Урок на тему Точность речи: синонимы, антонимы, родственные слова
Урок культуры речи
2 класс
Тема: Точность речи: синонимы, антонимы, родственные слова.
Цель: Дать представление о словах – синонимах, словах – антонимах и родственных словах.
Задачи:
Учить различать слова – синонимы и родственные слова;
учить использовать в речи слова – антонимы;
показать роль синонимов и антонимов в построении текстов;
учить использовать синонимы для редактирования текста;
развивать познавательную активность, мышление, память, воображение и речь учащихся;
воспитывать потребность в ярких выражениях своих мыслей через речь.
ХОД УРОКА
Iэтап. Целевая установка.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в город Слов и узнаем много нового о словах.
II этап. Ознакомление с новым материалом
А.Слово имеет значение.
- Автобус отправляется. Пассажирами будут слова.
- Из чего состоят слова? (Из звуков и букв)
- Вот такие пассажиры и сели с нами в автобус: елапн, какпе, никчебу. Перед въездом в город автобус остановил сторож Значение. Он не пропустил пассажиров в город Слов. Как вы думаете, почему? (Непонятные слова)
- Составьте слова, используя все буквы. Объясните значение этих слов. (пенал – предмет для ручек, карандашей; кепка – головной убор; учебник – школьная книга)
Б. Путешествие по улицам города.
Знакомство со словами – родственниками.
- Автобус въезжает в город. В городе есть улицы. Мы идём по улице Родственников.
- Кого мы называем родственниками? (родных людей)
- Как узнать, что они родственники? (они похожи и имеют одинаковую фамилию)
- Найдите в стихотворении слова – родственники. Они тоже похожи и у них есть общая часть.
Чтобы ходики ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал, который час,
По каким часам вставать,
По каким часам в кровать, -
В часовой мастерской
Чинят время день – деньской.
Входит с жалобой старушка:
- Как же мне не горевать!
Из моих часов кукушка
Перестала куковать… -
Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: «Ку – ку!»
(часы, час, часовая, часовщик)
ВЫВОД: Слова – родственники близки по значению и имеют общую часть.
В.Знакомство со словами – синонимами.
- Мы переходим на следующую улицу. Посмотрите, какие здесь интересные домики: они очень похожи друг на друга, но отличаются какими – то деталями. Живут в них слова, чем – то очень похожие: старый, ветхий, дряхлый, древний. Что общего у этих слов? (близки по значению).
- Можно ли их назвать родственниками? Почему? (Нет. У них нет общей части).
- Как называют людей, которые вместе играют, гуляют, занимаются каким – то общим делом, но имеют разные фамилии? (друзья).
- Мы находимся на улице Друзей. Такие слова называются синонимами.
- Чем слова – друзья и слова – родственники похожи друг на друга? (имеют общее значение)
- Чем отличаются? (У слов – родственников есть общая часть, а у слов – друзей нет общей части)
Ф/М
ВЫВОД: Синонимы помогают нам сделать нашу речь яркой, образной, точно выражать мысли, помогают избегать повторов одного и того же слова, т.к. повторы делают нашу речь бедной.
Г.РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
- Прочитайте текст.
- Какое слово здесь повторяется? (зайка)
- Подберите синонимы, чтобы наш текст получился ярким, красочным, образным. Заменим слово «зайка» словами – синонимами. Как зайку можно назвать? (косой, зайчишка, заяц, зайчишка, зверёк, трусишка, он)
Дети работают в парах, редактируют текст.
- Прочитайте отредактированный текст.
Д. Знакомство со словами – антонимами.
- Переходим на следующую улицу. Обратите внимание на домики, в которых живут слова на этой улице. Какого цвета эти домики?(белого и чёрного). Ещё говорят противоположные по цвету. Значит, и должны здесь жить слова противоположные по значению. И такие слова называются антонимами.
ИГРА «Назови антоним»
высоко - … маленький - … узкий - … далеко - …. молодой - … горе - … друг - … утро - … поднимать - … начало - … добрый - … приходить - …
- На улице Антонимов в белых домиках живут весёлые, светлые слова, а в чёрных – прямо противоположные по смыслу. Какие? (грустные, мрачные)
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Интересное событие произошло однажды на улице Антонимов. Дело в том, что слова из чёрных домиков очень не любили осень. Однажды они решили объединиться и рассказать о том, как скучно осенью. Текст они назвали «Хмурый осенний день».
Хмурый осенний день.
Сегодня холодный, пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора!
- Прочитали этот текст жильцы белых домиков и возмутились: «Не согласны!» Разрешите нам встать на ваши места в тексте и мы покажем, какая это прекрасная пора – осень. И прибежали слова из белых домиков и встали в текст.
Коллективная работа по редактированию текста.
- Какие слова помогли создать такие непохожие тексты? (слова – антонимы)
ВЫВОД: Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картинки, передать самые разные чувства и настроения.
IV. Итог урока
- В какой город мы совершили путешествие? (город Слов)
- Какие слова живут в этом городе? (Слова – родственники, синонимы, антонимы)
- Для чего служат антонимы? (Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картинки, передать самые разные чувства и настроения
- Для чего служат синонимы? ( Синонимы помогают нам сделать нашу речь яркой, образной, точно выражать мысли, помогают избегать повторов одного и того же слова, т.к. повторы делают нашу речь бедной).