Разработка урока на тему : Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие
Тема : Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие.
Цели урока:
1.Выделение объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.
2. Интерпретация полученной информации. Выявление определённых связей и закономерностей.
3. Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия)
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;
решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Оборудование: видеоматериал “Дыхательная система”, презентация «Строение и функции органов дыхания», мультимедийное учебное пособие.
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
План урока:
Организационный момент. ( 1 мин)
Проверка выполнения домашнего задания ( 10мин)
Постановка темы. (2- 3 мин)
Изучение нового материала ( 20-25 мин)
Закрепление изученного материала (5 мин)
Итог урока (1мин)
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует в классе?
2.Проверка домашнего задания.(Фронтальный опрос)
Ответьте на следующие вопросы:
В: Какие виды кровотечений бывают?
О: Капиллярные, венозные, артериальные;
В: Какое из кровотечений самое опасное для жизни человека?
О: Артериальное;
В: Признаки венозного кровотечения?
О: Темная кровь вытекает непрерывной равномерной струей;
В: Если у человека фонтаном вытекает ярко- алого цвета кровь, то каким является данное кровотечение?
О: Артериальное кровотечение;
В: Что надо сделать при носовом кровотечение?
О: Посадить или положить пострадавшего, приподняв ему голову.
На переносицу приложить холодный компресс . в носовую полость ввести кусочек ваты, смоченной перекисью водорода;
В: На какое время накладывается жгут?
О: В теплое время года на 1,5-2 часа; в холодное на 1 час;
3.Постановка темы:
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут . Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Верно о дыхании. Тема урока: «Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие». Запишите тему урока у себя в тетрадях.
4.Изучение нового материала:
Основные термины:
Дыхание – это совокупность физиологических процесс, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций.
Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.
Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Теперь мы рассмотрим строение органов дыхания: к органом дыхания относятся носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи - это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.
Через ноздри воздух попадает в носовую полость . Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит отдел полости глотки — носоглотку.
Различают три стенки полости носа:
Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.
Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний — между нижней и средней раковиной, верхний — между верхней и средней раковинами.Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.
В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот. Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха. Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие. Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и глотку поступает в гортань.
Гортань участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу — с трахеей. Стенки гортани состоят из нескольких хрящей , соединенных связками , суставами и мышцами . при проглатывании пищи вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником . самый крупный хрящ – это щитовидный, который выступает на передней поверхности шеи ( адамово яблоко) .
Гортань изнутри выстлано слизистой оболочкой с мерцательной эпителием, за исключением голосовых связок и надгортанником . Между хрящами в гортани имеется слизистые сладкие образующие 2 голосовые связки . в пространстве между ними называется голосовой щелью . Звук голоса возникает в результате колебаний голосовых связок при выдохе. Оттенки голоса его тембр зависит от длины голосовых связок . например, у мужчины длина гортани больше (44 мм), голосовые связки длиннее поэтому голос у них низкий, грубый. У женщин гортань меньше ( 35мм), соответственно голос выше. Окончательное формирование звуков и членораздельной речи происходит при участии движении языка, губ , а также мягкого неба и зубов.
При попадании в гортань пищевых частичек или других веществ , а также при воспалительных процессах возникает кашель и производится усиленный выдох. Это способствует очищению гортани и препятствует проникновению вредных веществ в нижележащие отделы дыхания. Нижний отдел гортани на уровне VI- VII шейных позвонков переходит в трахею.
Задание. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом? Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод Что еще есть в гортани? Почему гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Чтобы узнать об этом, я предлагаю провести небольшое исследование. Используя информацию приложения № 1 ответьте на вопросы и продолжайте заполнять таблицу.
Найдите в тексте информацию о строении гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)
При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)).Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
(У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие)Трахея человека — дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11—13 см, состоящей из 16—20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Трахея выстлана слизистой оболочкой. В подслизистом слое много смешанных слизистых желез.
на уровне верхнего края V грудного позвонка, где она делится на два бронха - правый и левый. Длина трахеи колеблется от 9 до 11 см, поперечный диаметр в среднем 15-18 мм.
Бронхами (bronchus) называют ветви дыхательного горла (т.н. бронхиальное дерево).
Деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне четвертого грудного позвонка. Главные бронхи, правый и левый, отходят на месте почти под прямым углом и направляются к воротам соответствующего легкого.
Правый бронх несколько шире левого, так как объем правого легкого больше, чем левого. В то же время левый бронх почти вдвое длиннее правого, хрящевых колец в правом 6-8, а в левом 9-12. Правый бронх расположен более вертикально, чем левый, и, таким образом, является как бы продолжением трахеи.
Бронхиальное дерево включает в себя главные бронхи - правый и левый, долевые бронхи (1-го порядка), зональные (2-го порядка), сегментарные и субсегментарные (3, 4, 5 порядков), мелкие (от 6-го до 15-го порядков) и наконец, терминальные бронхиолы, за которыми начинаются респираторные отделы легких (цель которых - выполнять газообменную функцию).
Строение бронхов не является одинаковым на протяжении всего бронхиального дерева, хотя и имеет общие черты. Бронхи обеспечивают проведение воздуха от трахеи к альвеолам и обратно, а к тому же способствуют очищению воздуха от посторонних примесей и выведению их из организма. Крупные инородные тела удаляются из бронхов при помощи кашля. А более мелкие (пылевые частицы) или микроорганизмы, попавшие в дыхательные пути, удаляются с помощью колебаний ресничек эпителиальных клеток, которые обеспечивают продвижение бронхиального секрета в сторону трахеи.
Легкие – это упругие губчатые парные органы, которые занимают почти всю грудную полость. Правое легкое состоит из 3 долей, а левое из 2 разделенных междолевыми бороздами . Наружную выпуклую поверхность легких окружают ребра, а на внутренней, вогнутой , обращенной к сердцу поверхности находятся ворота легких . Через ворота легких входят главные бронхи, легочные артерии , нервы, а выходят вены и лимфатические сосуды . легкие снаружи покрыты тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 1 листков. Наружный листок плевры выстилает внутреннюю полость грудной клетки, а внутренней покрывает все легкое. Между листками находятся плевральная полость с небольшим количеством плевральной жидкости. Жидкость уменьшает трение листков при дыхательных движениях легких. Бронхи , вошедшие в легкие, разветвляясь , образуют бронхиальное дерево, на конечных бронхиальных веточках которого находятся альвеолы.
Альвеолы – это легочные пузырьки диаметром 0,2- 0,3 мм и глубиной 0,06- 0,3 мм, заполненные воздухом. Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и снаружи оплетены густой сетью капилляров. Через тонкие стенки альвеол и капилляров происходит обмен газов. Легких человека насчитывается около 700млн. альвеол, их общая поверхность составляет до 120 м2. Внутреннею поверхность альвеол выстилает тонкая пленка, образованная из эпителиальных клеток. Благодаря этой пленки поддерживается постоянный объем пузырьков, не происходит их смыкания. Пленка также защищает от микроорганизмов, после чего сама переваривается или выводится наружу в виде мокроты.
5.Закрепление изученного материала.
Задание 2. Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Ответ запиши в таблицу.
Орган Функция Орган:
1.Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4.Лёгкие 5.Плевра
Выполняемая функция а) выстилает наружную поверхность легких; б) газообмен;
в) увлажнение воздуха, задерживание пыли; г) образование голоса
д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.
Выберите правильные ответы:
1. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) Носовая полость; Б) Гортань; В) Трахея.
2. Как влияет крик на голосовые связки?
А) Никак не влияет; Б) Улучшает; В) Ухудшает.
3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) Лёгкие; Б) Трахея; В) Лёгочная артерия; Г) Бронхи.
4. Сущность процесса дыхания состоит в:
А) Обмене газами между организмом и внешней средой;
Б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;
В) Транспорте газов кровью.
5. А. В носовой полости воздух очищается от пыли и микроорганизмов, увлажняется и согревается
Б. Гортань образована костной тканью, поперечнополосатыми мышцами и слизистой оболочкой.
А) Верно только А Б) Верно только Б В) Верны оба высказывания
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А) Молчит Б) Говорит шепотом В) Говорит громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
А) Щитовидный хрящ Б) Зерновидный хрящ В) Надгортанник
8. Из чего состоит трахея:
А) Из костной ткани Б) Только из соединительной ткани В) Из хрящевых полуколец
9. На какое количество бронхов ветвится трахея?
А) На два Б) На четыре В) На множество
10. Ткань легких состоит из:
А) Альвеол Б) Бронхиол В) Легочной плевры
6.Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: § 39- 40.
Ответить на вопросы: 1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
2. Почему не рекомендуется дышать ртом?
Творческие задания выполняются по желанию
Составить ребусы, кроссворды на тему : дыхание.