Вариант для подготовки к диагностической работе по русскому языку для учащихся 9-х классов МЦКО от 25.10.2016
Диагностическая работа для учащихся 9-х классов
по русскому языку
1.В каком из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.
Эти двое парней обладали ДЕЙСТВЕННОЙ силой, благодаря которой ситуация быстро разрешилась.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ в нашей организации правила не позволяют сотрудникам отлучаться с рабочих мест более чем на 10 минут.
Да и сам директор обладал, как говорят, «ДЕЛЯЧЕСКИМ» подходом и видением проблем.
ДОЖДЕВУЮ воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы.
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
известные ЛЕКТОРЫ
пара ЧУЛОК
ИЗРЕШЕЧЁННЫЙ
ЗВОНЧЕЕ
КЛАДИ
3. Какие два слова из размещенного ниже перечня нельзя включить в таблицу? В ответе запишите номера выбранных слов.
В корне слова пишется проверяемая гласная ЕВ корне слова с чередованием гласных Е/И пишется буква И
1) пож..лтело
2) пан..рама
3) ум..реть (на поле боя)
4) заст..лать
5) разв..ваться (о флаге)
4. В какой строке во всех словах пишется буква З?
1) ра..бросать, бе..болезненный;
2) р..спорядиться, с.гласие;
3) пр..образовать, пр..оритет;
4) вз..скать, сверх..нтересный;
5) по..ставка, о..гадывать.
5. В котором примере НЕ пишется СЛИТНО?
1) Обломов, с детства (не)привыкший к труду, только мечтает о серьёзной деятельности.
2) Водитель (не)смог избежать столкновения со встречным автомобилем.
3) (Не)новый французский роман, а сочинение двухсотлетней давности — вот что вдруг завладело вниманием читателей журнала «Москвитянин».
4) Барыне (не)здоровилось, и она рано покинула гостиную.
5) Долина, ещё (не)озаряемая солнцем, лежит в дымке тумана.
6. Укажите все цифры , на месте которых необходимо поставить запятую?
Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.
7. Укажите все цифры, на месте которых необходимо поставить запятую?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
8. Выберите верную характеристику предложения.
Батарея была установлена и соединена со шлангами и с заключёнными в них проводами.
1) Сложное предложение, перед союзом И нужно поставить запятую.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не ставится.
3) Простое предложение, перед союзом И нужно поставить запятую.
4) Простое предложение, перед союзом И запятая не ставится.
Прочитайте текст и выполните задания 9–20.
Пушкин! (2) С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. (3) Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей!
(4) Для читающей России от мала до велика Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил ее климат. (5) Шутки в сторону, у веселого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории. (6) И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. (7) И … сам Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина. (8) И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. (9)Думаю, при прочих равных условиях чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. (Ф. Искандер)
9. Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ мысль текста.
1) С именем Пушкина, взошедшим над Российской империей, у читателей связывается вздох облегчения, улыбка.
2) Ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории, поэтому мы до сих пор греемся у веселого пушкинского очага.
3) Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет».
4) Вздох облегчения, улыбка и счастье читателей заключается в том, что к пушкинскому очагу всегда можно прикоснуться, сняв томик стихов с полки, поэтому чтение Пушкина, как альпийский воздух, способствует долголетию.
10. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в 7 предложении текста?
1) Хотя
2) Несмотря на это
3) Поэтому
4) Итак
11) Среди предложений 1–4 найдите предложение, в котором использован фразеологический оборот. Укажите в ответе номер этого предложения.
12) Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки - ПРИ имеет значение «неполноты действия».
13) Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано это причастие.
14). Замените выражение «шутки в сторону» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
15) Замените словосочетание «альпийский воздух», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
16) Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
17) Среди предложений 1–5 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
18) Среди предложений 6–9 найдите предложения с вводным предложением. Напишите номера этих предложений.
19) Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой. Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.
Ответ на задание С1 запишите на обороте бланка тестирования, указав сначала номер задания.
В таблице, приведённой ниже, сжато переданы микротемы текста. Микротемы соответствуют абзацному членению текста. Укажите номер микротемы (абзаца), которая при сжатии передана неполно или с искажением основного смысла. Напишите свой текст, сжато передающий основное содержание этой микротемы.
Основное содержание микротем текста
№ абзаца (микротемы) Микротема1 С именем Пушкина у читателей невольно связывается вздох облегчения, улыбка. Это легкое имя взошло над Российской империей!
2 Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил климат России.
3 Несмотря на то, что Пушкин писал, что «на свете счастья нет», счастье читателей заключается в том, что к его творчеству всегда можно прикоснуться, поэтому чтение Пушкина способствует долголетию.
Система оценивания диагностической работы по русскому языку Ответы для заданий с кратким ответом и с выбором ответа.
Номер задания Ответ Балл
1 каменистая 1
2 звонче 1
3 23 2
4 1 1
5 4 1
6 234 1
7 1234 1
8 4 1
9 4 1
10 1 1
11 4 1
12 прикоснуться 1
13 читающей 1
14 говоря серьезно 1
15 воздух Альп 1
16 связывается 1
17 5 1
18 9 1
19 4 1
20 2 2