Методическая разработка открытого урока по дисциплине БД.04. История по теме: 2.2. Античные цивилизации»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тобольский многопрофильный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по НМР____________ С.В. Зеленская
«__» ________ 2014 г.
Методическая разработка открытого урока
на внутритехникумовский конкурс «Учитель года»
по дисциплине БД.04. История по теме: 2.2. Античные цивилизации»
Автор-разработчик:
Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин I квалификационной категории ГАПОУ СПО Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум».
Дата проведения: 16.10.2014
Тобольск 2014
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………. 3
1. План урока……………………………………………………... 4
2. Структура урока…………………………………….................. 5
3. Ход урока………………………………………………………. 6
Список используемых Интернет-ресурсов …………………….. 11
Приложение 1. Виды греческих ваз…………………………….. 13
Приложение 2. Виды греческих орнаментов…………………… 14
Приложение 3. Стили древнегреческой керамики……………... 16
Приложение 4. Сюжетные росписи греческих ваз……………... 17
Приложение 5. Лекало греческих ваз…………………………… 18
Пояснительная записка
Урок по БД.04. История разработан по разделу 2. Цивилизации Древнего мира по теме 2.2. Античные цивилизации в соответствии с ФГОС третьего поколения и учитывает требования нового стандарта. В данной разработке урока основной акцент сделан на практико-ориентированный подход, применение современных педагогических технологий, позволяющих студентам почувствовать себя активными участниками, а не пассивными слушателями на уроке. При разработке урока педагог использовал элементы интерактивных педагогических технологий, таких как, мастер-класс на уроке теоретического обучения, тренинг умений. Разработка урока имеет логическую структуру и целесообразное распределение учебного время отведенного на каждый этап урока. К уроку подготовлены приложения, необходимые для организации подобного рода занятия, а также презентационный материал, сопровождаемый яркими слайдами в целях акцентирования внимания студентов на отдельных фрагментах урока и лучшего восприятия изучаемого материала. Для проведения урока теоретического обучения в форме мастер-класса подготовлено специальное оборудование и материалы: глиняные вазы, гончарный круг, акриловые краски и другие инструменты. Урок оснащен музыкальным сопровождением, что делает процесс работы более увлекательным, ритмичным, создающим атмосферу греческой мастерской. Аудитория слушателей для проведения такого занятия подбирается с учетом их активной деятельности, желания участвовать в творческом мероприятии, развитым художественным вкусом и практическими навыками по рисованию и лепке.
План урока
Тема раздела 2: «Цивилизации Древнего мира»
Тема урока: «Античные цивилизации»
Цели урока:
1. Познакомить студентов с историей греческой вазописи и керамики с целью углубления знаний студентов с помощью интерактивных педагогических технологий.
2. Способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изготовлении вазы при помощи гончарного круга и выбора орнамента и сюжета вазы.
3. Развивать творческую активность, аккуратность, приобщить и воспитать уважение к ценностям мирового культурного наследия.
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: мастер-класс
Метод обучения: практический, объяснительно-иллюстративный
Форма организации познавательной деятельности: бригадная
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, колонки).
Презентация «Древняя Греция».
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.
Виды греческих ваз (Приложение 1).
Виды орнаментов (Приложение 2).
Стили древнегреческой керамики (Приложение 3).
Сюжетные росписи греческих ваз (Приложение 4)
Лекало ваз (Приложение 5).
Кисти для росписи.
Акриловые краски.
Гуашь.
Простой карандаш.
Набор цветных карандашей.
Бумага формата А4.
Стаканчики пластиковые.
Стаканчики-непроливайки для воды.
Палитра.
Ластик.
Линейка.
Набор стеков.
Точилка для карандашей.
Нитки.
Доска для лепки.
Целлофановая плёнка.
Глина для лепки.
Доски для лепки.
Гончарный круг с ручным приводом.
Греческая ваза.
Глиняные горшки.
Чаша с водой.
Фартуки.
Бумажное полотенце.
Губки.
Матерчатые тряпочки.
Метод контроля: устный/практический
Межпредметные связи: история, география, философия, культурология, искусствоведение, обществознание.
Внутрипредметные связи: раздел 2 (темы 2.1., 2.3.)
Основные понятия и термины: античность, вазопись, краснофигурная, чернофигурная роспись, керамика, гончарный круг
Место проведения: учебная аудитория
Продолжительность занятия: 20 минут
Структура урока
I Организационный момент 1 мин.
II Вступительное слово преподавателя 2 мин.
III Изучение нового материала 5 мин.
IV Инструктирование и выполнение практической работы 11 мин.
V Подведение итогов урока 1 мин.
VI Самооценка 0,5 мин.
VII Рефлексия 0,5 мин.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие студентов.
Представление педагога.
Проверка готовности студентов к уроку.
Организация внимания.
Вступительное слово преподавателя
Сегодняшний урок истории по теме: «Античные цивилизации» пройдет у нас в необычной форме в виде мастер-класса по выполнению эскиза греческих ваз и изготовлении на гончарном круге греческой вазы. На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили на истории по греческой культуре и посвятим сегодняшнее наше занятие вазописи, особенностям ее выполнения и гончарному делу по лепке ваз. Мы постараемся прочувствовать настроение древней эпохи, практически приобщимся к тонкостям вазописного и гончарного дела.
Древние греки создавали памятники Богам, в честь них называли города. Так, например, знаменитые Афины был названы в честь богини покровительницы города Афины. Сердцем Афин была главная торговая площадь агора, на которой в утренние часы было шумно и многолюдно. В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главным материалом для изготовления керамики служила глина, которой было в изобилии. Именно здесь, на площади, продавали знаменитые вазы, которые являются одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры.
Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другие мастера, совместно с художниками расписывают уже обожженные, желтовато-красные вазы. В окне видно, как рабы, покрывшись потом, занимаются обжигом.
Вся эта прекрасная панорама повествует нам о таком удивительном виде древнегреческого искусства как гончарное искусство и вазовая роспись, которым греки владели в совершенстве. Об античных вазах с пленительным восторгом писал поэт В.Брюсов, ниже представлены строки его произведения «Античные вазы»:
Прекрасны эти античные вазы
Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
III. Изучение нового материала
Древними мастерами была разработана чёткая схема изготовления глиняных изделий:
1. заготовка глины;
2. подготовка глины к обработке;
3. формовка изделий на гончарном круге;
4. сушка;
5. обжиг в печи;
6. художественное оформление изделия;
7. повторный обжиг по необходимости.
Сегодня вам представляется возможность побывать в роли греческих вазописцев и гончаров.
Первая подгруппа студентов будет гончарами и их задачей является изготовить греческую вазу с помощью гончарного круга и глины.
Гончарное дело одно из древнейших искусств. Впервые гончарный круг появился в IV тыс. до н.э., его использовали шумеры. В Индии, Египте, Сирии он появился через тысячу лет. Благодаря наследию керамики, историки узнали много нового из жизни древнего человека.
Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во II тыс. до н. э., он описан в Илиаде (XVII 599-601). Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках. Керамика была спутницей всей жизни античного человека, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх, откуда и пошел обычай – награждать победителей спортивных соревнований кубками.
Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик и обозначает все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.
Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Готовые вазы просушивали на солнце, после того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга и расписывали особой глазурью.
Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам:
1. Сосуды для хранения различных припасов.
2. Застольная посуда для питья вина.
3. Вазы для масла.
Некоторые виды сосудов представлены на слайде:
Амфора. Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.
Кратер. Большие сосуды с большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками. Предназначались для смешивания вина с водой.
Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.
Ойнохоя. Глиняный или металлический кувшин для вина с венчиком горла в виде трилистника, часто расписной. Применялся кувшин для воды или вина.
Пелика. Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.
Лекиф. А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.
Киаф. Особый черпак для разливания воды и вина.
Килик. Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками для питья.
Стамиос. Громадные глиняные бочки для хранения зерна.
Вторая подгруппа студентов у нас будет вазописцами и будет рисовать орнаментную и сюжетную роспись в любом понравившемся стиле на лекалах греческих ваз, изготовленных из бумаги и переносить эскиз акриловыми красками на керамическую вазу.
Кроме гончара важную роль при создании керамики играли мастера, расписывающие сосуды – вазописцы.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись: пиршества, сражения, мифологические сцены.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые. Самым распространенным греческим узором является меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент. Любили греки так же изображать волну и бутон лотоса.
Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля - это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.
В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий.
Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, розетками и стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. Роспись керамики производилась до обжига.
В росписи ваз существует два вида техники.
Сначала возник чёрнофигурный вид вазописи. Для росписи сосудов использовали чёрный лак. Фигуры людей чёрного цвета прекрасно выделялись на оранжево-красном фоне.
Затем возник более совершенный краснофигурный стиль. Фигуры на глине обводили контуром, а всё остальное пространство покрывалось чёрным лаком. Внутри краcного силуэта прорисовывали тонкими линиями детали фигур, черты лица, складки одежды.
Роспись сосуда должна была соответствовать пропорциям изделия (форме), его объему и предназначению.
IV. Инструктирование и выполнение практической работы
Первая подгруппа: «Гончары»
Задание: «Изготовление вазы на гончарном круге»

Этапы работы:
1. Одеть фартуки.
2. Керамическую массу промять ладонями и придать ей однородную структуру.

3. Смочить слегка гончарный круг.
4. Разместить подготовленную глину по центру гончарного круга, чтобы при вращении не возникало колебаний.
5. Придать массе в процессе работы круга полую форму.
6. Смачивать при необходимости руки водой.
7. Удалять избытки воды губкой.
8. Сформировать изделие желаемой формы – снятие стеком лишней глины при вращении или «вытягивание формы».
9. Высушить изделие на круге.
10. Срезать изделие натянутой нитью, двигаясь параллельно поверхности круга.
Форма изготовляемой вами вазы может быть любой, зависит от вкуса и идеи мастера.
Рекомендуется при изготовлении вазы первый раз не использовать сложные формы, требующие изготовления тонких и сложных деталей. К концу урока вам необходимо изготовить вазу и продемонстрировать итоги своей работы, объяснив назначение и дав название сосуда.
Когда замыслит дивный ум создать
Невиданные облики – сначала
Он лепит из простого материала,
Чтоб глине жизнь затем двойную дать,
И на бумаге образ начертать.
Как ловко бы рука ни рисовала,
Потребно проб и опытов немало,
Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать…
Вторая подгруппа: «Вазописцы»
Задание: «Выполнение орнаментной и сюжетной росписи на керамической вазе»
Этапы работы:
Одеть фартуки.
Выбрать форму вазы из предлагаемых лекал.

Разделить вазу на ярусы (орнамент, ножка и горлышко).
Выполнить орнаментный и сюжетный рисунок на лекале.

Перенести рисунок акриловыми красками с лекала на керамическую вазу.
Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вам необходимо расписать вазу и продемонстрировать итоги своей работы, объяснив назначение и дав название сосуда.
V. Подведение итогов урока.
Итак, наши гончары и вазописцы готовы продемонстрировать результаты своей работы и ответить на следующие вопросы:
Название и назначение сосуда.
Стиль (краснофигурный или чернофигурный).
Композиция (вид орнамента, сюжет, цикл мифа, герой мифа).
VI. Самооценка.

VI. Рефлексия (1 мин.)
Понравился ли вам мастер-класс?
Что было сложным на уроке?
Пригодится ли полученные знания и умения на уроке в практической вашей деятельности?
Позволяют ли аналогичные уроки лучше и ярче познавать историю и культуру народов и отдельно взятой страны?
Итак, сегодня на уроке мы имели с вами возможность ощутить настроение античной цивилизации и постарались изготовить и оформить гончарные изделия, побывали в роли мастеров Древней Греции и вернулись оттуда с красивыми вазами.
Был путь к победе труден,закончен мастер-класс.Подведены итоги, получен результат.Спасибо за участие на уроке – мастер-класс!
Использованные Интернет-ресурсы
1. Греческая керамика. – (http://festival.1september.ru/articles/564191/).
2. Греческая керамика. – (http://www.youtube.com/watch?v=Gi0kPckwdJU).
3.Изучение искусства на примере греческих ваз. – (http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/13/izuchenie-iskusstva-drevney-gretsii-na-primere-grecheskikh-vaz).
4. Основы работы на гончарном круге. – (http://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC+%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B5).
5.Технологические основы керамического производства. – (http://seopill.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/tehnologicheskie-osnovy-keramicheskogo-proizvodstva/).
Приложение 1
Виды греческих ваз

Канфар 2. Ойнохоя 3. Кратер 4. Гидрия 5. Лекиф
6. Скифос 7.Киаф 8. Килик 9. Пелика
Приложение 2
Виды орнаментов греческих ваз



Приложение 3
Стили древнегреческой керамики

Чернофигурная вазопись


Краснофигурная вазопись
Приложение 4
Сюжетные росписи греческих ваз
В сапожной мастерской В мастерской кузнеца

Сбор оливок. Статуэтка пахаря

Мальчик ловящий рыбу
В рыбной лавке
Приложение 5
Лекало греческих ваз