Разработка урока обществознания для учащихся 11 класса по теме Молодежь как социальная группа.


МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Урок обществознания в 11 классе.
Учитель высшей категории
Мироненко Елена Борисовна,
«МБОУ СОШ № 33»
г. Энгельс Саратовской области
Задачи урока: 1. Дать характеристику молодежи как особой социальной группы;
2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции
молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества;
3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать
и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ – работы с текстом и написания эссе.
4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества,
ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление
самосовершенствоваться.
Эпиграф к уроку:
« Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» ( Н.В. Гоголь)
ПЛАН УРОКА:
Понятие молодежи как социальной возрастной группы

Социализация молодежи ( работа по группам)
А) Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности
Б) Гражданское совершеннолетие
В) Образование и профессиональная подготовка.
Начало трудовой деятельности,
Г) Молодежная субкультура
3. Роль молодежи в современном обществе. ( дискуссия)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор, презентация по теме,
раздаточные тексты с заданиями :
М. Ильинский «Молодежь – обновляющая сила»,
Отрывок из текста статьи социолога Е.Л.Рутковской «Социальное развитие и молодежь»
Статьи о молодежи « Мое поколение», « Нормальное поколение».
Таблицы с данными по вопросам образования и
трудоустройства молодежи , результатами социологических
исследований; выдержки из законов РФ, результаты
анкетирования старшеклассников, данные переписей
населения 2002 и 2010 года.
ЛИТЕРАТУРА:
Кравченко А. И. Введение с социологию.
Социология молодежи под ред. В. Т. Литовченко гл. 3, 4
Журнал Преподавание истории и обществознания в школе 2006 г., № 10, Т. И. Тюляева Молодежь в современном обществе,
Данные Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 года,
Энциклопедия Саратовского края.

ХОД УРОКА:
Вступительная часть. Организация класса.
УЧИТЕЛЬ: Начать наш урок мне хотелось бы с одного из высказываний о молодежи: « Молодежь сегодня обожает роскошь, у них плохие манеры, и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»
( Сократ)
- Как вы думаете, молодежь какого времени охарактеризована в данном высказывании?
- Это высказывание актуально и сегодня, хотя оно принадлежит древнегреческому философу Сократу, жившему в V веке до н.э.
Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится , а делает вид. Так ли это? Легко ли сегодня быть молодым? Попробуем сегодня это прояснить.
Сегодня на уроке, рассматривая основные вопросы темы, мы выясним особенности молодежи как социальной демографической группы, рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а так же попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе.

Учитель: Слайды 4, 5 ,6, 7, 8 Продолжите высказывание: молодежь – это…
( прием мозгового штурма ученики высказывают свои ассоциации )
Итак, молодежь – это социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию.
Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь.
Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.
Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.
В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).
В отечественной социологии одним из первых определений понятия Молодежь дал в 1968 году советский и российский социолог Владимир Тимофеевич Лисовский
Однако молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Это связано с тем, что:
Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
удлинение периода общего образования.
ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

Учитель: ( слайд 9 ) Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. В юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля, формируется личность. Это время, когда молодой человек приобретает новые социальные роли.
.
Группы получают задание – составить кластер ( графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление) « Развитие социальных ролей в юношеском возрасте». На основе анализа текста Е.Л. Рудковской « Социальное развитие и молодежь» .
( после – обсуждение выполнения задания)
Учитель: Назовите социальные институты, которые способствуют социализации молодежи и приведите примеры ( задание части 2 в работе ЕГЭ).
Учитель:
У нас в классе 4 группы, каждая из которых представляет определенную сферу жизни общества. Ваша задача –исследуя материалы учебника, рабочие листы, представленные на вашем столе, охарактеризовать молодежь как социальную группу в данной сфере жизни общества, выявить особенности данной социальной группы, а также возникающие проблемы.
( Кроме того, табличка каждой группы имеет определенный цвет ( красный, черный, синий, желтый), что будет использовано в конце урока при рефлексии.)
Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).
На основе данных переписей населения охарактеризуйте положение молодежи как демографической группы, обозначьте тенденции ее развития в обществе.
Выделите особенности положения и развития в обществе данной социальной группы.
Назовите психологические особенности, присущие данной социальной группе
Слайды 10, 11

Молодёжь является неоднородной
По месту жительства: сельская – городская;
по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая;
по происхождению (проецирование статуса родителей);
по принадлежности к субкультуре.
Завершение молодёжного возраста связано с:
окончание обучения,
вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности,
экономическая и социальная самостоятельность,
приобретение политических прав,
чёткое формирование системы ценностей.
Особенности молодёжного возраста
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Психологические особенности молодежи:
1) особая эмоциональная восприимчивость;2) стремление идти на риск;3) высокая степень мобильности;4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;6) определённое критическое отношение к старшему поколению;7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;8) ощущение зависимости от третьих лиц;9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;10) стремление к идеалу.
Группа 2. Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.
1.Дайте характеристику правового статуса молодежи. Какие права и свободы получает молодой человек?
2. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
3. Что означает полная правоспособность?
4. Справедливо ли, на ваш взгляд обвинение молодежи в инфантилизме?
Правовой статус молодежи
Молодые люди от 14 до 18 лет
Граждане от 18 до 30 лет
Гражданская правоспособность
От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, что дает им правосовершать:1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их исполнении и незначительны по сумме2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения
Гражданское совершеннолетие
Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:
с достижением возраста 18 лет;
со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.
Черты инфантилизма:
Стремление к иждивенчеству
Требования постоянной заботы о «себе любимом»
Пониженная критичность по отношению к самому себе
Отсутствие ответственности за свои поступки
Группа 3. Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.
Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
Как вы относитесь к появлению честных учебных заведений и коммерческих отделений обучения? Подберите аргументы за и против платного образования в России.
Когда молодежь начинает задумываться о трудовой деятельности? Что лежит в основе выбора будущей профессии?
Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?
Группа представляет результаты исследования проблемы образования и трудоустройства молодежи, данные опроса старшеклассников, анализ данных Центра занятости населения г.Энгельса.
Группа 4. Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.
Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?
Выделите общие черты под влиянием которых она формируется.
Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.
Молодежная субкультура
Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры
Характерные черты:
Поиск своего пути во « взрослом мире»;
Особый характер отношений со сверстниками;
Стремление обособиться от старших;
Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы
Сочетание единообразия и непохожести
Классификация молодёжных субкультур (по социально-правовому признаку):
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); 3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
по направленности интересов:
1) увлечение современной молодежной музыкой; 2) стремление к правопорядковой деятельности; 3) активно занимающиеся определенными видами спорта; 4) околоспортивные – различные фанаты; 5) философско – мистические; 6) защитники окружающей среды.
Группы представляют свои ответы, обсуждают проблемы, выделяют спорные вопросы
( например, получение коммерческого образования и т.д.)
Выводится на слайд задание: Какова же роль молодежи в современном обществе? Какую же оценку современной молодежи можете дать вы? Потерянное поколение или обновляющая сила общества?

( ученики высказывают собственные точки зрения) при наличии времени можно обсудить тексты статей « Мое поколение»)
Подведение итогов:
Учитель : в заключении мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем уроке с использованием приема « шесть шляп критического мышления», мы будем использовать лишь цвета табличек ваших групп:
1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие, непосредственная реакции ( что было особенного?)
2 шляпа – черная – критическая, негативная ( какая негативная информация была получена)
3 шляпа – желтая – что положительного, хорошего мы сегодня узнали на уроке;
4 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая – какие проблемы были решены?
Ребята высказывают свое мнение об уроке, обсуждают затронутые вопросы.
Спасибо за урок.
А в заключении притча для вас:
У мудреца однажды ученик спросил
( Он перед этим бабочку поймал):
- Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в моих руках, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!


Д/з : параграф 13,
эссе « Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» ( Н.В.Гоголь),
составить план развернутого ответа по теме « Молодежь как социальная группа».
Завершает урок видеоролик о молодежи, песня в исполнении М.Кожевниковой и В.Гогунского « Кто, если не мы»