Доклад на тему Социальное взаимодействие с семьями через нетрадиционные формы организации работы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя
городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан
Социальное взаимодействие с семьями через нетрадиционные формы организации работы.
Подготовил
воспитатель Александрова М.К.
2016 у.г., с. Амзя, ГО г. Нефтекамск РБ
Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.
Если загадывает на десятилетие – он сажает деревья.
Если загадывает на века – он воспитывает детей.
Старая японская мудрость.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Работая с родителями, я помогаю им:
· увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
· преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;
· относиться к нему, как равному себе;
· понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
· открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания;
· проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
· понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Прежде формы работы с родителями в группе были достаточно традиционными:
· родительские собрания 3 раза в год;
· анкетирование по определенным вопросам;
· индивидуальные и групповые беседы;
· советы и рекомендации для родителей в информационном родительском уголке;
· творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);
· консультации для родителей;
· дни открытых дверей.
При проведении анкетирования были получены следующие данные
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Полученные результаты анкетирования выявили необходимость пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Я пришла к выводу, что осуществлять взаимодействие с родителями, нужно не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Таким образом, встала проблема, заключающаяся в поиске эффективных путей взаимодействия ОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Цель работы с родителями: создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства
Задачи: 1. Создание документационного обеспечения взаимодействия ОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ОУ.
2. Изучение потребностей родителей в дополнительных услугах ОУ, выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения
3. Повышение компетентности педагогов ОУ и родителей по вопросу воспитания дошкольников на основе социального партнерства.
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогами в процессе повседневного общения и совместных мероприятий.
5. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ОУ с семьями в практику социального партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственых отношений
Задачи направленные на работу с родителями:
1.Вовлечение родителей воспитанников в жизнь детей и детского сада.
2. Обеспечение педагогической культурой родителей в вопросах воспитания и обучения детей
3. Активное участие родителей в развивающей образовательной работе с детьми.
Задачи инновационной деятельности соотносятся с разработкой технологии по социальному взаимодейсвию с родителями «С любовью к детям». Технология основывается на ведущих принципах обучения и воспитания:
Основополагающим фактором технологии является применение нетрадиционных форм работы с родителями .
Содержание работы раскрыто в традиционных направлениях работы.
Данные направления позволяют использовать и нетрадиционные подходы к взаимодействию с родителями.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, сделала полную характеристику семей – социальный статус. Для согласования воспитательных воздействий на ребенка начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребёнка. Выработала тактику своего общения с каждым родителем.
Познавательное направление
В данном направлении использовала такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой - моя новая профессия).
«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя).
«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).
Здесь происходит обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
следующая форма «Дружная команда» которая заключается в проведении совместных акций.
-по правилам безопасности дорожного движения «Пешеход на переход»,«Пристегнись и улыбнись», где родители имеют возможность участвовать вместе с детьми, как в подготовке, так и проведении.
- в экологических акциях, родители личным примером показывают детям своё отношение к природе, когда убирают мусор, сажают деревья, вешают кормушки для птиц.
С целью приобретения практических навыков воспитания детей планирую такие мероприятия как семинары-практикумы, мастер-классы. Эта форма работы даёт возможность на практике показать приёмы и способы обучения детей навыкам рисования, лепки, аппликации, беседы по прочитанному, заучиванию стихов, развитию речи, математическим играм.
Современной, а также эффективной и познавательной формой поддержания отношений воспитателей с родителями на данное время является создание и ведение собственных сайтов, как детских садов, так и воспитателей групп. Я создала сайт своей группы. Родители, зная адрес сайта, имеют возможность в любое удобное для них время заходить, читать последнюю информацию о жизни ДОО, группы, оставлять свои пожелания, вносить предложения и идеи.
Досуговое направление
Это направление оказалось самым востребованным. Объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы.
К досуговым формам работы можно отнести праздники, развлечения, театральные вечера,чаепития, походы и прогулки за территорией ОУ.
Наглядно – информационное направление
Форма работы через родительские уголки. Для того, чтобы она
Была действенной, помогает активизировать рубрика: «Благодарим», «Чем и как занять ребёнка дома», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть.
Показ видеоролика мастер- класс для родителей
«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», писал Ф.Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда стараюсь это делать при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки . Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам: мебель в кукольном уголке, полочка для книг На участке малые формы: автобус, машина, грибок песочница
Выставка работ, сделанных родителями.
Игра-импровизация «Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей и родителей к пониманию двигательного двухголосья. В котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих–«дирижеров».Направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой сложности, способности к двигательной импровизации.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжая искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить. Что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.