Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле
Тема урока: Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: 1. Познавательные:
А) повторить сведения о фразеологизмах и их особенностях;
Б) повторить особенности публицистического стиля речи;
В) познакомить с видами творческого преобразования фразеологизмов в публицистике
2. Практические:
А) совершенствовать умение различать фразеологизмы по степени сращенности ( свободные, несвободные);
Б) формировать умение видеть творчески преобразованные фразеологизмы в публицистике, определять их значение;
В) развивать творческие способности учащихся;
Г) совершенствовать умение работать с текстом и творчески его преобразовывать;
3. Общепредметные
А) развивать операции логического мышления( классификация, анализ);
Б) развивать зрительную и слуховую память учащихся;
Общедидактический принципы:
А) принцип доступности и посильности;
Б) принцип научности;
В) принцип системности
Общелингвистические принципы:
А) экстролингвистический принцип;
Б) нормативно-стилистический принцип;
В) принцип внутрипредметных связей;
Методы развития речи:
А) метод аналитических наблюдений над готовым текстом
Б) метод частичного анализа текста;
Г) метод творческого преобразования текста
Оборудование: рабочие листы, тексты газеты «Шахтинские известия», «КВУ», презентация в программе «Notebook”( Smart)
Уровень подготовки учащихся: учащиеся 10 класса
Ход урока
1. Организационный момент
. Распределение по группам.
Я рада вас приветствовать. С легкой руки начнем нашу работу. Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
Тема: «Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле» - слайд 1
2. Попробуйте самостоятельно сформулировать цели : что вы должны повторить, знать, уметь?
Должны знать: особенности фразеологизмов, основные способы творческого преобразования фразеологизмов.
Уметь: создавать связный текст с использованием творчески переработанных фразеологизмов.- слайд 2
3. Актуализация знаний
В каком разделе языкознания изучается фразеологизм? Дайте самостоятельно определение фразеологизма, запишите на свои рабочие листы.
На стенде-…слайд3
Фразеологизм- лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц.( словарь лингвистических терминов)
(Индивидуальное задание) С точки зрения семантической слитности различаются: фразеологические . сращения, . фразеологические единства, фразеологические сочетания.
Работа с учебником
Обратимся к учебнику. Как автор нашего учебника трактует понятие фразеологизм?
( устойчивые словосочетания, могут иметь омонимы, антонимы, синонимы, разные по происхождению: исконно русское происхождение(во всю Ивановскую)
Старославянское ( камень преткновения)
Заимствованные ( о вкусах не спорят)
Существуют 2 вида словосочетаний: устойчивые и свободные.
Упражнение
Цель: Наша задача- различать устойчивые и свободные словосочетания
Задание: распределить устойчивые и свободные словосочетания-( все выполняют в рабочих листах, один - у доски. – слайд 4
Проверка: зачитываем ( по цвету)
Вывод: чем отличаются фразеологические обороты от свободных словосочетаний?
Работа в группах
Дать названия своим группам: ( используются фразеологизмы), вы должны объяснить, что обозначает фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы.
4. Работа с новым материалом
В каких стилях речи используются фразеологизмы?
Каково их назначение в разговорном стиле речи? ( Придает яркость речи, образность)
Вспомним особенности публицистического стиля? – слайд 5
Пред нами отрывок из газетной статьи. Найдите фразеологизмы - слайд 6
Почему употребление фразеологизмов оправдано в публицистическом стиле речи? ( придают образность, ироничность, комизм, метафоричность, экспрессию, т.к. цель – воздействовать на читателя, доказать свою точку зрения.- это ценят журналисты, поэтому используют фр.
Можно использовать фразеологизм, а можно его изменить, творчески переосмыслить, предав ему ёщё большую эксперссию.
Цель: познакомиться с основными способами творческого изменения фразеологизмов в публицистике.
А. Изменение в них количества компонентов – слайд 7 ( учащиеся смотрят примеры и сами делают выводы о способах творческого преобразования)
Б. Замена словарных компонентов фразеологических оборотов – слайд 8
Критика почтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий; Пришел? Увидел? Помолчи! (Из газ.). Используется: для иронического переосмысления, Подобное преобразование фразеологических выражений приводит к коренному изменению их значения и создает остросатирический эффект.
В. "Скрещение нескольких выражений:
Не потому ли молчание - золото, что оно - знак согласия?; Разделяй чужое мнение и властвуй; Жил своей жизнью за чужой счет (Из газ.).-слайд 8
Такое "скрещение" возвращает фразеологическим компонентам первоначальное лексическое значение, а сами фразеологизмы вовлекает в новую образную систему. Это придает особую семантическую емкость и экспрессивность подобным каламбурам.
Г. Одним из наиболее ярких стилистических приемов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает свое метафорическое значение и воспринимается буквально – слайд 9
При умелом использовании фразеологизмов текст становится не только образным, метафоричным, экспрессивным, но и выводит на новый уровень- « второе дно» текста.
5. Упражнения на закрепление
Цель: у. видеть творчески преобразованные фразеологизмы, видеть их роль; у самостоятельно составлять текст публицистического характера с использованием фразеологизмов.
Задание: Я вам предлагаю выбрать ту работу, которая вам ближе: аналитическую или творческую. Учащимся предлагается занять место в той группе, в которой они хотят работать).1- для аналитиков: Найдите в газетах творчески преабразованные фразеологизмы, объясните их роль в статье. – на столах газета со статьей («Шахтинские известия»)
2- творческая работа. У нас в школе издается своя газета « Для тинейджеров и не только..» Следующий номер будет посвящен вопросу о школьной форме. Напишите заметку с творческим преобразованием фразеологизмов на тему «О школьной форме…» это могут быть и стихи…- слайд - 10
Проверка: слайд- 11
Вывод: основные способы изменения фразеологизмов? Какова их роль в публицистике?
Вернемся к целям урока: что реализовано в течение урока, что нет?- слайд 26. Рефлексия
Продолжите предложение: ( выразите фразеологизмом ваше состояние)
7. Оценки: руководители групп, соберите рабочие листы. Оценку вы получите на следующем занятии.
8. Домашнее задание: стр.54-55, 111(112), 99(108). Слайд 12
РАБОЧИЙ ЛИСТ
1.ТЕМА УРОКА - _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2.ФРАЗЕОЛОГИЗМ – ЭТО _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. СВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ-____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ-_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_5.ЗАМЕТКА _______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________-
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
ДЛЯ МЕНЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ В ЗАНЯТИИ БЫЛО_________________________________________
___________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________
________________________________________________________________________________________