Разработка занятия по обществознанию на тему Социальное взаимодействие
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Социальное взаимодействие.
Мотивация изучения темы:
Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей.
Важно разбираться в данных понятиях, ведь все мы – члены общества.
Цели занятия:
Интеграционные связи: тема связана с историей, философией, правоведением.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) изучение нового материла;
3) закрепление изученного материала ;4) инструктаж д/з;
5) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Изучение новой темы.
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия, или социального поведения.
Однако далеко не все, что мы делаем, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.
Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему захочется. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, определенных обществом.
Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение города, правила перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. (Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия.) Социальное взаимодействие, как и социальное действие, встречается повсюду.
Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
ПОВЕДЕНИЕ — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение может быть индивидуальным и коллективным (массовым).
Поясняющий пример
12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя это тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефиците. Реакция людей, наученных горьким опытом времен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.
В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей, которое можно назвать социальным поведением как реакцией на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности.
Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели — на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель.
В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение существенно отличается от того поведения в толпе, где все незнакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе — нет. Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными, интеллигентными, предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.
Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного явления — человеческой активности.
Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок — лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.
Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не создадут стоящего произведения, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматривали всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорили о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.
Если внимательно проанализировать статистику, то обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений? Об этом повествует помещенный ниже фрагмент.
Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие
Авторы проанализировали две тысячи данных энциклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные
кладбищ. Построен график зависимости числа умерших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творчества сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Они таковы: 1, 7,14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91 год. Состояние ослабленного здоровья в среднем длится один год, удлиняясь к старости. Наибольший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цикличность особенно ярко выражена. Поэты примерно погибают в одно и то же время — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года.
Источник: Знание — сила. 1990. № 3. С. 56.
Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.
В науке принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, помогающим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.
КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.
Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Она возникает тогда, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.
КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борьба за дефицитные ценности (блага).
Это могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.
Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга из борьбы за дефицитные блага. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем — это конкуренция. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.
Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных (массовых) действий. Они могут быть слабо организованными (паника) либо достаточно подготовленными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.
В таком виде социального взаимодействия, как паника, нет организаторов или заранее составленного плана.
ПАНИКА — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординированные действия.
Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание.
Паника случается там, где есть толпа. Вот пример.
30 мая 1999 года в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном девушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончилось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей превратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не соображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные люди превращаются в неумышленных убийц?
Понятия: поведение, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника.
Вопросы и задания
1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей? Чем различаются действия и поступки? Можете ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?
2.С какими тремя формами взаимодействия вы познакомились?
3.Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой? Расскажите, как они протекают и в чем заключается их природа.
*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются?
*5. Почему поступок возможен только при наличии свободы действий? Разве политические заключенные в концлагере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.
*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими
так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»
■ Проблема. Можно ли назвать характерные черты социального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?
Практикум. Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Учащиеся делают устные выводы; рассказывают, что они знали раньше, что нового узнали на занятии, что их особенно заинтересовало.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §8.
Использованная литература:
Фролов С. Взаимодействие социальное // Словарь ключевых социологических терминов. М., 1999.
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ДНК, 2003. — С. 531