Конспект Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне


Конспект урока по русскому языку
Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Цели урока: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать умения формулировать правило правописания слов с безударными гласными, выучить новые словарные слова.
Оборудование: картинки, карточки, видеозапись, учебник.
Ход урока:
Организационный урок
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем.
И урок наш начинаем.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы будем повторять правописание слов с безударной гласной в корне, узнаем новые словарные слова и повторим ранее изученные.
Каллиграфическая минутка
Яя ягода [й’агада]
- Какая орфограмма в слове ягода? (Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением.)
- Где опасное место в слове ягода? (Опасное место в слове ягода после согласной г.)
- Почему это опасное место? (Потому, что пишем о, а слышим а.)
- Напишите транскрипцию слова ягода. Что такое транскрипция? (Транскрипция – это произношение слова. ([й’агада]).)
Словарная работа
- Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Прежде чем узнать какие это слова, нам нужно отгадать загадку.
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины,
С чем поможет чай? – С …
(Малиной)
Малина – [мал’ина]
- Где опасное место в слове малина? (После буквы м.)
- Напишите транскрипцию слова малина. Что такое транскрипция? (Транскрипция – это произношения слов. [мал’ина] )- Составьте предложение с этим словом. (Мама купила сладкую малину.)
- Подчеркните главные члены предложения.
- Следующая загадка:
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук, тук, тук!»
(Молоток)
Молоток
- Где опасное место в слове молоток? (После буквы м.)
- Почему? (Потому, что пишем о, а слышим а.)
- Напишите транскрипцию слова молоток. ([малат’ок])
- Произнесите слово «молоток» так, как мы его слышим, говорим. (Малаток)
- А теперь так, как мы пишем. (Молоток)
- Составьте предложение с этим словом. (Папа купил молоток.)
- Подчеркните главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое.)
Актуализация знаний
Вставьте пропущенные буквы, выделив корень и орфограмму. Распределите слова в 2 столбика, подберите проверочное слово.
Образец: водичка – водный
Травинка, тропа, лягушка, земля, одежда, кормушка, храбрец, дорога.
Травинка – травы Лягушка
Тропа – тропы Одежда
Земля – земли Дорога
Кормушка – корм, корма, кормит
Храбрец – храбрый
- Распределите слова в алфавитном порядке. Что нужно для этого сделать? (Нужно посмотреть на первую букву слова.)
Дорога, земля, кормушка, лягушка, одежда, травинка, тропа, храбрец.
Физкультминутка
Объяснение нового материала
- Что такое орфограмма? (Высказывания детей.)
- Орфограмма – это буква, обозначающая безударный гласный звук в корне.
- Сейчас я вам расскажу о происхождении слова «орфограмма». Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: орфос – «правильный» и грамма – «запись, буква». А все слово означает «правильная запись» или «правильная буква».
- Что нужно делать с орфограммой? (Её написание нужно проверять или запомнить.)
- Если орфограмму можно проверить – это проверяемая орфограмма, если нужно запомнить – это непроверяемая орфограмма. (Показать в предыдущем задании проверяемую и непроверяемую орфограмму.)
- Как называются слова, которые надо запомнить? (Такие слова называются словарными.)
- Чтобы проверить написание буквы в словарных словах, нужно обратиться к какому словарю? (Чтобы проверить написание буквы в словарных словах, нужно обратиться к орфографическому словарю.)
Работа с карточками
Вставь пропущенную букву, объясняя орфограмму.
О (А)
Корова
Ворона
Ягода
Сапог
Яблоко
Е (И)
Ветер
Берёза
Декабрь
Синонимы
Рисунок
Закрепление изученного материала
Запишите слова только с непроверяемой орфограммой в корне слова.
… сина, ст…кло, гр…бник, пр…щай, п…суда, з…ма, …ктябрь, …лф…вит, л…сник, з…мл…ника.
- Вставьте пропущенную букву, запомните и запишите по памяти слова.
В…т…рок, р…сунок, род…на, скор…, сах…р, н…ябрь, м…л…ток.
- Спишите текст, вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочное слово, обозначь орфограмму.
За воротами ст…яла(стой) пр…нцесса(принц). Но, боже, в каком она была виде! Потоки д…ждевой(дождь) в…ды (воды) ст…кали(течь) по её в…лосам(волос) и платью, на н…ски (нос) туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что …на (он) настоящая пр…нцесса(принц)!
Подведение итогов
- Чем мы занимались на уроке? (Повторяли правописание слов с безударной гласной в корне непроверяемой ударением.)
- Что такое орфограмма?
- Что нужно делать с орфограммой?
- Какие словарные слова мы сегодня выучили? (малина, молоток.)