Методическая разработка: Педагогический консилиум «Адаптация пятиклассников на новой ступени обучения».
Педагогический консилиум по 5-м классам
«Адаптация пятиклассников на новой ступени обучения».
Дата проведения 12.11.2015 года
Подготовка:
Посещение уроков в 5-х классах администрацией, учителями-предметниками, психологом, зам. директора по УВР
Проведение анкеты для оценки уровня школьной мотивации учащихся.
Проведение исследований психологом
Составление характеристики класса классными руководителями
Составление аналитической справки.
Участники педагогического консилиума:
Учителя-предметники, работающие в 5-х классах; учителя начальных классов, выпустившие 4-е классы; администрация школы; психолог, школьный врач
Цель консилиума: обеспечение непрерывности и преемственности в обучении школьников, включенность обучающихся в новый образовательный модуль и реализация прав обучающихся на получение качественного образования.
Ход мероприятия:
(слайд 1) Сегодня мы поговорим о очень важной теме: «Адаптация пятиклассников на новой ступени обучения». Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка
(слайд 2) Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются. Определить, какую реальную помощь мы можем оказать учащимся.
(Слайд 3)
Школьная адаптация - приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Адаптация учащихся пятых классов – это определённый период приспособления к новым условиям школьной деятельности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними, к которым относятся установление контактов с разными учителями, а также усвоение новых предметов. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программногоматериала.2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Какие же признаки успешной адаптации? (Слайд 4)
•удовлетворенность ребенка процессом обучения,
•ребенок легко справляется с программой,
•степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование (Слайд 5)
5-А (21 человек опрошено) 5 –Б (30 человек опрошено)
да нет да нет
Иду в школу с радостью 85,7% (18) 14,3% (3) 97,7% (29) 3,3% (1)
В школе хорошее настроение 86 % 16 % 97,7% (29) 3,3% (1)
У нас хорошие учителя 100% - 100% -
Есть любимые школьные предметы 100% - 100% -
Я привык к новым учителям 95,2% (20) 4,7% (1) 90% (27) 10 % (3)
В начальной школе было лучше 33,3% (7) 66,6% (14) 30% (9) 70% (21)
Мне нравится в школе 90,5% (19) 9,5% (2) 97,7% (29) 3,3% (1)
Можно констатировать высокую степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в школе и дома. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Пятиклассник сталкивается со многими проблемами. Вот некоторыеиз них: (слайд 6)
в письменных работах пропускают буквы;
не умеет применять правила, хотя знает их формулировку;
с трудом решает математические задачи;
невнимателен, рассеян, забывчив;
неусидчив во время занятий;
с трудом понимает объяснения учителя;
плохо ориентируется в пространстве;
испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
часто меняет друзей и бывает одинок.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Существуют кризисные периоды адаптации, когда могут проявиться признаки дезадаптации в той или иной степени.
Кризисные периоды (слайд 7)
первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь)
середина декабря;
неделя после каникул в феврале;
середина марта (особенно после каникул)
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются: (слайд 8)
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
4. У ребенка может поменяться коллектив одноклассников. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше? Как помочь ребенку преодолеть проблемы? Для этого очень важно знать возрастные особенности пятиклассников, их психолого-педагогические и медико-социальные особенности. О физическом здоровье наших пятиклассников расскажет врач гимназии Попова К.Ф. (Выступление врача).
Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.
Давайте рассмотрим, какие возрастные особенности характерны для пятиклассников: Более подробно о психолого - возрастных особенностях расскажет психолог гимназии Зинченко Ирина Ильинична.
Результаты психологигеских исследований.
2. Возрастные особенности пятиклассников (слайд 9)
- предподростковый возраст;
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье
- проявление негативизма,
- возможные конфликты со взрослыми,
- пытается найти сое собственное «Я»,
- замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения,
- эмоциональная нестабильность,
- отсутствие адаптации к неудачам,
- повышенная утомляемость,
- возраст нарциссов.
Путь осознания себя сложен. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Проявляются и другие возрастные изменения возраста ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учебы, то теперь на характер самооценки все больше влияют другие дети. Причем их оценки связаны не с учебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко возрастает количество негативных самооценок. Еще одно важное изменение личности ребенка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными.
3. Признаки дезадаптаци (слайд 10)
1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашнее задание.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10. Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость.
11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Бывает и наоборот, ребенок, учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Попросим классных руководителей проанализировать итоги I четверти и рассказать какими они видят классные коллективы.
Задачи на период адаптации, поставленные классными руководителями (слайд 11)
Изучение классного коллектива
Знакомство с родительским коллективом.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Анализ успеваемости 5 – А класса 2015-2016 учебный год (слайд 12)
Класс % качества СОУ Средний балл
5-а 74,2 63 3,9
4-а 84 75 4
4-б 78 62 4
4-в 82,7 64,1 4
(Слайд 13) Анализ успеваемости 5 – Б класса 2015-2016 учебный год
класс % кач. СОУ ср.балл
5-Б 48 50 3,5
4-а 84 75 4
4-б 78 62 4
4-в 82,7 64,1 4
5-а – сохраняет уровень успеваемости 4-го класса, 5-б произошло снижение успеваемости.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. Некоторым учителям была предложена анкета: (Слайд 14, 15)
Анкета для учителей
1. Способны ли учащиеся самостоятельно организовывать выполнение учебных заданий?
5а 5б
Да да да
Нет (кто?) 2.Какой уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче показывают учащиеся?
5а 5б
Высокий + Средний + +
Низкий 3. Все ли учащиеся способны работать в одном темпе со всем классом?
5а 5б
Кто выбивается? Кто часто отвлекается? На каком уровне можно охарактеризовать сохранность познавательных мотивов учебной деятельности?
5а 5б
Высокий + (9 человек) Средний + (12 человек) +
Низкий 10человек 5.Умеют ли сдерживать непроизвольные эмоции и желания?
5а 5б
Да В основном да В основном да
Нет (кто?) 6 .Соблюдают ли школьные социальные нормы?
5а 5б
Да В основном да В основном да
Нет (кто?) 7.Способны ли учащиеся самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом?
5-А 5-Б
Да да да
нет Для родителей учащихся также была предложена анкета.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
5-а 5-б
история – 11 чел.
математика -11чел.
Англ.яз.-5 чел.
Природа-5 чел.
ИЗО -5 чел.
Летература – 6 чел.
Труд- 4 чел.
Физ-ра 4 чел.
Литерат. ПМР -2
Зарубежная литер. 1
Музыка 1
Русск.яз -1
Молд.яз -1 Литература -10 чел.
Англ.яз -6 чел.
Природа -4чел.
История – 3 чел.
Русск.яз – 3чел.
Математика - 2 чел.
Молд.яз. - 2 чел.
Труды 1 чел.
Физ-ра 1 чел
Литерат. ПМР -1
Зарубежная литер. 1
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
5-а 5-б
история – 1 чел.
математика - 4чел.
Русск.яз - 9 чел.
Укр.яз -2 чел.
Рисование -1 чел.
История 1 чел.
Молд.яз – 2 чел.
Природа 1 чел. Англ.яз -4 чел.
Природа -1чел.
История – 2 чел.
Русск.яз – 2 чел.
Математика - 8 чел.
Молд.яз. - 2 чел.
Риторика 1 чел.
Укр.яз 1 чел.
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
5-а 5-б
Невнимателен, не умеет применять правила, неорганизованный, особенностью темперамента, синдром повышенной тревожности, трудно понимает предмет, плохое запоминание материала, не помнит правила по грамматике, торопится, не может сконцентрироваться, не внимательно читает задание, сложен предмет, требуется больше времени на мышление Гуманитарный склад ума, с ленью, уделяет мало времени, не всегда понимает условие задачи, невнимателен, трудно дается, трудно приспособиться к темпу и особенностям преподавания предмета, мало уделяется внимания изучению словарных слов, отвлекается, новые учителя, запустили учебу, сложности с математикой
Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5-а 5-б
Факультативные занятия, сам справится. Подробно объяснять как делать домашнее задание. Больше обращать внимания, выслушивать. Терпение. Объяснять индивидуально. Помочь сконцентрироваться, напоминать о записи домашнего задания в дневник. Помочь детям приспособиться. Больше проверять знания слов по словарю. Чаще спрашивать. Дополнительные занятия. Больше требовать. Больше внимания разбору решения задач.
Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
5-а 5-б
Учителя работают на высшем уровне. Поощрять. Знать подход к детям. Больше объяснять. Доброжелательно говорить с ребенком. Использовать видео презентации, викторины, семинары, олимпиады. Более доходчиво объяснять. Понимания и уважения. Побольше спрашивать. Привлекать к участию в общественной деятельности. Нуждается в доброжелательном общении и устном поощрении. Дать возможность полностью высказаться.
6. Сколько времени ваш ребёнок затрачивает на выполнение домашнего задания?
5-а 5-б
30-40 минут -1 чел.
1 час- 1 чел.
1,5 – 2 часа – 4 чел.
2 часа – 3 чел.
2-2,5 - 2 чел.
2-3 часа – 3 чел.
3 часа -1 чел.
2-4 часа – 1 чел. 1,5 часа – 2 чел.
1,5 - 2 часа – 2 чел
2 часа -3 чел.
До 2,5 – 1 чел.
2,5 – 3 часа – 2 чел.
До 4 часов – 2 чел.
Обсудим вопросы:
- почему в 5 - Б классе так резко снизилась успеваемость?
- почему некоторые учащиеся тратят на приготовление домашнего задания так много времени?
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ (слайд 16)
Возрастает состояние стресса.
Увеличивается количество предметов.
Много учителей – предметников.
Переутомление.
Сложность адаптации к учителям.
Многообразие приёмов работы на уроке .
Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению.
Рекомендации для учителей: (слайд 17)
- Умело выводите детей из затруднительного положения;
создавайте ситуацию успеха в их деятельности.
Чтобы действия были целенаправленными и результативными, требования у всех учителей должны быть едиными.
- Учитывайте возрастные особенности детей, применяйте в урочной и внеурочной деятельности формы и методы, способствующие формированию внутренней познавательной мотивации.
На каждом уроке вводите задания на сравнение, классификацию, анализ, синтез и обобщение информации, поиск ключевых позиций, построение суждения и вывода.
Включайте в урок здоровьесберегающие технологии.
- Используйте часы дополнительных занятий для организации работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.
(слайд 18) Избегать подчеркивания его промахов
- Внести юмор во взаимоотношения с учащимся
- Принимать индивидуальность ребенка
- Позволить ученику самому решать проблемы там, где это возможно
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний
Рекомендации для учителей и родителей врача Поповой К.Ф. (слайд 19)
Соблюдение режима дня
Соблюдение режима питания
Физические нагрузки дома
Полезные привычки
Укрепление иммунитета
Культура умственного труда
Библиотекарь МОУ «Бендерская гимназия №2» Полякова Екатерина Илиевна (слайд 20)
Рекомендации для учителей и родителей
Традиционно 5 класс – самый активный и любознательный, самый отзывчивый и любимый учителями. Будет большой ошибкой, если мы не используем этот фактор в интересах школы и самих детей.
Детям – читать по своему выбору и по совету библиотекаря.
Учителям и родителям – разговаривать о прочитанном с детьми. КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Учителя физической культуры (слайд 21)
- практиковать семейные походы;
иметь дома спортивный инвентарь и место для занятий физической культурой;
записать ребёнка в спортивную секцию;
участвовать в семейных спортивных мероприятиях разного уровня
Рекомендации родителей (слайд 22)
Берегите наших детей.
Учитывайте их настроение и состояние здоровья каждый день.
Ставьте нас в известность о событиях, происходящих в школьной жизни наших детей
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками
1.Необходимо согласовывать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
- готовность к уроку (наличие необходимых принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ;
-требование к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
- начинать урок со звонком;
- готовиться к уроку на перемене;
- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука – символ вопроса или ответа;
- отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Урок в 5 классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
На всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний.
Выводы (Слайд 23)
Адаптация пятиклассников проходит успешно.
Выявлены психолого-педагогические особенности обучающихся 5 класса.
Разработана «Памятка для учителей-предметников в 5 классе».
Решения психолого-педагогического консилиума.
1. Учителям-предметникам: - учитывать возрастные особенности детей, применять в урочной и внеурочной деятельности формы и методы, способствующие формированию внутренней познавательной мотивации.
- На каждом уроке вводить задания на сравнение, классификацию, анализ, синтез и обобщение информации, поиск ключевых позиций, построение суждения и вывода.
- Включать в урок здоровьесберегающие технологии.
- Использовать часы дополнительных занятий для организации работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми
2. Расширить перечень проведения олимпиад в начальной школе.
3. Вести мониторинг контрольных работ по математике и русскому языку в 4 классе.
4. По итогам года в четвертом классе проводить расширенный педсовет с выработкой рекомендаций будущему пятикласснику.
5. Психологу провести работу по снижению уровня тревожности, повышения уровня мотивации учащихся; работать с учащимися в группах и индивидуально.
Зам. директора по УВР / Л.Г. Великова/