Доклад на тему Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений.
«Ломоносов көмекші мектеп - интернаты» ММГУ « Ломоносовская вспомогательная школа - интернат»
Доклад на тему:
Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных
( коррекционных) образовательных
учреждений.
Подготовила: Дюшебаева Ж. Г.
2009- 2010 уч.год.
Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно - методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.
Для восприятия времени не существует специального органа чувств. Оно характерно в той или иной мере для всех органов чувств, при этом различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализатором при ведущей роли одного из них.
Первые формы ориентировки во времени появляются в середине первого месяца жизни ребенка, когда он приучается просыпаться через равные промежутки времени, к началу кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка. Ребенку уже в раннем возрасте очень важно научиться ориентироваться во времени: определять и измерять время, чувствовать длительность временных интервалов. Еще большее значение ориентировка во времени приобретает в жизни младших школьников, поскольку они вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, успеть выполнить за урок определенную работу, подготовить домашнее задание. Постепенно учащиеся привыкают к определенной длительности урока.
У детей с нарушением интеллекта развитие временных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и у нормальных детей. Однако характерное для них первичное поражение центральной нервной системы приводит к отставанию в формировании взаимодействия сигнальных систем, к бедности чувственного опыта, связанной с узостью, недостаточной дифференцированностью и замедленностью восприятия. Поэтому возможности полноценного и своевременного развития временных представлений у детей с нарушением интеллекта ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Результаты исследований показывают, что учащиеся с нарушением интеллекта, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не сознают, что время непрерывно течет и его течение необратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом использовании в жизни. Чем крупнее мера времени, тем сложнее школьникам ее конкретизировать. Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходящими в разные периоды времени. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют нечеткие представления о длительности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка и т. д.).
В связи с тем, что восприятие времени рассматривается как результат деятельности ряда анализаторов, обьединенных в единую систему и действующих одновременно, обучение должно быть направлено на приобретение учащимися и обогащение у них необходимого чувственного практического опыта и на формирование на этой основе способов восприятия времени и его оценивания.
Формирование временных представлений невозможно без тесного сотрудничества учителя, воспитателя и семьи. Воспитатель должен накапливать и закреплять временные представления учащихся в режимных моментах, во время самоподготовки, воспитательных мероприятий, а также специально организованных наблюдений и экскурсий. Все упражнения и игры следует проводить так, чтобы школьники самостоятельно смогли заметить свои ошибки и постарались их исправить. Обязательным условием формирования системы представлений о времени является использование сочетания различных средств для изучения конкретного временного понятия осуществляется в соответствии с дидактической целью каждого этапа обучения, содержания учебной информации, логикой ее изложения. В наглядных пособиях существенным признаком является цвет, который, являясь своего рода условным знаком, легче воспринимается в качестве носителя определенной информации. При работе с наглядными пособиями и организации наблюдений педагог должен концентрировать внимание школьников на правильном выделении существенных признаков наблюдаемых обьектов с целью предупреждения их смещения (например, вечера и ночи, дня и утра, весенних и осенних месяцев). Например: на магнитную доску прикрепляются пейзажные картинки с изображением различного времени суток, и учащимся предлагается выделить из всех картинок те, которые относятся к вечеру, и назвать их общий признак. В других случаях педагог просит определить, к какому времени суток относятся данные картинки. Затем он снимает картинки, не относящиеся к вечеру, а оставшиеся просит назвать одним словом и обосновать свой ответ.
Выделены специальные методические приемы, основанные на взаимодействии тактильного, зрительного, слухового анализаторов, которые можно использовать в процессе формирования временных представлений:
- подвижная аппликация;
- коллективное создание рассказа по сюжетным картинкам;
- работа с зашифрованным письмом и «деформированным» текстом.
- постановка проблемного вопроса;
- анализ специально созданной ситуации реальной.
Например, на уроках развития речи может использоваться прием предметного моделирования некоторых показателей времени, входящих в оббьем временного отрезка. Учащиеся получают шаблон дерева и основные детали (цветы, плоды, зеленые и желтые листья, снежинки). Из предложенного материала им предлагается, опираясь на имеющиеся у них представления, отобрать те детали, которые входят в наглядный образ дерева, характерный для определенного времени года. Потом они создают модель и сравнивают ее с образцом.
На уроках русского языка, чтения может иметь место прием работы с «деформированным» текстом. Школьникам предлагается на слух определить и найти ошибку в описании признаков времени года (определенной части суток).
В работе над формированием временных представлений можно широко применять проблемные и другие специальные ситуации, требующие от учащихся оценки определенного времени. Например: педагог раздает учащимся тексты и предлагает определить, какое количество слов они успеют прочитать за минуту. В данном случае им требуется представить конкретную наполняемость 1 минуты. После высказанного предположения осуществляется самопроверка: школьники прочитывают слова текста в течение одной минуты и подсчитывают их количество.
При использовании различных приемов формирования временных представлений на уроках может также применяться материал художественных произведений.
«С каждым днем все ярче и ярче светит солнце. На реках треснул лед, зажурчали ручьи. Прилетели грачи. На деревьях набухли почки. Показались первые цветы - подснежники.»Представления учащихся о признаках временных отрезков, наполняемости мер времени, их соотношении следует закреплять в ходе разнообразных упражнений и дидактических игр.
Упражнения, требующие выбора картин, действий, характеризующих различные отрезки времени.
Упражнения на узнавание определенных отрезков времени по словесному описанию.
Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков некоторых отрезков времени.
Следует подчеркнуть, что вся коррекционная работа по формированию практических представлений о времени и умения ориентироваться в нем должна проходить в процессе комплексного воздействия, в специально созданных условиях и ситуациях, на основе использования наглядных средств и приемов работы, на все этапах учебной и внеучебной деятельности.