Доклад по теме: Социальные институты, организации и движения.


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования
«Иркутский региональный колледж педагогического образования»
Доклад по теме:
Социальные институты, организации и движения.
Выполнила: студентка группы Н- 412/З-1 Специальности 050146 Преподавание в начальных классах Гаврилова Татьяна Евгеньевна
Иркутск
2015
Социальные институты и социальные организации.
Важнейшим элементом общества и субъектом социальных конфликтов являются социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение). Социальные институты – это, с одной стороны, социальные общности входящих в них людей, а с другой стороны, социальные организации, управляющие этими социальными общностями. Поэтому социальные институты являются диалектическим единством определенной социальной общности и соответствующей ей организации, подчиняющимся закону единства и борьбы противоположностей. «Вес» социальной общности и социальной организации в социальных институтах играет большую роль, превращая их преимущественно либо в социальные общности, либо в социальные организации. Это связано с преобладанием в их функционировании неформальных или формальных регуляторов деятельности (координации и субординации) людей.
Социальные институты – это исторически сложившиеся общности людей, устойчивые организации их совместной деятельности, созданные людьми для удовлетворения общественных потребностей. Появление социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации связей и деятельности социальных общностей. Это значение имеет и сам термин «институционализация». Одни и те же объединения людей рассматриваются и как социальные общности, и как институты. Например, нация является и социальной общностью и социальным институтом, если ее рассматривать в единстве с государством. Также и пролетариат – с одной стороны, является социальной (экономической) общностью, а с другой – становясь господствующим, в единстве с коммунистической партией, выражающей его интересы, превращается в социальный институт, удовлетворяющий определенную потребность – быть строителем и хозяином советского формационного дома.
Социальные институты как самоуправляемые общественные системы характеризуются следующими чертами:
1. Носят целесообразный характер, т.е. создаются для удовлетворения определенных потребностей и выражения интересов как образующих организацию индивидов, так и того социального целого, в котором этот институт функционирует и развивается. Например, институт высшей школы служит для удовлетворения потребностей людей в высшем образовании. Возникновение новых и развитие прежних общественных потребностей являются причиной появления новых социальных институтов и совершенствования старых. Например, демократизация России привела к созданию таких институтов, как Федеральное Собрание, Конституционный Суд и т.п., а также к необходимости развития системы высшего образования, появления частных вузов.
2. Представляют собой организации людей и включают:1) руководство, которое разрабатывает идеологию, цели, планы;2) аппарат управления; 3) материальные ресурсы (финансы, здания, транспорт, связь и т.п.); 4) исполнителей, выполняющих разные функциональные роли. Таковыми, например, являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т.п. Таким образом, внутри социального института возникает стратификация, делящая людей на низших и высших по власти, престижу, выполняемой работе.3. Имеют устав и программу, на основе которых функционируют. Устав и программа четко расписывают функциональные и статусные роли каждого члена организации. Помимо этих документов существует система идеалов, ценностей, норм поведения, с помощью Которых осуществляется функционирование социального института как элемента общественного целого. В этом случае социальный институт выступает как социальная общность людей.4. Превращаются в самоуправляющееся целое, в рамках которого происходит приращение вещественного, информационного, энергетического потенциала. Они имеют свою логику развития внутри общественного целого и в силу этого могут вступать в социальный конфликт с другими социальными институтами.
Социальные институты являются элементами соответствующих социальных сфер общества (демографической, производственной, экономической, политической, духовной) и различаются своими функциональными ролями в обществе:• демографические (семья, родственники) – служат для воспроизводства и социализации членов общества;• производственные (заводы, фабрики, фирмы и т.п.) – заняты производством социальных благ (пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п.);• экономические (формы собственности, банки, деньги и т.п.) – обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ;• политические (госвласть, партии, профсоюзы и т.п.) – служат для управления делами общества, разработки целей, планов их реализации, поддержания порядка и т.п.• идеологические (гуманитарные вузы, исследовательские центры, редакции газет и телевидения и т.п.) – служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения каких-то исторических задач и т.п.Социальные институты тесно включены в социальные организации. Организации имеют значение самостоятельного субъекта социального конфликта. В социальном институте организация является способом упорядочения, формализации, организации совместной деятельности людей. Социальными являются государственные, партийные, профсоюзные, церковные и другие организации. Социальная организация выступает диалектической противоположностью социальной общности и характеризуется следующими основными чертами:1. Создается ради реализации (достижения) определенных целей, которые становятся целями деятельности членов организации. Это могут быть групповые, классовые, национальные интересы, которых нельзя достичь в одиночку.2. Представляет сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), которые выполняют члены организации. Эти роли и статусы имеют как горизонтальную, так и вертикальную структуру, воспроизводят стратификацию ролей внутри организации, делят людей в зависимости от власти и роли на систему статусов, между которыми существуют четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим. Статус – это определенные права и обязанности человека в да!; ной организации или обществе. Социальная роль – это поведение, требуемое от человека в соответствии с его социальным статусом.3. Образует четкое разделение труда по функциональному признаку. Разделение труда имеет горизонтальное (координация) и вертикальное (субординация) строение. Строгая иерархичность строения организации обеспечивает достижение поставленной организацией цели в меняющихся условиях среды. Организация включает: 1) управляющий орган, который формулирует цели, Разрабатывает программы их реализации, выбирает средства, контролирует их выполнение по всей управленческой вертикали на основе обратной связи; 2) аппарат управления, состоящий из Лиц, каждое из которых выполняет часть общей работы по реализации цели; 3) материальные средства (финансы, здания, транспорт, связь, охрана и т.п.), позволяющие организации осуществлять свою деятельность во внешней среде; 4) властные отношения между образующими организацию должностями.4. Действует на основе устава и инструкций (внутриорганизационных норм), которые регламентируют права и обязанности членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность. Эти нормы носят писаный и неписаный характер. Вторые зависят от типа руководства и сложившихся традиций, которые могут расходиться с уставом и инструкциями организации. В результате писаных и неформальных норм в организации возникает порядок (или беспорядок), регулирующий деятельность и отношения индивидов и сплачивающий их вокруг целей и планов.5. Может представлять также и социальную общность, в качестве которой характеризуется одинаковостью чувств, взглядов, менталитета входящих в организацию людей. Эти черты социальной общности отражают некоторые объективные черты положения организации в обществе, характер работы, способ получения доходов, общего врага и т.п. В превращении социальной организации в общность больших успехов достигли японцы, что служит одной из причин эффективности японских организаций.
Социальные организации делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), отличающиеся друг от друга формализацией связей, статусов, ролей, норм поведения членов организации. В официальной организации (армия, политическая партия, церковь, СМИ и т.п.) существует: 1) четкое разделение труда, которое представлено в виде системы должностей (должностных прав и обязанностей); 2) все эти должностные обязанности фиксируются в уставе и должностных инструкциях; 3) жесткая дисциплина исполнения подчиненными приказов руководителей с применением соответствующих санкций. В результате такая организация имеет тенденцию к бюрократизации.
Наиболее крупной и важной организацией общества является государство, которое включает:1) государственную власть, состоящую из: а) политической элиты; б) законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти; в; государственного аппарата (аппарата управления, бюрократии, чиновничества); г) правовых норм (конституции, законов, должностных инструкций), определяющих права и обязанности органов власти и их представителей; д) вещественных ресурсов власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т.п.;2) народ как объект управления и источник интересов для государственной власти;3) государственную территорию, на которой проживает данный народ и на которую распространяются законы государственной власти.
Социальные движения и их типологии
Социальное движение — это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.
В тех случаях, когда соответствующие действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству, более того, связываются с завоеванием государственной власти, социальное движение приобретает характер политического движения. Нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не принимают политического характера, не направлены на завоевание государственной власти (например, движение за альтернативную медицину). Это движения за восстановление гражданскою достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту национальной культуры, охрану природы и др. Одни из таких социальных движений оказываются в большей мере политизированными, другие - в меньшей, но в них всегда можно видеть их собственное • социальное содержание. Бывает, что оно имеет прогрессивный характер, например возрождение и защита Национальных культурных ценностей, а их политическая ориентация приобретает реакционную направленность — на обострение социальных и межклассовых противоречий, против демократизации общества, за восстановление или сохранение антидемократических авторитарных структур и порядков.
Участников социального движения объединяет определенная система ценностей, именно ценности играют роль вектора направленности движения. Социальные ценности, являясь составной частью массового сознания, выполняют функции социально-нормативных регуляторов массовых действий. Социальное движение не имеет управленческого аппарата, четких уставных требований. Совокупность требований к его участникам определяется целями и ценностями движения и устанавливается лидерами, поддерживается их авторитетом. Участники социального движения достаточно автономны в своих решениях и действиях. Социальное движение, как правило, возникает стихийно, по инициативе «снизу». К таким движениям относятся гражданские инициативы, представляющие собой добровольные объединения людей.
Широкий размах во многих странах принимают в современную эпоху такие социальные движения, как женское и молодежное. В некоторых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требования к государственной пасти, т. е. приобретают политический характер. Но во многих других эти движения не имеют политической направленности, не выходят за рамки социальной сферы, например, молодежь стремится отстоять некоторые свои формы культуры, стили поведения и т. п.  Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления социальным изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.  В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа.  Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.  Регрессивные движения выступают за возвращение (частное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти.
Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771 — 1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, а вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.
Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является «визитной карточкой» революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, в Западной Европе, Латинской Америке.