Урок русского языка Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Открытый урок
по русскому языку во 2 классе
Тема: «Непроверяемые гласные звуки
в корне слова»
УМК «Школа России»
учитель начальных классов
Тарамбула В.В.

ст. Мечетинская
Разработка урока по русскому языку во 2-м классе
по теме
«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Образовательная программа «Школа России»
Предмет: Русский язык.
Цели деятельности учителя:
формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова,  закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.   
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультимедийным проектор, компьютер, экран; презентация,
Планируемые результаты образования:
Предметные: корректировать и развивать устную связную речь, орфографическую зоркость,расширять словарный запас учащихся
Личностные: способствовать более глубокому усвоению знаний
Метапредметные:
Регулятивные: формировать навыки совместной работы, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать, воспитывать положительную мотивацию и интерес к предмету,активизировать познавательную деятельность учащихся.
Познавательные: развивать орфографическую зоркость, умение работать с орфографическим словарём
Коммуникативные:формировать мотивацию к чтению,использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
II.Минутка чистописания. Повторение правил письма. а) Повторение написания гласных букв.
Задание: На доске написаны гласные буквы, написать рядом строчные.
А О И Е Я
б) Повторение написания безударной гласной в корне
Задание: Подобрать правильную букву для написания слов с безударными гласными и подобрать проверочное слово:
Тр(а.о)ва-…., м(я,и)чи-…….
Гр(о,а)за-……, зв(е, и)зда-….
Вывод: чтобы проверить б\гл., надо подобрать проверочное слово так, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.
III.Актуализация знаний
Орфографическая минутка
-Запишите предложения под диктовку.
Хорошо летом в лесу. Мы идем по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.
Учитель:- слова первого предложения разделите вертикальной линией для переноса.
-Какие правила переноса нужно помнить? (дети вспоминают правила)
Учитель: прочитайте первое предложение, голосом покажите деление слов.
-найдите и подчеркните основу предложения: 1в.- во 2-ом и 3-ем предложениях,
2 в.- в 4 -5- ых предложениях;
-найдите слова, в которых все согласные звуки твердые (хорошо, кругом);
-найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие ( идем);
- найдите слова, в которых два слога, ударение падает на первый слог.(ле-том, се-ла).
IV.Самоопределение к деятельности
Письмо по памяти: На даче в лесу были разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и синицы.
Учитель: прочитайте предложение.
- О ком это предложение?
-Найдите слова с безударной гласной в корне, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Дети: лесу, сорока, воробьи, синицы.
Учитель: проверьте слова (дети проверяют: лесу- лес, стрижи – стриж).
Дети: другие слова нельзя проверить.
Учитель: Какой сделаем вывод?
Дети: Не все слова можно проверить
Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
(непроверяемые гласные в корне)
V.Физминутка.На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руку левую к груди,
Да смотри не упади.
VI.Работа по теме урока
Учитель: Как по-другому мы называем такие слова? (словарные). А что вы  делаете, чтобы правильно написать словарные слова? (запоминаем, либо проверяем по орфографическому словарю).
   Учитель: цель нашего урока, учиться находить способы запоминания словарных слов.  
1.Как запомнить словарные слова
-многократное повторение, работа со словом:
Чтобы запомнить  слово необходимо четко проговорить несколько раз. 
( На презентации слова- делают выбор буквы и сверяют его с написанием в орфографическом словаре)
Задание: Вставить правильные буквы и прописать всю строку, проговаривая.
Уч .ник, к.р.ндаш, п.нал,т.традь,д.журный,уч.ница, учит.ль.
-Придумайте предложение с одним из слов и запишите.
-Назовите однокоренные слова:
Ученик, ученица, учитель, учительница – корень –уч-
-Подберите признаки предметов:
Ученик прилежный, ученица внимательная, учитель грамотный.
-Подберите действие предметов:
Ученик пишет, ученица читает, учитель объясняет.
2.Работа по учебнику с.104.
5307965145415-по их происхождению:
1)На припеке у пеньков много тонких стебельков,Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,Разгребаем стебельки-собираем огоньки.(Земляника)
Учитель: А можно ли объяснить проихождение названий таких ягод, как черника,голубика,костянка?
Дети: можно, черника – черный, голубика- голубой, костянка – косточка, а
земляника- связана с понятием земля.
Учитель(дополняет) в немецком языке эту ягоду называют земляной ягодой, а в польском – поземка.

2)работа в парах:Задание: выписать из орфографического словаря слова –названия растений, написание которых надо запомнить.
VI.Физминутка. (зарядка для глаз)
VII.Закрепление
1.Учебник с.104. упражнение 163
Упражнение в написании словарных слов.
Проверка: обмен тетрадями взаимопроверка.
2.Игра «Распутай слова»
Учитель читает:
Вот так горе. Вот беда!
Как запутались слова,
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба
(слоги в конверте, работают в группе, составляют слова: береза, карандаш, молоко, собака --каждая группа объясняет написание непроверяемых безударных гласных звуков)
3.Игра «Шифровка»
Словарные слова записывают в столбик, на нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
Учитель называет букву, а дети записывают в тетрадь словарные слова на эту букву, например:
Д– девочка
О – облако
Р - работа
О– обезьяна
Г - город
А – апрель
Прочитайте словарное слово по вертикали, подберите к нему синонимичный ряд
( дорога - путь, шоссе )4.Творческая работа.
Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»:
Сапоги, ботинки – это обувь, а ,- это одежда.
Заяц, -это зверь, а,-это птицы. Пенал, -это учебные принадлежности, а,-это инструменты. Морковь, капуста - это овощи, а , - это дерево.
VIII. Рефлексия
Орфографическая задача (Учебник стр. 108, упр. 172)

в(о,а)робей в(а,о)рона за(я,и)ц с(о,а)бака с(а,о)рока

п(и,е)тух м(е,и)дведь (а,о)б(е,и)зьяна к(а,о)роваIX. Подведение итогов.
- Почему некоторые слова с безударной гласной нужно запомнить?
(Они не запоминаются)
- Что делать, если забыли или не знаете, как пишется слово?
(Посмотреть написание в орфографическом словаре).
X. Домашнее задание
Выписать из орфографического словаря учебника 6 слов с непроверяемойбезударной гласной о.