Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Отклоняющееся поведение у человека



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края





УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В 10 КЛАССЕ


ТЕМА: « Отклоняющееся поведение у человека».


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]










Учитель: Шевченко Елена Ивановна




Тема: Отклоняющееся поведение у человека.
Цели:
Показать на примере данного урока, что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами
Уяснить какой вред организму человека наносят: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность
Получить информацию об уголовной ответственности за отклоняющееся поведение человека
Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт силы делать осознанный выбор во всём, умения противостоять «чувству толпы»
Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.


ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Сегодняшний урок мы с вами проведём в форме круглого стола. На данном уроке мы постараемся рассмотреть проблемы, с которыми сталкивается человечество. Тема нашего урока звучит так: ( показываю на компьютере)
Нам предстоит решить следующие задачи: (показываю на компьютере)
Работать будем по следующему плану. (показываю на компьютере)
План.
Социальные нормы и их значение.
Отклоняющееся поведение.
Курение.
Алкоголизм.
Наркомания.
Преступность.

Объяснение нового материала.
Ещё в глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Что же означает слово « норма»?на компьютере..
НОРМА – латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.
С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.
Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами: на компьютере

Дозволение Предписание Запрет
(т.е. указание на (т.е. указание на (т.е. указание на действие,
варианты поведения, требуемое действие) которые не следует совершать)
которые желательны,
но не обязательны)

Социальные нормы характеризуются в литературе как стражи порядка и хранители ценностей.



ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. на компьютере


· обычаи (празднование Нового года)

· традиции (регулярные встречи выпускников учебного заведения)

· правовые нормы (Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства. Конституция РФ ст. 29(2)

· эстетические нормы (система идеальных пропорций человеческого тела, норма
для античности)

· религиозные нормы (не мстите за себя, а дайте место гневу Божьему)

· моральные нормы (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы
поступали по отношению к тебе)

· политические нормы (народ осуществляет свою власть через органы
государственной власти. Конституция РФ ст.3 (2)

· правила этикета (помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине)

· мода (мода на спортивную одежду)
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества – масштабом оценки этого поведения. на компьютере

2) Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся поведением.

Социологи дают и другое определение:
- это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным, и правовым требованиям общества.

С некоторыми видами отклоняющегося поведения мы сейчас познакомимся:
3) О каком виде отклоняющегося поведения у человека идёт речь в данном стихотворение
Я шёл домой со спортзанятий
Меня окликнул мой приятель
Он сигаретою дыми
И закурить мне предложил.

Понятие ТАБАК.
СООБЩЕНИЕ О ТАБАКЕ.

Табак- это самый распространённый легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака лёгких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ежегодно в мире от болезней, связанных с употреблением табака, умирает около 3 млн. человек, из них половину составляют женщины. Курение-это не только вредная привычка, но и административное нарушение. Согласно статье 18.1 Кодекса об административной ответственности - курение табака в общественных местах влечёт за собой предупреждение и штраф в размере от 1/10 до 1/3 минимальной оплаты труда. А статья 18.2 гласит: « Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет на территории какой-либо области, влечёт за собой предупреждение или штраф от 1/10 до 1 минимальной оплаты труда».
20%- попадает в организм
5%- остаётся в окурке
25%- сгорает и разрушается
50%- уходит в атмосферу
Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в 5 раз больше угарного газа и в три раза больше никотина. Людей, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называют пассивными курильщиками. (анализ анкет)

Какой результат у нас получился при проведении анкеты « Курение и подросток »

Курение приносит вред не только курящему, но тому, кто находится рядом, и я хотела бы, прочитать окончание стихотворения которое читала в начале.
Но ведь куренье это вред
И я сказал спасибо нет
Дышать нам надо кислородом
Зачем травиться углеродом?
И я надеюсь, что вы сможете сказать нет курению.

4) Когда человек длительное время не может справиться с проблемами, курит одну сигарету за другой, увеличивая дозу никотина, чтобы успокоить нервы, отвлечься. В итоге сигареты уже не помогают. Что же он делает тогда?
Начинает злоупотреблять алкоголем.
Понятие АЛКОГОЛИЗМ
СООБЩЕНИЕ ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ.

Алкоголизм- это хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Используя классификацию Всемирной организации здравоохранения, обратим внимание на три вида последствий пьянства и алкоголизма.
- для пьющего: утрата самоконтроля, агрессивность, отравление алкоголем, появление в общественном месте в нетрезвом виде, тяжелые заболевания внутренних органов, в дальнейшем ранняя смерть или самоубийство. Средняя продолжительность жизни в России снизилась 1992год- мужчины 62 года, женщины74; в 1996 году мужчины до 57 лет женщины до 70.
- для семьи: частые конфликты, невыполнение отцовских и материнских обязанностей, потеря уважения, материальные трудности, неправильное воспитание детей алкоголика.
- для общества: нарушение общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, снижение продуктивности труда, прогулы.
Пьянство и алкоголизм как массовое явление - серьёзная социальная проблема.
Особое внимание нужно уделить ранней алкоголизации (в 13- 17 лет). Употребление опасно по нескольким причинам:
Воздействие алкоголя на молодой организм приводит к тяжёлым последствиям медицинского и социального характера.
Резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого человека).
увеличивается риск рождения детей с психическими и физическими аномалиями у лиц, пристрастившихся к алкоголю.
Повышение вероятности криминального поведения. (анализ анкет)

А теперь давайте посмотрим, какой результат нам дал соц. опрос, который был проведён в нашей школе.( АНАЛИЗ АНКЕТ)

5) Не меньшую опасность представляет наркомания- это употребление наркотиков без рекомендации врача.


НАРКОМАНИЯ – понятие
СООБЩЕНИЕ О НАРКОМАНИИ.

Наркомания- это тяжелое хроническое заболевание, причиной которого является употребление различных веществ, вызывающих у человека особые изменения состояния- состояние наркотического опьянения.
Уже после первых приёмов наркотических веществ возникает психическая зависимость, т.е. болезненное стремление вновь и вновь испытывать это изменённое состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приёме наркотиков.
Если употребление наркотиков продолжается. Очень быстро возникает физическая зависимость. Как только действие наркотиков прекращается, наступает тяжёлое состояние, которое наркоманы называют «ломкой». В этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.
У наркоманов деградация личности наступает в 10-20 раз быстрее, чем у алкоголиков. Свыше 60% больных наркоманией составляет молодёжь от 15 до 25 лет. Практически все они обречены на смерть до 30 лет. За последние два года на территории России смерти 35 тыс. человек, так или иначе связана с употреблением наркотиков. От передозировки умерло 5336 чел. От СПИДа – 404.
В газете « Комсомольская правда от 6ноября 1998года» приведены следующие сведения: « Знаменитости, ставшие жертвами пагубной страсти: Мэрилин Монро- актриса умерла от передозировки наркотиков; Курт Кобейн- лидер группы»Нирвана»- покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков; Джим Моррисон- основатель и вокалист группы DOORS – умер в ванной гостиничного номера в Париже от передозировки наркотиков; Элвис Пресли- пристрастие к наркотикам; Анатолий Крупнов- основатель группы «Чёрный обелиск» умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина».
Каковы же причины употребления наркотиков?
- любопытство
- за компанию
- от безделья
- снять стресс
- семейные проблемы
- желание казаться взрослым
Отсюда вытекают последствия:
- зависимость
- проблемы в школе
- потеря друзей
- кража, грабёж
- убийство
За употребление и распространение наркотиков в Уголовном Кодексе РФ предусмотрены следующие статьи: статья 228 « Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотического вещества. Наказание: лишение свободы сроком от 3 до 15 лет».
Статья 230 « Склонение к употреблению наркотических средств. Наказание: лишение свободы от 3 до 5 лет, с применением насилия от 3 до 8 лет, со смертельным исходом - от 6 до 12 лет».
Жесткую политику в отношении распространения наркомании вплоть до смертельной казни проводят Малайзия, Пакистан, Таиланд, некоторые штаты Америки. В Великобритании, Франции и США организовали жесткий контроль за распространением наркотиков, там суровое наказание ждёт любого за попытку их приобретения. (анализ анкет)

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ
В нашей школе была проведена анкета по отношению учащихся к проблеме наркомании, поговорим о её результатах.(анализ анкеты)

6) Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб
обществу – это преступление.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.
В «Уголовном Кодексе РФ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Послушайте ситуацию и попробуйте определить, какое нарушение здесь присутствует:

Ситуация 1
« Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятий, не опаздывать на занятия, бережно относиться к школьному имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы» Чем будет считаться нарушение какого- либо пункта устава школы?

ЭТО ПРОСТУПОК

Ситуация 2.
« Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия подростков как проступок, правонарушение или преступление?

ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное статьёй 163 Уголовного Кодекса РФ.

Ситуация 3.
« Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры они распили спиртное. Как можно расценить их поведение?

ЭТО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ статья 20.20 части 1 « Распитие алкогольной продукции в общественном месте».
За административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (родители)
Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение? (штраф, подростка могут поставить на учёт в милицию) А могут посадить в тюрьму? (нет, в тюрьму сажают за преступление)
За тяжкие преступления (грабёж, кража, разбой, похищение человека, изнасилование, вымогательство и т.д.) ответственность наступает с 14 лет. Таких подростков могут отправить в колонию, либо в какое-либо учреждение закрытого типа. Суд может лишить подростка свободы и направить в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников) Так, например, за похищение человека согласно Уголовному Кодексу РФ – за данное преступление предусмотрена уголовная ответственность: лишение свободы на срок от 4 до 20 лет.
Каковы же причины преступлений?

Работа с книгой. В тексте найдите причины преступлений.

Борьба с преступностью, которую ведёт любое государство, стало для России задачей первостепенной важности. В президентской программе на 1996-2000 год намечены меры, часть которых я вам зачитаю:
- укрепить материальную и кадровую базу органов внутренних дел и прокуратуры, укрепить материально- техническую базу оперативных и следственных подразделений всех уровней;
- ликвидировать юридические условия, облегчающие совершение экономических преступлений и способствующие коррупций государственных служащих;
- восстановить в полном объёме подразделения, отвечающие за профилактику правонарушений, прежде всего за профилактическую работу с несовершеннолетними;
- развернуть систему правового просвещения и воспитания граждан.

3. Закрепление нового материала.
1) Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно» У каждого из вас на столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Я буду зачитывать ситуацию, и говорить своё мнение. Если вы со мной согласны, вы поднимаете зелёную карточку, если нет то красную. И даёте объяснение.
СИТУАЦИЯ 1.
Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если они не уйдут, то им будет плохо. Я считаю, что это проступок? (да это действительно проступок т.к. мальчики не нарушили закон)
СИТУАЦИЯ 2.
Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один вырвал из рук сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей. Если она кому-нибудь скажет, они найдут её и разберутся с ней. Я думаю, что это правонарушение.(это преступление кража, грабеж. Она должна рассказать родителям и обратиться в милицию)
СИТУАЦИЯ 3.
Маша стала замечать. Что у неё в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в её сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу»,- сказала Маша. « Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придётся уйти из этой школы»,- ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. (это преступление. Кража- тайное хищение чужого имущества)
Ответим на вопросы- тесты

1. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется

а) преступление
б) отклоняющееся поведение
в) проступком

2. Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу-
а) правонарушение
б) алкоголизм
в) преступность

3.Во сколько лет наступает уголовная ответственность?
а) 14
б)15
в) 16

4.Хроническое заболевание, связанное с систематическим употреблением спиртного-
а) алкоголизм
б) преступность
в) наркомания

5. Под наркоманией понимают-
а) потребление наркотиков в должном количестве
б) потребление наркотиков без рекомендации врача
в) потребление наркотиков с разрешения врача.
ОТВЕТЫ: 1- б, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5- б.
Наш урок за круглым столом подходит к завершению. И этот урок я хотела бы закончить следующими словами:
Не поддавайтесь на обман
Обойди наркотик стороной
Остановись у преступной черты
Умей сказать НЕТ
Этой злейшей беде.
Сегодня на уроке мы с вами поговорили об отклоняющемся поведении. За этими словами: алкоголизм, наркомания, преступность стоят слёзы матерей и отцов, болезни детей и взрослых, смерти и увечья, потеря смысла человеческой жизни. Мы не должны быть равнодушными, мы не должны проходить мимо, потому что наши слова, наши решительные действия могут спасти чью-то жизнь, а значит, сохранить радость.

4.Домашнее задание §6.

УРОК ЗАКОНЧЕН.






























15