Разработка модульного урока по обществознанию на тему: «Древние мыслители о мире и человеке» (10 класс, профильный)
Модульный урок
Тема: «Древние мыслители о мире и человеке»
10 класс
Лист инструкции
Урок состоит из 5 Учебных Элементов (УЭ)
В УЭ №1 вам предстоит узнать о зарождении мифов, религии, философии; составить конспект материала.
В УЭ №2 вы узнаете о философско-религиозных течениях древнего Востока, составите конспект и ответите на вопросы к тексту.
В УЭ №3 вы узнаете об истории античной философии, сравните взгляды Платона и Аристотеля.
УЭ №4 предусматривает проверку правильности составления конспекта.
УЭ №5 предполагает выполнение самостоятельной работы по теме (используется лист задание «Из истории философии»). Если задания в самостоятельной работе выполняются без конспекта, каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, если с конспектом – в 1 балл.
Работа оценивается: «3» - 10-13 баллов
«4» - 14-19 баллов
«5» - 20-24 балла
Все указания к работе вы найдете в технологической карте.
Читайте внимательно! Следите за временем.
Желаю успеха!
Листы инструкции
УЭ 1
Приготовь тетрадь к работе, очерти поля.
Запиши в тетрадь как тему название §5
Используя текст учебника на стр. 45-46, дай определение мифа и религии.
МИФ – это
РЕЛИГИЯ – это
Запиши, как взаимодействуют миф и религия?
Составь схему:
ИДЕИ МИФОВ
Идея Идея
Запиши определение философии.
УЭ 2
Изучи материал учебника на стр. 47- 48
Продолжи фразу «Индия стала родиной таких религий как ..»
Перерисуй изображение бога Брахмы. Обозначь 4 касты и подпиши их названия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Как ты думаешь, из какой части тела произошли шудры, если цвет их Варны – черный? Отметь на рисунке.
4. Выпиши основные заповеди буддизма.
5. Изучи материал на стр. 49-50
6. Продолжи фразу «Китай стал родиной таких религий как ...»
7. Подумай и запиши, что отличает даосизм и конфуцианство во взглядах на человека?
8. Составь опорную схему, используя следующие понятия, названия и выражения: Китай, Индия, буддизм, брахманизм, даосизм, конфуцианство, равенство от рождения, кастовость, человек – раб совей судьбы, человек активен.
9. Прокомментируй данную схему и сделай необходимые надписи в схеме: что обозначает Инь, Ян и человек между ними.
Основное учение Даоской школы
? ?
Заполни пропуски о человеке по даоскому учению.
Человек – посредник между небом и землей.
Человек
Человек .
Человек
УЭ 3
Внимательно изучи материал на стр. 50-52
Продолжи фразы:
«Выдающимися философами Древней Греции стали »
«Платон считал, что государство – это »
«В государстве существуют 3 группы населения »
«Аристотель выделил, кроме государства, другие формы общества ...»
«Основные задачи государства по Аристотелю ...»
УЭ 4
Внимательно изучи свой конспект. Проверь свою работу вместе с учителем.
Контрольный лист
К УЭ 1
Миф- это легенды и сказания, объясняющие отдельные явления окружающего мира
Религия – представления о сверхъестественном, основанном на вере.
Миф – составная часть религии (как религиозное преставление)
ИДЕИ МИФОВ
Идея творения Идея развития
К УЭ 2
Индия стала родиной таких религий как буддизм и брахманизм
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед.
Кшатрии – воины, правители
Вайшья – класс земледельцев и скотоводов
Шудры – слуги, черный цвет
Основные заповеди буддизма:
- не вредить живым существам
- не брать чужого
- воздерживаться от запрещенных половых контактов
- не лгать
- не употреблять пьянящие напитки
Китай стал родиной таких религий как даосизм и конфуцианство.
Индия
Китай
Человек объединяет темное и светлое, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван преодолеть расколотость мира на два начала: Инь- темное начало, пассивное и Ян – нечто активное, освещающее путь познания.
Человек- должен следовать естественному ходу вещей(ДАО)
Человек -связан с природой и сообществом людей
Человек -бессмертен душой и телом -надо выполнять особые упражнения
К УЭ 3
Выдающимися философами Древней Греции стали Платон и Аристотель.
Платон считал, что государство – это совместное поселение людей (для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде).
В государстве существует три группы населения: мудрецы, стражи, крестьяне и ремесленники.
Аристотель выделил, кроме государства, другие формы общества: поселение и семью.
Основные задачи государства по Аристотелю:
Не допускать чрезмерный рост политической власти
Предотвращать излишнее накопление имущества
Удерживать в повиновении рабов
Практическое задание.
Из истории философской мысли
1 вариант
Задание- Прочитай предложенные цитаты философов. Первые три цитаты взяты из источников древней Индии. Последний фрагмент – из истории древнего Китая. Определи, какому религиозно-философскому течению могли принадлежать предложенные цитаты.
1. Вся судьба человека исключительно зависела и заранее предопределялась случайным фактором рождения И в этой-то стране провозглашают новое неслыханное слово: все есть одно- -во всяком существе должно видеть своего брата, себя
2. Поистине он – великий не рожденный Атман, состоящий из познания, (находящийся) среди чувств. В этом пространстве в сердце лежит господин всего, владыка всего, повелитель всего. Он не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим. Он – властитель всего, он – повелитель существ, он – хранитель существ.
3. Один день жизни добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.
4. Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Знающий достаток богат. Но только один знающий действует с упорством и обладает своей волей.
Из истории философской мысли
2 вариант
1. Он непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не терпит зла. Человека не должны одолевать эти мысли: «По такой причине я сделал зло», «По такой причине я сделал добро», - он сам одолевает обе эти мысли, его не жжет сделанное или несделанное.
2. К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра.
3. Добрые дела встречают добродетельного человека, ушедшего из этого мира в другой, как родственники – своего близкого при его возвращении.
4. Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. после того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем. Воспитанность человеку приносит воля.
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED Unknown 1415
Root Entry