культуры, яркое средство музыкально-эстетического воспитания и образования.
В хоровом коллективе создается своеобразная эмоционально-наполненная среда увлеченных детей и педагогов, где активный фактор социализации личности несет в себе особое образовательно-воспитательное значение, объединяя детей в единую творческую семью, воспитывая в них личностные качества взаимоподдержки , взаимовыручки, трудолюбия.
В процессе работы хорового коллектива выявляются индивидуальные особенности ,раскрываются личностные качества ,постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
На занятиях большое внимание уделяется воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, любви к родному городу, своим корням.
Основная цель занятий хоровым пением в рамках ФГОС - это создание необходимых условий для формирования эстетической культуры личности, развитие личностных качеств через общение с искусством с одной стороны, с другой - развитие музыкальных способностей, творческой активности личности.
Программа хорового пения в свете реализации ФГОСНП учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства,
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Учитывая требования ФГОСНП, программа хорового пения ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.
Хоровая художественная деятельность мне кажется идеальной, отвечающей всем требованиям творческий деятельности, Именно в переживании чувства активного совместного участия в общем деле и заключается одна из самых важных ценностей деятельности детей в хоре.
Внеклассное хоровое занятие имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русскими и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.
В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие.
По исследованиям психологов, мальчики уже в дошкольный период в большей степени страдают от социальной нестабильности, им явно не хватает позитивных эмоций ни дома, ни в детском саду. Если такого ребенка не учить сочувствию, сопереживанию, содействию, то он может вырасти самовлюбленным, черствым, ограниченным. Занятия в хоре мальчиков, благодаря учету педагогом особенностей развития мальчиков, во многом могут способствовать улучшению ситуации по данным проблемам. Именно поэтому данная форма работы является предпочтительнее в практике школьного музыкального образования.
Очень велика в старшем подростковом возрасте жажда популярности. Неутолённой она остаться не может, и если ею пренебречь, то вскоре может обнаружиться ряд отрицательных моментов в форме безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых - привлечь к себе внимание.
К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создаётся богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания подростка. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно труда для восприятия: музыка классическая, музыка духовная.
Основной задачей хормейстера-педагога на занятиях в хоре является обогащение духовного мира мальчишки, пришедшего в хоровой коллектив. Педагог помогает ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как организатора, помощника. Кроме хора учащиеся посещают также занятия сольного пения. Они выполняют вспомогательную функцию к хоровому классу, поскольку качество звучания хора зависит от индивидуального звучания каждого хориста.
Объединение мальчиков в отдельный хоровой коллектив позволяет проводить внеклассную хоровую работу с максимальным учетом всех особенностей их развития. Педагог может уделять больше времени развитию качеств личности мальчиков, эмоциональной сферы и манере поведения. Во время занятий и концертных выступлений мальчики находят единомышленников, раскрываются в новом позитивном качестве, обращают на себя внимание окружающих, растет самоуважение и самооценка. Эти качества позволяют мальчикам по-новому строить свою учебную и внешкольную деятельность. Очень важно, чтобы сегодня в каждой школе был организован хор мальчиков и юношей, так как хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ из всех видов деятельности. Песенное начало лежит в основе самобытного склада русской национальной культуры, и в наше время действительно стоит возрождать традицию существования хора мальчиков в школе.
Духовному развитию учащихся будет способствовать, во-первых, интегрированное знание о мире и месте человека в нем, которое будет усложняться по степени взросления школьника («я и мир, меня окружающий», «Земля - Вселенная и я», «Душевность - духовность - мой духовный мир». Это позволит проблему духовного становления личности решать с учетом социокультурной среды, готовить школьников к осмысленной деятельности в условиях цивилизации XXI века.
Воспитание ответственности, добрых чувств и любви к Родине, людям, миру - основа духовного становления личности как на уроке, так и вне его через приобщение к истории и музыкальной культуре родного края.
Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника. Формируются такие качества как:
эмоциональность
коммуникабельность
инициативность
ответственность
организованность
коллективизм
трудолюбие
креативность
Развиваются познавательные процессы:
ощущение,
восприятие
внимание,
память,
воображение,
мышление,
воля
Развиваются специальные умения и навыки:
сценическая культура
эстетический вкус
творческие способности
певческие навыки
музыкальная грамотность
ораторское искусство.
Хор интегрирует с другими школьными предметами:
русский язык
литература
анатомия
физика
история
ин. яз.
психология
мировая художественная культура (мхк)
Хоровые занятия развивают психические способности школьника:
эмоции, чувства — восприятия, ощущения
память (эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная)
сознание
воля
внимание
сосредоточенность
воображение
мышление
речь
Данная образовательная программа составлена на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. Представленная программа явилась результатом коллективного анализа образовательной деятельности хорового коллектива и составлена с учетом современных требований к программному обеспечению. Программа комплексная и многоуровневая (ступени). В ней отражены организация образовательного процесса и все виды деятельности.
Система обучения предусматривает занятия с детьми с 1 по 11 класс без отбора. Возраст учащихся от 7 до 17 лет.
Принципы построения образовательной программы:
Доступность в обучении. Программа составлена с учетом возрастных особенностей, индивидуальных способностей учащихся;
От простого к сложному. Этот принцип отражается в постепенном усложнении учебного материала по предметам и репертуарного плана.
Взаимодействие и сочетание индивидуальных и коллективных способов обучения. Данный принцип находит отражение в учебных планах, где предусмотрены индивидуальные, групповые занятия, а также в том, что хор – это коллективный вид деятельности;
Взаимосвязь комплекса предметов образовательной деятельности: хор, музыкальная грамота, уроки творчества, постановка голоса. Этот принцип отражается в единстве решения специализированных образовательных и воспитательных задач и проявляется в интеграции образовательного процесса;
Связь обучения с практикой. Этот принцип способствует формированию у детей умения применять приобретенные знания, умения и навыки в концертной и других видах деятельности.
Весь образовательный цикл программы делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младший хор – 2 года обучения (1-2 классы, 6-8 лет)
2 ступень – средний хор – 3 года обучения (3-6 классы, 9-12 лет)
3 ступень – старший хор – 3 лет обучения (7-11 классы, 12-17 лет)
На каждой ступени решаются конкретные задачи, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.
Репертуар программы базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения, четко прочерчивающий вектор развития учащихся.
Хоровой коллектив в лицее № 180 создан в 1983 г., в нем занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Работа хорового коллектива «Созвездие» входит в воспитательную систему образовательного учреждения «Лицей – пространство возможностей для всех и для каждого».
Схема 1. Воспитательная система лицея
«Лицей – пространство возможностей для всех и для каждого»

Схема 2. Хоровой коллектив в воспитательной системе лицея «Лицей - пространство возможностей для всех и для каждого»

Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы - лицея, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В основе организации обучения – принципы усложнения материала: на начальном этапе прививаются основные слуховые и вокально-хоровые навыки, умение трудиться в коллективе. В последующем закрепляются и углубляются ранее полученные навыки. Поэтому, на мой взгляд, разделение учащихся по годам обучения не имеет смысла, так как каждый навык и умение совершенствуется постоянно, с учетом возрастных особенностей, по пути усложнения певческого материала.
В данных условиях данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения хоровому пению школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания участников хора. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена система создания эффективных условий, направленных на формирование певческих навыков обучающихся.
Цель программы: Создание условий для развития музыкальных способностей обучающихся и формирования у субъектов образования российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, развитие эстетического сознания через знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Задачи программы:
Образовательные:
- содействовать формированию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонации, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе
работы над репертуаром и слушания музыки.
Развивающие:
- создать условия для развития музыкальных способностей: ладогармонического слуха, музыкальной памяти, метроритма;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки; культуры чувств;
- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально-хоровых произведений;
- обеспечить овладение навыками понимания и следования дирижерскимжестам;
- создать предпосылки для осознанного подхода детьми к процессу исполнения произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии ребенка, постижение образно-эмоционального содержания произведения).
Воспитательные:
- создать условия для формирования эмоционально-положительного отношения к хоровому искусству;
полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;
- способствовать воспитанию творческого исполнителя;
- содействовать формированию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общения.
- создание ситуаций для творческой самореализации ребенка и педагога,
на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:
- индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и
самоценности;
- систематичность и планомерность работы в классе и дома;
- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;
- личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированная на его интересы.
При организации занятий используются методы:
- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);
- наглядные (показ педагогом упражнения, работа по образцу - пение разных партий и др.);
- практические (распевки, упражнение на выработку правильной осанки, дыхания и т.д.).
5. Механизм реализации программы
Форма и режим занятий.
Программа составлена для занятий хором в общеобразовательной школе и
рассчитана на 1 – 11 классы.
Деятельность хорового коллектива строится на сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм работы.
Основной формой является комбинированное занятие, когда теоретическое объяснение материала сменяется практическим выполнением задания, разучиванием и работой над произведением. В зависимости от уровня подготовки учащихся и качества освоения программного материала проводятся индивидуально – групповые занятия. Если хорист по какой – либо причине не усваивает материал, с ним нужно заниматься дополнительно. Во время разучивания сложных произведений (особенно многоголосных) проводятся занятия по партиям.
Для успешной работы коллектива важно формировать и укреплять группу способных, одаренных хористов, которые будут держать партию и вести за собой других ребят.
Поэтому данная программа предусматривает создание вокального ансамбля и сольного пения. Такая система занятий позволяет контролировать и направлять дальнейшее певческое развитие каждого участника хора. Знание картины индивидуального развития детей позволяет дифференцированно подходить к каждому из них на общих занятиях.
В учебный процесс могут быть включены следующие формы занятий:
хоровая репетиция;
индивидуальная работа;
сводные репетиции;
концертные выступления;
просветительская деятельность;
участие в творческих конкурсах.
Хоровые занятия проводятся следующим образом:
Младший хор – 2 раза в неделю по 1 часу в неделю
Средний хор – 2 раза в неделю по 2 часа в неделю
Старший хор – 2 раза в неделю по 3 часа в неделю
Обязателен 10 – минутный перерыв между каждым часом занятий. В процессе обучения хор разделяется на группы учащихся, в зависимости от смен обучения в лицее (расписания уроков).
Формами проверки педагога по реализации данной программы являются:
сдача партий и индивидуальное прослушивание;
проведение открытых уроков или репетиций;
сольные выступления;
проведение творческих отчетов;
участие в районных, городских мероприятиях (праздники, конкурсы, фестивали);
концертная деятельность.
Схема 3. Социальное партнерство хорового коллектива
как условие реализации программы деятельности


Весь образовательный цикл программы делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младший хор – 2 года обучения (1-2 классы, 6-8 лет)
2 ступень – средний хор – 3 года обучения (3-6 классы, 9-12 лет)
3 ступень – старший хор – 6 лет обучения (7-11 классы, 12-17 лет)
Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, малая ёмкость лёгких и т. д.) голос мальчика отличается от голоса взрослого; ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, «серебристость» тембра. Высокий голос у мальчиков называют дискант, диапазон: от до первой октавы до ля второй, низкий голос – альт, его диапазон: от соль-ля малой октавы до ре – ми-бемоль второй октавы. Применение голосов в хоре связано с возрастными особенностями ребят. Голоса разделяются условно на три возрастные группы (возраст указываем приблизительно).
Первая, чисто детская стадия – от 6 до 9 лет; голоса этой группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием, небольшим диапазоном (максимум–октава), небольшой силой - от пиано до меццо-форте. Существенного различия в этом возрасте между голосами мальчиков и девочек ещё нет. Хоры младшего возраста имеют в репертуаре главным образом одно-, двухголосные произведения. В этом, по сути начальном, периоде хорового воспитания закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование и т. д.
Вторая стадия формирования – 9-11 лет. Мальчишеские голоса обладают характерными признаками – прозрачностью, лёгкостью, светлостью и нежностью звука. Им также свойственна серебристость и “звончатость”. Диапазон дисканта принято считать от до первой октавы до соль второй октавы. Альт отличается металлическим, густым звуком, бывает то чрезвычайно нежным, то сильным. Диапазон альта – от соль малой октавы до ре второй. Приблизительно с этого возраста по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает всё больше обретать микстовый характер. Голоса мальчиков звучат с большей силой, обогащаются обертонами. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона. Намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Исполнительские возможности хоров среднего возраста порой значительные. В репертуаре используются произведения двух- и трёхголосного гармонического склада, несложная полифония.
Третья стадия – голоса мальчиков11-13 лет. Голосообразование в этом возрасте происходит в основном по типу смешанного регистра, поэтому голоса мальчиков легко отличаются от голосов девочек. Они различаются не только по тембру, но и по силе. Голоса мальчиков обычно бывают сильнее голосов девочек. В этот период у мальчиков – расцвет голоса, как правило, это сигнал близкого наступления смены голоса – мутации, т. е. перехода из стадии детского голоса в стадию взрослого.
После 12 лет организм мальчика вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.
Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлинняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере. Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: общего физического и психического развития, певческого режима до мутации и т. д.
В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную или скрытую, собственно мутационную (острую) и стадию завершения мутации (постмутационный период), которые характеризуются определёнными признаками. Все признаки мутации выявляются:
а) по изменениям в звучании голоса;
б) по субъективным ощущениям поющих детей;
в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).
Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребёнка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.
В средней, собственно мутационной (острой) стадии (14-15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, “петушит”. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше.
Для третьей, завершающей стадии (постмутационный период - 15-17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (от ре малой октавы до ре первой), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов ещё позже, в 17-19 лет, их голоса обогащаются новыми тембральными красками.
Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена значительном индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

Практика работы хорового коллектива показывает, что мальчикам в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.
Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.
Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.
Делать перерыв в занятиях, как показывает наш опыт, только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, следует, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе.
Роль педагога-хормейстера в этот период особенно значительна. Главное – не торопиться формировать взрослый голос: нужно поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция и т. д.)
Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Оправдан перевод из партии дискантов в партию альтов.
Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо педагога-хормейстера. Юношу можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой октавы – ре первой.
Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с юношами - мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе педагога-хормейстера.
Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у мальчиков-подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее
важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У “крикунов” мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.
В постмутационный период необходимо продолжать над укреплением высокой позиции, звуковедение сделать более широким. В это время вокальные упражнения поются не только в нисходящем движении, но и непременно в восходящем: большое внимание уделяется углублению дыхания и опоре. Для восстановления гибкости и лёгкости голоса целесообразно давать юношам быстрые беглые упражнения с контрастной динамикой, специальные упражнения на регулировку постепенности выдоха, лирические произведения, требующие тонкой нюансировки.
Психолого - возрастные особенности детей среднего школьного возраста и охрана голосов подростков.
Подростковый возраст (11 – 15лет) называют переходным, потому, что в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: анатомо – физическое, интеллектуальное, нравственное развитие – и все виды его деятельности, в стремлении к самостоятельности, отказе от помощи.
Развитие внимания отличается противоречивостью: с одной стороны формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаимости. Активная познавательная деятельность делает занятие интересным для подростка – это способствует организации его внимания. Происходят изменения в развитии памяти, она приобретает опосредованный логический характер.
В усвоении материала и развитии умений большое значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие восприятие, запоминание, воспроизведение. В умственной деятельности сочетаются склонность к анализу, рассуждениям, эмоциональность и впечатлительность, чувство осознания себя как личности. Интересы учащихся приобретают более устойчивый характер.
Учащиеся этого возраста характеризуются повышенной общительностью, которая положительно сказывается на организации групповых занятий, коллектива в целом. Значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива.
В подростковом возрасте у детей происходят изменения в певческом аппарате – мутация голоса. В этот период наблюдается рост гортани. А в певческом процессе гортани принадлежит центральное место – здесь возникают звуки речи и певческий голос человека, обладающий основными свойствами: высотой, силой звука, начальным певческим тембром, вибрато. Скоординированная работа гортани с дыханием и артикуляцией для пения имеет огромное значение. При нарушениях функции голосовой щели (несмыкание, кровоизлияние в связку, узелки на связках) пение резко нарушается и певческий звук полноценно аппарата детей физиологи отмечают диспропорции в росте его разных органов и неодновременность их формирования. Например, голосовые связки растут скорее, чем резонансные полости.
Носоглотка и придаточные пазухи растут очень медленно. Их окончательный рост завершится к 14 годам. Органы, участвующие в голосообразовании взаимосвязаны, и их функциональное состояние отражается на работе всей системы в целом. Эта взаимная связь всех органов певческого механизма в целом осуществляется и регулируется центральной нервной системой. При неправильном пении (форсирование, вялость, неразборчивость текста) у певца нарушается согласованность мышечных движений и в центральной нервной системе остается след, в результате чего у учащихся вырабатывается неправильный трудноисправимый навык. При этом нарушаются функции голосового механизма: отмечается утомление голосовых связок, частичное или полное их несмыкание, повреждение вокальной мышцы и т.д. В результате появляется стойкая хрипота и даже полная потеря голоса. Очень важно, чтобы руководитель знал в каком состоянии находится певческий аппарат хориста, как происходит работа его органов, какой звук получается при правильной их работе.
Детский голос не надо специально тренировать. В нем не надо искать того, чего в нем еще нет. По мере роста всего организма будет расти и голос, а вместе с тем будут развиваться заложенные в нем потенциальные возможности. Задача педагога – удерживать детей от громкого пения, от крикливого пения. Дети должны понять и почувствовать, что надо петь, а не кричать.
Организационная работа
вокально–хоровой деятельности учащихся
в младшем хоре
1 ступень – младший хор.
На этой ступени дети занимаются от 1 года до 2-х лет. Срок обучения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Основной контингент составляют дети в возрасте 7-8 лет.
Хоровые занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, 1 ступень предусматривает сводные репетиции.
Цель: формирование устойчивого интереса детей к хоровому пению и к музыкальным занятиям в целом.
Задачи:
- пробудить интерес к музыкальному искусству, привить любовь к пению;
- сформировать и развить музыкальные способности
- познакомить с главными элементами дирижерского жеста;
- научить бережно относиться к своему голосу.
Учебно-тематический план для 1-2 классов
№ Раздел программы, темы Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 0,5 0,5
2 Вокально-хоровые навыки 10 2 8
3 Вокально-хоровые упражнения 20 5 15
4 Музыкальная грамота 15 7 8
5 Репертуар и работа над произведением 68 18 50
6 Пение импровизаций 10 3 7
7 Исполнительская деятельность 20 5 15
Итого: 144 Содержание программы первой ступени обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с учащимися; рассказ о хоровой студии, ознакомление с основными разделами программы и формами работы. Техника безопасности и правила поведения на занятиях хорового класса.
Практика: индивидуальное прослушивание воспитанников
2. Вокально-хоровые навыки.
Тема 1. Певческая установка, Звукообразование.
Теория: Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Мягкая атака, легкий фальцетный звук.
Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного
выдоха во время фонации.
Практика:
Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица.
Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание.
Тема 2. Тембр
Теория: Управление тембром голоса через тесситуру, силу звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца.
Практика:
Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.
Пение восходящих и нисходящих интервалов с разнонаправленными скачками.
Тема 3. ЗвуковедениеТеория: Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика.
Практика: Выработка умения петь в унисон.
Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения.
Тема 4. Артикуляция
Теория: Управление артикуляционным аппаратом. Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой
Практика:
Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных,упражнения на подвижность языка и работу губ.
Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса.
Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
3. Вокально-хоровые упражнения
Теория. Основные понятия распевания, упражнений и его роли в развитии певческих навыков
Практика: показ упражнений, разучивание и впевание.
4. Музыкальная грамота
5. Репертуар и работа над произведением
6. Пение импровизаций
7. Исполнительская деятельность.
Районные и городские фестивали, концерты, конкурсы.
Выступления в концертах. Репетиции на сцене. Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.
Исполнение подготовленного репертуара на концертах посвященных праздничным датам.
Участие в отчетном концерте хоровой студии.
Ожидаемые результаты 1 ступени обучения
Воспитанники должны
Знать/понимать:
Строение артикуляционного аппарата.
Особенности и возможности певческого голоса.
понимать слова педагога – петь «мягко, нежно, легко»
Уметь:
1. Правильно дышать.
2. разучивать мелодии со слуха и по нотам.
3. Анализировать мелодию, определять характер музыкального произведения.
4. Выразительно, ярко и точно исполнять выученное произведение.
5. Участвовать в концертной деятельности.
6. Разучивать не менее 10-15 произведений в год.
7. Организационная работа
вокально–хоровой деятельности учащихся
в среднем хоре
На этой ступени дети занимаются до 3-х лет. Срок обучения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Основной контингент составляют дети 3-6 годов обучения с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Цель: создание условий для дальнейшего развития музыкальных способностей воспитанников
Задачи:
1.Углубление знаний, умений и навыков.
2.Исполнять двухголосные произведения с элементами трехголосия.
3.пение произведений a capella4.Развитие гармонического слуха
5.Работа над строем и ансамблем

Учебно-тематический план для 3-6 классов
№ Разделы программы, темы Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 10 8 2
2 Вокально-хоровые навыки 30 5 25
3 Вокально-хоровые упражнения 30 5 25
4 Музыкальная грамота 30 15 15
5 Репертуар и работа над произведением 56 16 40
6 Пение импровизаций 30 10 20
7 Концертная деятельность 30 5 25
Итого: 216 Содержание программы второй ступени обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Ознакомление учащихся с основными разделами программы и
формами работы второго года обучения.
Практика: Повторение программы первого года обучения.
2. Вокально-хоровые навыки.
Тема 1. Певческая установка. Звукообразование
Теория: Совершенствование и развитие вокально-хоровых навыков. Понятие задержка дыхания. Цепное дыхание.
Практика:
Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.
Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие
правильного формирование звука, пение одного звука на crescendo и diminuendo.
Тема 2. Тембр.
Теория: Работа над чистотой интонации и унисоном в хоре в различных тесситурных условиях.
Практика: Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения.
Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука.
Тема 3. ЗвуковедениеНавыки кантиленного пения.
Практика: Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения.
Тема 4. ДвухголосиеТеория: Интервалы.
Построение интервалов, пение, определение на слух.
Практика: Пение двухголосия с прямым и
противоположным движением голосов.
Тема 5.
Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании.
Практика:
Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации. Пение по руке.
Тема 6. Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма.
Практика: Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия.
Выступление некоторых детей в роли солистов.
3.Вокально-хоровые упражнения
Тема:
Теория: Роль упражнения для музыкально-певческого развития ребенка.
Практика:
4. Музыкальная грамота
5.Репертуар и работа над произведением
Тема 1. Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.
Теория: Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных
репертуарных трудностей.
Тема 2. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений
Теория: Стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие
поэтического содержания.
Практика: Работа над пением без сопровождения, a capella.
Тема 3. Слушание музыки
Теория: Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории
Практика: Программно-изобразительная музыка.
И.С. Бах « Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П.И.Чайковский
«Времена года».
6. Пение импровизаций
7. Концертно-исполнительская деятельность.
Районные и городские фестивали, праздники, концерты, конкурсы.
Выступления в концертах. Репетиции на сцене. Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.
Исполнение подготовленного репертуара на концерта. Участие в отчетном концерте хоровой студии.
Ожидаемые результаты 2-й ступени обучения
К прогнозируемым результатам относим сформированность специальных умений и навыков.
Воспитанники должны знать/понимать:
1.Певческую посадку
2.Дыхание (ровное, спокойное, экономное)
Уметь:
1. Владеть вокально-хоровыми навыками, необходимыми для данной ступени обучения
2. Разучивать произведения по партитурам
3.Исполнять двухголосные произведения с элементами трехголосья, произведения a capella4.Выразительно и эмоционально петь
Наличие:
- диапазона у воспитанников – 1,5 октавы, хорошей дикции

8. Организационная работа
вокально–хоровой деятельности учащихся
в старшем хоре
На этой ступени в хоре поют учащиеся 7-11 классов.
Цель: развитие вокально-певческих навыков и творческого мышления воспитанников, совершенствование мастерства
Задачи:
1.Способствовать накоплению музыкально-слуховых представлений
2.Формировать координацию деятельности слухового аппарата с основными свойствами певческого голоса
3.Углублять приобретенные ЗУНы и обучать практическому применению приобретенных ЗУНов;
4.Усложнить исполняемый репертуар
5.Обеспечить рост выносливости голосового аппарата
Учебно-тематический план для 7-11 классов
№ Разделы программы, темы Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 10 8 2
2 Вокально-хоровые навыки 30 10 20
3 Вокально-хоровые упражнения 30 5 25
4 Многоголосие и пение без сопровождения 30 5 25
5 Репертуар и работа над произведением 56 20 36
6 Пение импровизаций 30 10 20
7 Индивидуальная вокальная работа 30 10 20
8 Концертная деятельность 30 5 20
Итого: 216 Содержание программы:
Раздел 1.
Тема.Вводное занятие
Теория: Техника безопасности и правила поведения на занятиях хора. Знание правил охраны голоса.
Практика: Индивидуальное прослушивание детей. Формирование партий.
2. Раздел Вокально-хоровые навыки
Тема 1. Певческая установка
Теория:
Практика: Упражнения на правильное положение головы, корпуса..Тема 2. Певческое дыхание
Теория: Виды дыхания: ровное, спокойное, длинное, экономное, равномерное, цепное. Владение дыханием в произведениях разного характера и содержания
Практика: Упражнения на совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Тема 3. Певческое звукообразование
Теория: Расположение резонаторов.
Практика: работа по сглаживанию регистров, воспитание певческого голоса. Упражнения на правильное звукообразование (мягкая атака), спокойного голоса и т.д.
Тема 4. Певческая дикция и звуковедениеТеория: Приемы звуковедения и штрихи.
Практика: Закрепление полученных ранее навыков. Упражнения над под артикуляционным аппаратом. Выработка дикционных навыков.
Тема 5. Ансамбль и строй
1.Теория: Тембровый ансамбль, развитие и совершенствование вокального слуха
Практика: Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.
Пение восходящих и нисходящих интервалов с разнонаправленными скачками.
2.Теория: Мелодический строй
Практика: Интонирование ступеней лада, отдельных интервалов и аккордов в мелодическим изложении.
3.Теория: Гармонический строй.
Практика: формирование навыков выстраивать интервалы и аккорды при одновременном звучании. Интонирование унисона, двухголосия, трехголосия.
3.Раздел Вокально-хоровые упражнения
1.Практика: пение вокально-хоровых упражнений, способствующих развитию музыкального, гармоничного слуха; певческого дыхания; диапазона.
2.Практика: пение a/capella, многоголосых упражнений, гармонических цепочек.
3.Практика: работа над чистой интонацией, унисоном, звукоформированием и звукообразованием.
4.Раздел Многоголосие и пение без сопровождения
Теория: Раскрытие художественного образа (музыкального и поэтического)
Практика: Пение без сопровождения для активизации музыкального слуха и улучшения интонации.
5.Раздел Репертуар и работа над произведением
6. Раздел Пение импровизаций
7. Раздел Индивидуальная вокальная работа
8. Раздел Концертная деятельность
Прогнозируемые результаты 3 ступени обучения:
1.Умения:
-раскрыть музыкальный образ и содержание произведения,
-чистое интонирование унисона и многолосия2.Владение вокально-хоровыми навыками соответствующего уровня
3.Пение двух-, трехголосных произведений, пение a capella4.Наличие в хоре строя ансамбля
5.Активная концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня
Способы диагностики результативности усвоения программы:
-музыкальные тесты, беседы с детьми, наблюдение, прослушивание;
-выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса;
-представление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения;
-наблюдение за участием детей в общелицейских музыкальных конкурсах и праздниках и во время концертных поездок;
Формы подведения итогов реализации программы:
сдача партий и индивидуальное прослушивание;
проведение открытых уроков или репетиций;
сольные выступления;
проведение творческих отчетов;
участие в районных, городских мероприятиях (праздники, конкурсы, фестивали);
концертная деятельность.
9. Методическое обеспечение 1 ступени обучения

п/п Тема Форма
занятий Приемы
и методы Дидактические
материалы Техническое
оснащение,
оборудованиеФорма
подведения
итогов
1. Вводное занятие Беседа Показ в/материалов Диски Зал,экранпроектор Раздел «Вокально-хоровые навыки»
2. Певческая установка Практическое занятие Показ педагогом, объяснение Зал, фортепиано Собеседование
3. Певческое дыхание Беседа, практическое занятие Показ педагогом, объяснение, упражнения на дыхание Карточки с упражнениями Зал, фортепиано Собеседование
4. Певческое звукообра-зованиеБеседа, практическое занятие Игры со звуками, показ педагогом Упражнения по
Звуко-образованиюЗал
фортепиано Собеседование
5. Певческая дикция Занятие-игра Показ педагогом приемов исполнения, выполнение упражнений Методическое пособие Зал, фортепиано Собеседование
6. Ансамбль и строй Беседа, практическое занятие Упражнения по выработке навыков Методическое пособие Зал, фортепиано Собесе-дование7. Вокально-хоровые упражнения Образный рассказ Показ упражнений педагогом Сборники упражнений Зал, фортепиано Прослушива-ние8. Музыкальная грамота Практическое занятие Показ педагогом приема – пение по руке, анализ выполненных задания Сборники нот Зал, фортепиано Прослушива-ние9. Репертуар,
работа над произведе-ниемРассказ, разбор произведений Разучивание материала, игры Сборники песенно-народного творчества Зал,
фортепиано Собесе-дование10 Пение импровиза-цийЗанятие-игра Игры в певческие вопросы-ответы Сборники стихов Зал, фортепиано Прослушива-ние11 Муз.игра и движения под музыку Практическое занятие Показ педагогом приемов исполнения Зал, шумовые инструменты Собесе-дование12. Концертная деятельность Репетиции Анализ исполнения на концертах Видео
материалы Зал, проектор,
диски Методическое обеспечение 2 ступени обучения

п/п Тема Форма
занятий Приемы
и методы Дидактические
материалы Техническое
оснащение,
оборудованиеФорма
подведения
итогов
1. Вводное занятие Беседа Показ в/материалов Диски Зал,экранпроектор Раздел «Вокально-хоровые навыки»
2. Певческая установка. Самоконтроль Практическое занятие Показ педагогом приемов исполнения, разучивание упражнений Методическое пособие Зал, фортепиано Собеседование
3. Певческое дыхание Устное изложение, практическое занятие Самостоятельная работа на дыхательные упражнения Карточки-задания Зал Собесе-дование4. Певческое звукообразование Беседа, практическое занятие Игра со звуками Методика Карла ОрфаЗал Собеседование5. Певческая дикция и звуковедениеУстное изложение, практика Показ, самостоятельная работа. Тренировка произношения гласных Карточки с упражнениями
Карточки-задания Зал, фортепиано 6. Ансамбль и строй Практическое занятие Показ приемов исполнения по чистоте интонации, по ритмической и дикционной точности Карточки-задания Зал, фортепиано 7. Вокально-хоровые упражнения Тренинг Группа упражнений: концентрация внимания,певческий настрой, распевание Фрагменты музыкальных произведений Зал, фортепиано 8. Музыкальная грамота Беседа Использование наглядности – рука дирижера-запись Зал Зачет
9. Репертуар и работа над произведе-ниемБеседа
Занятие-обсуждение Художественное исполнение произведения педагогом. Разбор произведений Песенно-хоровой репертуар Зал, фортепиано Собесе-дование10 Пение импровизаций Ответы на вопросы Самостоятельная работа на заданную импровизацию Карточки-задания Зал 11 Музыкальная игра и движения под музыку Занятие-игра, обсуждение Тренировочные упражнения Сборник музыкальных игр Зал Наблю-
дение12 Концертная деятельность Репетиции Методическое обеспечение 3 ступени обучения

п/п Тема Форма
занятий Приемы
и методы Дидактические
материалы Техническое
оснащение,
оборудованиеФорма
подведения
итогов
1. Вводное занятие Беседа-знакомство Индивидуальное прослушивание Инструкция по т/бЗал,экранпроектор Раздел «Вокально-хоровые навыки»
2. Певческая установка Занятие-обсуждение Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения
на дикцию. Упражнения на дыхание.
Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. Зал, фортепиано 3. Певческое дыхание Устное изложение, практическое занятие Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.
Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Карточки-задания Зал, фортепиано 4. Певческое звукообразо-
ваниеБеседа, практическое занятие Методика Карла ОрфаЗал Собеседование5. Певческая дикция и звуковедениеУстное изложение, практика Карточки с упражнениями
Карточки-задания Зал, фортепиано 6. Ансамбль и строй Практическое занятие Показ приемов исполнения по чистоте интонации, по ритмической и дикционной точности Карточки-задания Зал, фортепиано 7. Вокально-хоровые упражнения Тренинг Группа упражнений: концентрация внимания,певческий настрой, распевание Фрагменты музыкальных произведений Зал, фортепиано 8. Музыкальная грамота Беседа Использование наглядности – рука дирижера-запись Зал Зачет
9. Репертуар и работа над произведе-ниемБеседа
Занятие-обсуждение Художественное исполнение произведения педагогом. Разбор произведений Песенно-хоровой репертуар Зал, фортепиано Собесе-дование10 Пение импровизаций Ответы на вопросы Самостоятельная работа на заданную импровизацию Карточки-задания Зал 11 Музыкальная игра и движения под музыку Занятие-игра, обсуждение Тренировочные упражнения Сборник музыкальных игр Зал Наблю-
дение12 Концертная деятельность Репетиции
Репертуар хора
Младший хор (1-2кл.)
1. М. Е.Птичкина сл. Карелова из к/ф «Я-Шаповалов» Мы в боях родились
2. Г.Гладков К.Чуковский Две песни
3. М. Штейн Дождь
4. Г. Пятигорский Е.КаргановаОн похож на папу
5. Ц.Кюи Зима
6. С.Баневич О.ПархоменкоСолнышко проснется
7. В.Самарин Г.Остер Когда тебя родная мать…
8. Р,Паулс Аспазил из к/ф «Долгая дорога в дюнах» Колыбельная
9. Я.Дубравин Р.РуженцеваДобрый день
10. О.Хромушин А.КружецкаяЧто такое лужа
11. М.Блантер В.И.Лебедев-Кумач Морские волки
12. Г.Гладков Ю.Энтин из оперетты «Ха-ха-ха! Хоттабыч» Песня о Хоттабыче
13. С.Смирнов Мама
14. С.Смирнов Семь веселых нот
15. С.Смирнов Любим мы бродить по лужам
Хор 3-6 классов 1. В.Калинников Сосны
2. G.B. Pergolesi Stabat mater
3. Д.Гершвин Острый ритм
4. Cesar Frank Panis angelikus5. Р.н.песня обр. А ОбрамовскогоКомарочек6. Р.н.песня Как пойду я на быструю речку
7. Ц.Кюи Заря лениво догорает
8. В.И.РебиковРумяной зарею
9. Р.н.песня Вдоль, да по речке
10. С.Миронов Баллада о подводной лодке «Курск»
11. М.Блантер А.КоваленковаСолнце скрылось за горою
12. Л.Квин Ю.ЭнтинМузыка нашего дества13. П.Синявский Лягушенция14. А.Пахмутова Н.ДобронравовТурнир эрудитов
15. С.Смирнов Не грусти, улыбнись и пой
16. И.Шварц В.Коростылев В далеком тревожном военном году
17. Н. Осокина Родина
18. А.Морозов Н.Рубцов В горнице моей светло
19. В.Баснер М.МатусовскийС чего начинается Родина
Хор юношей 1. Л.А.Мей П.Чайковский Нет, только тот, кто знал
2. Н.А.Римский Корсаков А.К.Толстой Не ветер, вея с высоты
3. А.Гречанинов А.Пушкин Узник
4. Р.н.песня Фабричные ребята
5. Е.Мартынов Р.Рождественский Марш-воспоминание
6. А.Кублинский И.КошежеваБубенцы
7. Я,Дубравин В.СусловПро Емелю
8. С.БрейнерКрепкая любовь
9. С.Маги Б.Дубровина Сколько встреч впереди
10. Т.Хренников М.МатусовскийЛодочка
11 И.Лученок М.ЯсеньПисьмо из 45
12. А.Зацепин М.ДербеневУходишь ты
13. Из репертуара ВИА «Ариэль» Обращение к России
14. В.СабининГусары-усачи
15. К.Молчанов М.Львовский Вот солдаты идут
16. В.Некляев В.РаинчикМузыка для всех
17. Л.Рельштаб перевод Н.Огарева Ф.ШубертСеренада
Сводный хор 1. В.Шамшурин Л.СивухинГимн Нижнего Новгорода
2. Я.Дубравин В.СусловРоссия Россией останется
3. А.Гурилев Н.ОгаревВнутренняя музыка
4. Р.н.песня обр. Д.Шостаковича Что за песни
5. Л.В.Бетховен переложение для юношеского хора Ю.Алиева Павшие братья 2 часть 7симфонии
6. М.И.Глинка хор из оперы «Иван Сусанин»сл.С.Городецкого Славься
7. В.Соловьев-Седой В.ДолматовскийЕсли бы парни всей земли
8. Кант 17 века н.а. Радуйся Росско земле
9. СпиричуэлсSomebo Dys knoking at your dor
Репертуарные сборники
Абелян Л. Как Рыжик научился петь.- М: «Советский композитор», 1989г.
Брейнер С.Р. Ностальгия. Произведения для детского хора. – Н. Новгород, 2005г.
Будем с песенкой дружить. Вып. 2 – М.: «Музыка», 1990г.
Гладков Г. Бременские музыканты и другие. Песни для детей в сопровождении фортепиано – Москва 1999г.
Дубравин Я. Музыка для детского хора. – Санкт – Перербург «Композитор», 2004г.
Журбин А. Планета детства. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста – М., Советский композитор, 1989г.
Малыши поют классику. Для детского хора. Сост. Афанасьева, Шешукова Л. Музыка. – Санкт – Петербург, 1998г.
Марченко Л. Детские песни о разном. Выпуск 3 – Ростов-на-Дону, 2002г.
Металлиди Ж. Унеси меня, мой змей. Песни для детского хора. – Санкт – Петербург. 2000г.
Минков М. Вечный двигатель. Песни для детей. – М. «Музыка», 1987г.
Миронов Н. Песни для детей. Выпуск 2. – Н. Новгород, 2002г.
Мой милый хор. Автор - составитель Попов В. Н. Новгород, 2004г.
Нижегородские соловушки. Сост. Попов В. – Н. Новгород, 1996г.
Осокина Н. Песни для школьников. Центр духовного развития «Радуница» - Н. Новгород, 1996г.
Песни для детей. Нижегородский областной центр эстетического образования детей и молодежи. – Н. Новгород, 2000г.
Поет детский хор. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Сост. Ходош Э. – Ростов-на-Дону, 1998г.
Поющее детство. Произведения для детского хора. Сост. Мякишев И. – М., 2002г.
Пчелка. Песни и хоры русских композиторов. Сост. Корсакова Э. – М. «Музыка», 1996г.
Румяной зарею покрылся восток. Песни и хоры на стихи Пушкина А.С. Сост. Луканин А. – М. «Музыка», 1998г.
Славкин М. Песни и хоры. Сост. Калыныш И. – М. «Владос», 2003г.
Смирнов С. Песни для детей младшего возраста. – Н. Новгород, 2005г.
Спи, моя радость, усни. Колыбельные песни. Сост. Леонов Э. – М., 1998г.
Струве Г. Я хочу увидеть музыку. Песни для солистов, вокальных ансамблей и хора. – М., 2002г.

Литература
Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка.- М.: Педагогическое общество России, 2005г.
Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., от 27 октября 2008г. № 180 – Ф3
Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980г.
Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. - М., 1967г.
Глушакова Т.И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре. – М., 1982г.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1976г.
Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре. – М., 1982г.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт – Петербург, 1997г.
Ермолаев В., Майстрах Е. Пути и резервы эффективности мероприятий по охране певческих голосов детей и подростков. В сб.: Развитие детского голоса. Вып. I, - М.: Музыка, 1971г.
Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М., 2003г.
Крутецкий В.А. Психология. – Просвещение, 1986г.
Мазурова В.С. Теория и практика работы с детским хором. – Владимир, 1987г.
Малинина Е. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967г.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.; Л.: Наука, 1965г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Музыка, 1984г.
Никольская – Береговская К. Русская вокально – хоровая школа. – М., 2003г.
Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. – Киев. 1980г.
Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. – М.: Педагогика, 1960г.
Осеннева М., Самарин В., Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом. М., 1999г.
Осеннева М., Самарин В. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003г.
Попов В. Организация и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1988г.
Соколов В.Г. Вопросы вокального воспитания в подростковом хоре. В сб.: Развитие детского голоса. – М.; 1963г.
Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1983г.
Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981г.
Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. 1992г.
Тевлина В.К. Вокально – хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. – М.: Музыка, 1982г.
Халабузарь П.В., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2000г.
Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961г.
Шейнина Л. Методика и практика работа с хором. – М., 1994г.
Юссон Рауль Певческий голос. – М.; Музыка, 1974г.
Литература для детей
Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1982г.
Абелян Л. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1989г.
Детская музыкальная энциклопедия.
Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. – Санкт – Петербург, 1999г.
Струве Г.А. Музыкальные ступеньки, - М., 2001г.
Чесноков В. Пой ладно, играй складно. – Ярославль, 1997г.

Приложение 1
Результативность работы хорового коллектива
с 2007 по 2013 гг.
Районные конкурсы:
2007г. Районный конкурс хоров 1 место
Районный конкурс «Родина моя, Россия» 1 место
2008г. Районный конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2009г. Районный конкурс хоров 1 место
2010г. Районный конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2011г. Районный конкурс хоров 1 место
2012г. Районный конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2013г. Районный конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2014г. Районный конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2015г. Районный конкурс хоров 1 место
Городские конкурсы:
2007г. Городской конкурс хоров 1 место,1 место, Гран-При
2008г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2009г. Городской конкурс хоров 1 место
2010г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» 2 место
2010г. Епархиальный конкурс «Мы православные нижегородцы» Дипломант
2010г. «Нижегородские соловушки» Руководитель
2011г. Городской конкурс хоров 1 место, Гран-При
2012 г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» Гран-При
2013 г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2013г. Областной конкурс «Мальчишек звонких голоса» 1 место
1 место
2014г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» 1 место
2015г. Городской конкурс «Серебряный колокольчик» 1,2 место
2015г. Областной конкурс «Пасха Красная» 1,2 место
Областные конкурсы:
2010г. Областной конкурс «Золотой камертон», посв. 65-ти летию Победы 2 место
2010г. Епархиальный конкурс «Мы православные нижегородцы» Дипломант
2013 г. Фестиваль-конкурс художественного творчества Нижегородской митрополии «Мы – православные нижегородцы» 2014г. Областной конкурс хоров, организатор Партия коммунистов Лауреат II,III ст.
Всероссийские конкурсы и фестивали:
2007г. Всероссийский конкурс школьных хоров Дипломант
2011г. Хоровой фестиваль, посвященный 65-ти летию хоровой капеллы мальчиков Диплом
участника
2013 г. 1-й Всероссийский фестиваль авторской песни для детей «Кораблик детства» 2 место
2013 г. Всероссийская вокально-хоровая ассамблея «Canzoniere» Лауреат 3 степени
2014г. Всероссийский конкурс хоров Лауреат II степени
Международные конкурсы и фестивали:
2008г. «Нижегородские соловушки» Фестиваль
2010г. «Нижегородские соловушки» Руководитель
2011г. Международныйon-lineконкурс «Звезды нового века» Диплом участника
2011г. Международный on-lineтворческий фестиваль «Южный полюс» (юноши) Дипломант
2011г. Международный on-line творческий фестиваль «Южный полюс» (смешанный состав хора) Дипломант
2014г. Международный конкурс «Волжская капель» Лауреат III ст.
Приложение 2
Мониторинг развития
музыкально-интонационного слуха
у участников хорового коллектива
с 2010 по 2015 годы
1 год обучения

№ 1-й класс Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность
предварительный текущий итоговый
1 Данилов Павел 3 3 2 1 3 3 2 1 3 3 3 1
2 Волков Кирилл 2 2 1 2 3 2 1 2 3 2 1 2
3 Завражнов Егор 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2
4 Доника Андрей 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
5 Тюрин Павел 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2
6 Калитвинцев Кирилл 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 3
7 Нанадзе Арсений 2 2 2 1 2 3 2 1 3 3 2 1
8 Семенов Илья 3 2 3 1 3 3 3 1 3 3 3 1
9 Абаимов Егор 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2
10 Фадеев Максим 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1
11 Виноградов Михаил 2 3 2 1 2 3 2 1 2 3 2 2
12 Мелентьев Егор 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1
13 Танин Егор 3 3 3 1 3 3 3 1 3 3 3 1
14 Грызлов Николай 3 2 2 1 3 2 2 2 3 2 2 2
15 Борисов Даниил 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 2 2
3 высокий уровень
2 средний уровень
1 низкий уровень
3 год обучения
№ 3-й класс Слух Чувство ритма Муз. Память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность
предварительный текущий итоговый
1 Данилов Павел 3 3 3 1 3 3 3 1 3 3 3 1
2 Волков Кирилл 3 2 1 2 3 2 1 2 3 3 1 2
3 Завражнов Егор 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2 2
4 Доника Андрей 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2 2 2
5 Тюрин Павел 2 3 2 2 2 3 2 2 2 3 3 2
6 Калитвинцев Кирилл 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 2 3
7 Нанадзе Арсений 3 3 2 1 3 3 2 1 3 3 3 1
8 Семенов Илья 3 3 3 1 3 3 3 1 3 3 3 2
9 Абаимов Егор 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2
10 Фадеев Максим 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2
11 Виноградов Михаил 2 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 2
12 Мелентьев Егор 1 2 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1
13 Танин Егор 3 3 3 1 3 3 3 1 3 3 3 2
14 Грызлов Николай 3 2 2 2 3 2 2 2 3 3 2 2
15 Борисов Даниил 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 2 3
3 высокий уровень
2 средний уровень
1 низкий уровень
5 год обучения
№ 5 класс
Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность Слух Чувство ритма Муз. память Эмоциональность
предварительный текущий итоговый
1 Данилов Павел 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3
2 Волков Кирилл 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2
3 Завражнов Егор 3 3 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3
4 Доника Андрей 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
5 Тюрин Павел 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3
6 Калитвинцев Кирилл 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2
7 Нанадзе Арсений 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 2
8 Семенов Илья 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2
9 Абаимов Егор 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3
10 Фадеев Максим 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3
11 Виноградов Михаил 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3
12 Мелентьев Егор 2 3 3 2 2 3 3 3 2 3 3 3
13 Танин Егор 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
14 Грызлов Николай 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
15 Борисов Даниил 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
3 высокий уровень
2 средний уровень
1 низкий уровень
Приложение 3
Диаграмма результативности вокальных умений и навыков
-3752853746500
Приложение 4
Мониторинг результативности вокальных умений и навыков
(2010-2015 гг.)
2010 2011 2012 2013 2014 2015

2010 2011 2012 2013 2014 2015

2010 2011 2012 2013 2014 2015

2010 2011 2012 2013 2014 2015


Приложение 5
Мониторинг динамики развития музыкальных способностей
с 1 по 6 класс
(2010-2015 гг.)
2010 2011 2012 2013 2014 2015

2010 2011 2012 2013 2014 2015

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Анализ деятельности хорового коллектива
по результатам мониторинга формирования положительного отношения к хоровому искусству (психологический аспект)
Психологический аспект формирования положительного отношения к хоровому искусству понимается как интегративное качественное образование личности, основу которого представляют профессионально-ценностные ориентации, имеющие полифункциональную структуру, состоящую из таких компонентов, как:
мотивационный;
аффективный (эмоциональный);
конативный (практически-действенный);
интеллектуально-волевой (активность в усвоении знаний, целеустремленность и т.п.)
В течение 5 лет проведен мониторинг динамики формирования психологических качеств личности, составляющих основу отношения учащихся к хоровому искусству.
Изучены следующие психологические характеристики:
1.Мотивационный компонент - направленность к изучению и творческой хоровой деятельности (по методике отношения обучающихся к хоровому искусству - автор Л. Балабкина),
2.Аффективный (эмоциональный)- эмоциональное состояние, переживание психологического комфорта на занятиях по хоровому пению, на концертных выступлениях (по разработанной анкете для родителей и учащихся),
3.Конативный (практически-действенный) - навыки взаимодействия в группе, коммуникативные способности (методика определения коммуникативных способностей КОС)
4.Интеллектуально-волевой - уровень притязаний участников хора (УП -«Моторная проба Шварцландера).
В мониторинговых исследованиях приняли участие все члены хорового коллектива, родители участников.
Результаты полученных данных.
1.Мотивационный компонент
2010 2011 2012 2013 2014

1.1.Полученные данные свидетельствуют о устойчивой положительной динамике в активно-положительном отношении детей к хоровому пению. Активно-положительное отношение к хоровому пению подразумевает деятельностный подход к искусству, желание активно заниматься любимым делом, добиваться значимых результатов и корректировать свою деятельность в зависимости от успехов и неудач.
1.2. Следует отметить снижение показателей безразличного отношения к хоровому пению от10 % в 2009 г. до 0 % в 2013 г.
1.3. Отрицательного и крайне- отрицательного отношения к хоровому пению на протяжении 5 лет не выявлено.
2.Аффективный компонент (эмоциональный) компонент
2010 2011 2012 2013 2014

2011 2012 2013 2014 2015
2011 2012 2013 2014 2015

2.1.Анализ анкетирования учащихся и родителей показывает положительную динамику в отношении учеников и их родителей к занятиям хорового пения, наличие благоприятного психологического климата на занятиях, использованием певческих навыков в повседневной жизни, желание заниматься пением в дальнейшем.
2.2. Прослеживается практически полное совпадение мнений учащихся и их родителей по различным вопросам эмоционального отношения к занятиям хорового пения в лицее.
3.Конативный (практически-действенный) компонент

3.1.Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в формировании коммуникативных навыков участников хорового коллектива ( на протяжении 5 лет возрастает количество участников с высоким уровнем развития коммуникативных навыков, соответственно снижается количество участников с низким уровнем развития умения работать в группе, коллективе от 20% в 2009 г. до 5 % в 2013 г.
3.2.Следует иметь в виду, что ученики с низким уровнем коммуникативных способностей это ученики начальной школы.
4. Интеллектуально-волевой компонент
2011 2012 2013 2014 2015

4.1.Полученные данные свидетельствуют о снижении участников хорового коллектива с низким и умеренным уровнем притязаний.
4.2. Одновременно проявляется положительная динамика в увеличении количества участников с высоким уровнем притязаний с 16% в 2009 г. до 42% к 2013 г., что свидетельствует о стабильном уверенном отношении к своей деятельности, уверенности в себе и своем творчестве, желании совершенствоваться в любимом занятии.
4.3.Наблюдается снижение количества участников хорового коллектива с нереально высоким (завышенным) уровнем притязаний.
4.4.Участников с нереально низким (заниженным) уровнем притязаний в 2009-2013 г. не выявлено.
Выводы.
Данные мониторингового изучения деятельности хорового коллектива под руководством Дубровиной Л.Д. показывают
стабильное положительное отношение участников хора и их родителей к хоровому пению и к занятиям по хоровому пению,
активно - деятельностное отношение к данной деятельности со стороны обучающихся,
способствуют формированию у членов хорового коллектива навыков взаимодействия в группе, коммуникативных навыков,
констатируют высокий уровень притязаний у участников, желание самосовершенствоваться в хоровом искусстве.