Урок истории в 9 классе. Тема: «Мировой экономический кризис 1929-1933гг».


Тема занятия: Мировой экономический кризис 1929-1933гг
Тип урока: Комбинированный
Цель занятия Учебная 1.Расскрыть суть понятия мировой экономический кризис,рассказать о причинах и последствиях начала мирового экономического кризиса 1929-1933гг
Развивающая.2.Развитие логического,критического мышления;умения самостоятельно работать с текстами,с картой мира;применять материалы СМИ,умения правильно излагать свои мысли и рассуждать.
Воспитание чувства патриотизма,толерантности и интереса к истории мира.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснения и рекомендации)
I. Организационные вопросы
1.Приветствие.
2.Постановка целей урока.
II. Повторение пройденного материала
(виды контроля знаний)
Тест с ответами «Первая мировая война»
1.Когда началась первая мировая война?
А) 1914 б) 1915 в)1907 г)1916
2.Сколько стран принимало участие в первой мировой войне?
А) 32 б) 25 в) 38 г)20
3.Когда Россия вышла из первой мировой войны?
А)1915 б)1918 в)1919
4.Когда к войне присоединились США?
А) 1914 б)1916 в)1915 г)1917
5.Основной причиной к началу войны послужило….
А) Возвышение германской расы
Б) Убийство Франца Фердинанта В) Потопление Лузитании6.Когда Германия объявила войну России
А)1 августа 1914 г. Б)9 ноября 1915 г. В)Апрель 1914г. Г)29 июля 1915г.
7. 29 июля 1914г. Россия объявляет о __________________
А)Выходе из войны Б)Брусиловском прорыве В)Всеобщей мобилизации
8) Когда впервые было применено газовое оружие
А)Сентябрь 1914 Б)Апрель 1915 В)Декабрь 1916 Г) Май 1917
9.Кем впервые было применено газовое оружие
А) Османская Империя Б) Франция В)Япония Г)Германия
10. Когда произошел Брусиловский прорыв
А)Июнь 1916г. Б) 29 июля 1914г. В)Июль 1916г. Г)Апрель 1915г.
11.Верденская мясорубка была в А)1915 Б)1918 В)1916 Г)1917
12. В 1914г. немцы форсировали через _____________
А)река Сомма Б)река Марна В)река Обь Г)Крепость Верден
13.Весной 1915г. к Антанте примкнула _______________
А)Османская Империя Б)Сербия В)Италия Г)Франция
14.План Германии по ведению войны __________________________
15.Советское правительство заключило Брестский мир с Германией в_________________
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А В Б Г Б А В Б Г А В Б В
14)План Шлиффена (Блицкриг)
15)3 марта 1918г.
III. Изложение нового материала (методика)
Объяснение материала с использованием электронного учебника с ЦОР и тематической и политической карты мира.
Вели́кая депре́ссия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. (Наиболее остро с 1929 по 1933 год Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.
Великая депрессия наиболее сильно затронула США,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0" \o "Канада" Канаду,Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.
В русской историографии термин «Великая депрессия» часто употребляется лишь в отношении экономического кризиса в США. Параллельно используется термин мировой экономический кризис.
Причины
Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 года: обвальное падение цен акций, начавшееся в «чёрный четверг» 24 октября 1929 года. После краткосрочного небольшого подъёма цен 25 октября падение приняло катастрофические масштабы в «Чёрный понедельник» (28 октября) и «Чёрный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 года —краха Уолл-стрит.
IV. Закрепление нового материала
(выполнение заданий, оценка знаний и др.)
Работа с текстом
Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.
Кейнсиа́нское объясне́ние — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.
Монетари́зм — кризис вызвала денежная политика ФРС. Сергей Мошенский предполагает, что основной причиной Великой депрессии были попытки сохранить нежизнеспособную систему золотого стандарта вместе с глобальным дисбалансом золотых запасов (переизбыток в США и дефицит в Европе
Марксизм — очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.
Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.
Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3—5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.
Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятиеЗакона Смута — Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя,правительство протекционистскими
 мерами повысило цены на ранее дешёвый импорт. Это, в свою очередь, снизило покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам. Лишь в середине 1930-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившего таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику. (Эта версия противоречит объяснению Кейнса.)
Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии — американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились, что привело к рецессии в ВПК страны и в смежных секторах экономики.
Маржинальные займы. Суть займа проста — можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 1920-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в течение 24 часов. Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам. Необходимость оплаты по маржевым требованиям вызвала нехватку средств в банках по сходным причинам (так как активы банков были вложены в ценные бумаги и банки были вынуждены срочно продавать их) и привело к краху шестнадцати тысяч банков, что позволило международным банкирам не только скупить банки конкурентов, но и за сущие копейки скупить крупные американские компании. Когда общество было полностью разорено, банкиры Федерального резерва США решили отменить золотой стандарт США. С этой целью они решили собрать оставшееся в США золото. Так под предлогом борьбы с последствиями депрессии была проведена конфискация золота у населения США.
Кризис эффективности капитала. По мнению Михаила Хазина, кризис 1930—33 года представлял собой дефляционный шок, вызванный началом очередного (второго) кризиса падения эффективности капитала, который связан с невозможностью эффективного развития разделения труда в рамках тех воспроизводственных контуров, которые сложились в мировой экономике на тот момент. Фактически, инвестиционный процесс стал активно замедляться, поскольку частный спрос перестал обеспечивать возврат инвестиций, что, к тому же, было усугублено крахом финансовых пузырей (1927 год — земля, 1929 год — фондовая биржа), которые косвенным образом стимулировали частные доходы
Последствия
уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад;
в индустриальных странах с развитой рыночной экономикой насчитывалось около 30 млн безработных;
ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности;
резко снизилась рождаемость. По всей территории США от 25 до 90 % детей страдали от недоедания
возросло количество сторонников как коммунистических, так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия).
V. Домашнее задание
Дать определение понятиям:
Трест. Картель. Биржа. Сельскохозяйственная аренда. Частнокрестьянское хозяйство.
6. Фермерство. Территориальный раздел мира.
VІ. Подведение итогов урока
(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)