Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Модернизации российского образования должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. И обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники — основа всех учебных программ нового поколения, предлагаемых сегодняшним школьникам — будущим жителям информационного общества.
При построении учебной программы можно использовать разные виды занятий, обеспечивающие создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его личных возможностей) может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания школьных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.
Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи:
• обеспечить доступ к большому объему информации,
• использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала,
• осуществить поддержку активных форм обучения,
моделировать процессы и явления и т.д.
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.
Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
Знания, добытые самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий, намного ценнее и прочнее. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем будут способствовать воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Склонность к исследованиям, любознательность, постоянное стремление экспериментировать свойственно всем детям. Исследовательская работа в моей практике проходит через все ступени обучения. Это исследовательские задания: (межпредметные) на уроках информатики при изучении программы PowerPoint MS Office в основной школе; при изучении темы «Моделирование» в старшей профильной школе; дополнительного образования «Издательское дело» (соцопросы, проекты).
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся должна быть неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения не только в исследовательской деятельности, но на всех ступенях образовательной системы.
Информационные ресурсы:
• http://infotek2.htm
• http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm
• http://darvin54.my1.ru/publ/1-1-0-11\Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт.mht\• http://9197.php.htm