«Торговый путь из варяг в греки»

Урок окружающего мира
Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»
Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.
Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. 
Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
УУД:
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;
Познавательные:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;


Выполнила: Антонова Н.А.









Ход урока
Организационный момент.
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!
- Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)
- Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.
(река)
II. Актуализация опорных знаний.
1. В в о д н а я б е с е д а.
– Что ты знаешь о торговых путях на Руси? (Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути. Через Древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки». Реки были той единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами как между собой, так и с другими народами.)
– О чем бы вы хотели сегодня поговорить? Что узнать? (О торговле. О пути «из варяг в греки».)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по торговому пути «из варяг в греки».
III. Изучение нового материала.
На доске написаны слова «варяги» и «греки».
– Можете ли вы сказать, кто такие варяги и греки?
За морем Балтийским жили в те времена храбрые витязи – варяги. Оттого и само Балтийское море нередко называлось Варяжским. Отправлялись варяги на крепких ладьях грабить и воевать не только соседние, но и дальние страны.
Славяне называли народ, живущий за Варяжским морем, варягами, а другие называли этот народ норманнами.
Земля у норманнов не хлебородная, обрабатывать ее тяжело, а море близко. Вот они с давних пор и привыкли плавать по морю и грабить, кто им на море или на берегах попадался. А потом из моря стали они по рекам и внутрь разных земель пробираться и навели такой страх на те земли, что там даже в церквах особая молитва была – «Спаси меня, Господи, от норманнов». Норманны так любили воевать, что придумали, будто на том свете, в раю, только и будут делать, что биться и пировать. Были у них даже такие охотники биться между собой, которые огонь глотали, железо грызли.
– Покажите на карте, где жили греки. (Империя Греческая, звали ее также империей Византийской.) Лежала эта империя там, где ныне Турция, – за Черным морем. Главным городом православных греков был в то время Царьград, или Константинополь, который после завоевания Византии турками в 1453 году был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.
– Как же пробирались варяги к Царьграду? Как плыли они из Балтийского моря в Черное? Через какие земли лежал их путь? (Финские и славянские земли лежали на пути варягов.)
Дети смотрят по исторической карте.
– Плыли варяги по реке Неве, по которой корабли входили в Ладожское озеро. Из Ладожского озера по реке Волхов плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов. От Новгорода по реке Ловать двигались дальше. Но Ловать вскоре поворачивает на восток, а купцам надо было на юг. Поразмышляйте, что делали купцы, чтобы попасть в Днепр. (Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра.)
– На этом испытания не заканчивались.Опасности, которые подстерегали купцов на Днепре.
Длинная вереница людей, в такт ударяя по воде веслами, движется по Днепру. Это торговый караван. Цель – Константинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город на Руси. Впереди – около шести недель плавания. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи на воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока все спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нарастает. «Первый порог!» – кричит опытный лоцман на носу первой лодки. Начинаются испытания.
Первый порог скандинавы именуют Эссули, что означает «не спи». Он узок и коварен. Посредине русла выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скал и низвергающаяся вниз вода издает страшный гул. Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут ладьи, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами.
Благополучно миновав препятствие, караван движется дальше. Второй порог по-скандинавски называется Улворси – «островок порога», третий – Геландри – «шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги еще впереди. Самый опасный порог – четвертый, который называется Аифор – «ненасытный». Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Ладьи – одни волоком, другие на плечах – тащат несколько километров до безопасной воды. Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди еще три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгия (современный остров Хортица). На нем стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благодарность за то, что удалось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей.
– Сколько времени занимал путь по Днепру до Царьграда?
– Какие испытания преодолевали торговцы?
– Почему четвертый порог назван «Ненасытный»? В чем таилась опасность?
– Какой обряд совершали путешественники после прохождения всех порогов Днепра?
В устье Днепра, где река впадает в Черное море, торговцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания.
Представьте, что вы торговцы. Какие предметы надо запасти для морского плавания? (Ответы детей.)
– Главное было поставить больше парусов и много вязанок хвороста. Зачем нужен хворост? (Ответы детей.)
– Мы сказали, что длиннейший торговый путь проходил через славянские земли. Чем такое расположение было выгодным для славян?
1. Удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Киевской Руси с другими государствами Европы и Азии. Ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии. Русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости – так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, – освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.
2. Такое расположение было очень выгодным для славян, так как часто встречаемые варяжские и греческие суда останавливались у берега какой-нибудь славянской реки, чтобы обменяться различными товарами как между собой, так и с местными жителями (показ на исторической карте). На этом пути там, где купцы делали остановки, выросли большие города. Подумайте, чем занималось население этих городов. (Там жили ремесленники, которые чинили корабли, крестьяне привозили в города съестные припасы.)
– Городов было много, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали крупными. Назовите их по карте. (Новгород, Смоленск, Чернигов.)
Э т о и н т е р е с н о.

· Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.

· Иноземные купцы плохо говорили по-русски, и поэтому народ иронически прозвал их немцами, то есть немыми. Только с конца ХVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии.
– Какое место вам кажется наиболее надежным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор.
По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. Так торговая площадь становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Подобным образом на славянской территории возникали многочисленные города: Новгород, Смоленск, Киев и другие.
В городах для охраны товаров на складах создавались военные дружины, в состав которых входили самые сильные мужчины (витязи) разных народностей, чаще всего варяги. Во главе таких дружин стояли обычно варяжские предводители – князья. Они или сами торговали, охраняя с оружием свои товары, или нанимались на службу в города для охраны товарных складов. Наконец, бывало, что князья захватывали силой власть в городах и становились их правителями.
– При каких обстоятельствах Рюрик стал князем?
– Русская летопись ХI века рассказывает такую историю: «Новгородские славяне и кривичи, устав от споров и беспорядков, решили найти себе князя за морем. Надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в славянских землях.
Отправились славяне к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; придите княжить и владеть нами».
И вызвались три брата: Рюрик, Трувор, Синеус – со своими родами и дружинами. И стали они княжить: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года Трувор и Синеус умерли, Рюрик остался полновластным правителем, а его потомки правили уже всей Русью».
IV. Закрепление.
- Чем торговали купцы? Что везли из Византии?
Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенькой (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом. 
С юга на север купцы везли главным образом паволоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Паволоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из паволок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «куны» (мордочки куниц), «резаны» (отрезки) и «ногаты»  лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхемы. - Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»?

Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандинавское название Древней Руси – Гардарика – страна городов.
Первым в списке городов стоит Старая Ладога, основанная норманнами в 730 году.
В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства. Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире.

К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)

- Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по - гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию.
- Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. ( Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Воло
·шня; Новгород - новый город, Рюриково городище)
VII. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какое открытие совершили?