Рабочая программа внеурочной деятельности Возвращение к истокам
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Возвращение к истокам» имеет духовно-нравственную направленность.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, является все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные соотечественниками.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество, составляющее стержень личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, желание и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Углубленное знакомство ребят с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогают найти образы для подражания. Поэтому главным направлением воспитательной работы с учащимися является патриотическое воспитание.
Мы живем в сказочном месте - его красивая природа, широкие просторы привораживают жителей. Основная часть учащихся школы и их родителей здесь родились, научились ходить, читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество, наша Малая Родина. И мы не вправе не знать ее историю, традиции и обычаи.
Программа «Возвращение к истокам» поможет больше узнать о районе, селе, где мы живем, познакомиться с народными традициями и обычаями, ремеслами, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание, изучить историю и духовные ценности народа.
Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются новые педагогические технологии в проведении занятия, а также новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта обучающегося, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
Актуальность данной образовательной программы определяется необходимостью патриотического воспитания учащихся. Реализация программы обусловлена работой по воспитанию исторической культуры у обучающихся, что помогает им осознать единство мира и свое место в нем на основе общечеловеческих ценностей.
Изучая историю родного села нельзя не вспомнить о событиях, происходящих во время B.О.B. Изучая эти страшные события, обучающиеся узнают о подвигах своих соотечественников. Тем более, что в России нет ни одной семьи, которую война прошла стороной. Находя дома фотографии, фронтовые письма, награды, слушая воспоминания дедов, дети осознают, что их предки были материальными носителями духовного благополучия своего народа, своей Родины. Воспитание исторической культуры у учащихся помогает им осознать единство мира и свое место в нем на основе общечеловеческих ценностей.
Цель программы: развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края, своими «корнями», традициями и обычаями своего народа.
Обучающие задачи:
Познакомить с историей родного края, района, традициями и обычаями своего народа.
Изучить культуру нашей Малой родины;
Пополнить свои знания о родном селе.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к изучению истории родного села.
Развивать творческие способности при изучении истории своего края.
Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные задачи:
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, родному краю
приобщать к общечеловеческим ценностям
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
Программа рассчитана на детей от 8 до 10 лет, желающих повысить уровень краеведческих знаний. Это как раз тот период, когда ребенку можно и должно заложить интерес к истории родного края.
Продолжительность образовательного процесса- 1год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 15человек.
В обучении используются различные формы организации занятий: групповые, массовые.Данная программа предусматривает изучение истоков нашей родины. В течение учебного процесса обучающиеся пополнят свои знания о родном городе, крае, стране.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: лекции,
практические работы, творческие задания, самостоятельный поиск, экскурсия.
Используемые формы и методы дают возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к изучению истории, культуры нашей родины.
Ожидаемые результаты:
Знать основные сведения по истории, этнографии, художественной культуре и природе родного края.
Уметь ценить и оберегать свое Отечество, его прошлое и настоящее, познавать и уважать людей, живущих в нем;
Уметь проявлять творческую активность и самостоятельность.
Знать традиции и культуру жителей края, города, культурно-исторические ценности;
Будут стремиться сохранять традиции и культуру жителей своего села культурно-исторические ценности;
Уметь оформлять информационно-познавательные стенды «История моей
Малой Родины», «Прошлое родного села».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты
- положительное отношение к краеведению;
- познавательный интерес к малой родине;
- уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты
-адекватно воспринимать окружающую действительность;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Предметные результаты
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Содержание разделов и тем
1 четверть (9 ч)
Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.
Практическая работа. Работа с репродукциями картин.
Тема 2. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.
Практическая работа. Игра
·«В музее».
Тема 3. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).
Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».
Тема 4. Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Тамбовского края.
Тема 5. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».
Практическая работа. Работа с «лентой времени».
Тема 6. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.
Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»
Тема 7. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.
Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.
Тема 8. В доме старого односельчанина.
2 четверть (7 ч)
Тема 9. Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.
Практическая работа. Рисуем карту родного города.
Тема 10. Областные музеи. Областной краеведческий музей.
Тема 11. Памятники истории и культуры на территории Тамбовского края. Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.
Тема 12. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).
3 четверть (10 ч)
Тема 13. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.
Практическая работа. Устный рассказ.
Тема 14. Каменные ветераны.
Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов».
Тема 15. Церковные архитектурные памятники.
Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем).
4 четверть (8 ч)
Тема 16. Путешествие по главным улицам г. Тамбова. Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».
Тема 17. Памятники на тамбовской земле. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).
Тема 18. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Практическая работа. Музейный спектакль или инсценировка на тему «Как люди жили в древности».
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тема урока
Количество часов,
всего
Количество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения
Ауди-торный
Неаудиторный
план
факт
1
3
4
5
6
7
8
9
1
Вводный урок.
1
1
Понятие «краеведение». Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, поход, работа в библиотеке, опрос населения, анкетирование, интервьюирование
2
Моё село.
1
1
3
Заочное путешествие по старинным улицам села.
1
1
4
Что такое музей?
1
1
Правила поведения в музее
Применить на практике правила поведения в музее, словарь музееведа.
Понятие «литературное краеведение», биография
Уметь высказать свои впечатления о посещении музея
Понятие «экскурсия», «экскурсовод»
Уметь проводить экскурсию, заинтересовать слушателей
5
Источники изучения жизни народа
1
1
6
Экскурсия в краеведческий музей в сельской библиотеке.
1
1
7
Музей в моей школе
1
1
8
Каменные ветераны
1
1
Уметь ставить проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку
9
Путешествие в страну книг.
1
1
Знать свою родословную
Уметь найти особую фотографию, по которой можно рассказать об истории своей семьи
10
Что такое время?
1
1
Извлекать из различных источников информацию по теме занятия
11
Как были придуманы и развивались предметы
1
1
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа
12
В доме старого односельчанина.
1
1
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа
13-14
Город. Как он появился и развивался
2
1
1
Собирание произведений устного народного творчества. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".
15
Памятники истории и культуры на территории Тамбовского края.
1
1
Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Тамбовского края.
16
Церковные архитектурные памятники.
1
1
Расширить знания о церковных и архитектурных памятниках.
17
Обобщающий урок
1
1
Уметь излагать свои мысли, строить план рассказа
18-20
Фольклор – духовное богатство народа
3
1
2
Уметь интервьюировать, вести беседу
21
Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Божье Матери.
1
1
Знакомство с обрядовыми культурами, с церковными основами праздника.
22
Как сказки попали в книгу.
1
1
Запись произведений устного народного творчества.
23
Русские народные сказители и умельцы Тамбовского края.
1
1
Собор сведений о сказителях и народных умельцах родного края.
24
Творческий путь Г. Р. Державина. Г. Р. Державин и русская литература
1
1
Знать биографию писателяи его творчество
25
Путешествие по главным улицам города Тамбова.
1
1
Использовать сведения из книги и (или) других источников для написания собственного рассказа о городе
26
Песни родного края.
1
1
Знакомство с песенным творчеством в нашем крае. Встреча с народными коллективами.
27
Художники нашего края
1
1
Знакомство с литературно-памятными местами города (района, края). Составление картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с городом и районом.
28-29
Песни и стихи о Мучкапском районе.
2
1
1
Подбор произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в Мучкапском районе.
30-31
Выдающиеся люди Мучкапского района.
2
2
Работа над проектом "Наши знаменитые земляки".
Знакомство со средствами массовой информации. Районная газета «Мучкапские новости»
32-34
Обобщающий урок « Люби и знай свой край»
3
2
1
Знакомство с жизнью и подвигом героев-земляков.
Создание альбома героев-земляков
ВСЕГО:
34
19
15
15