Урок Химический состав клетки биология 5 класс ФГОС
Конструкт урока биологии в 5 классе «Химический состав клетки»
Тема урока: « Химический состав клетки».
Класс: 5
Форма проведения: урок - исследование, тип урока - открытие новых знаний
Содержательные цели урока: систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.
Деятельностные цели урока: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления и к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные задачи: охарактеризовать роль органических и неорганических веществ в клетке, экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы .Деятельностные задачи: познакомить учащихся со способами обнаружения веществ в составе тела живых организмов.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
формирование систематизированных знаний о химическом составе клетки, о взаимосвязи живого и неживого;
приобретение опыта использования методов проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
формирование умений отличать органические вещества от неорганических, многообразие веществ в клетке , их роль в жизнедеятельности;
умение дать объяснение терминам, применять их в решении учебных и познавательных задач.
Метапредметные:
регулятивные: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё мнение, обсуждать в рабочей группе информацию;
познавательные: овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, работать с учебником;
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества: Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 1 мин Приветствует и настраивает детей на работу
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно
Слушаем внимательно! Дети слушают учителя, готовятся к уроку.
Этап актуализации опорных знаний.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, выявление необходимости и осознанности получения нового материала, постановка цели. 4 мин Обращается к ученикам
Мы с вами неоднократно говорили, что все живые организмы состоят из клеток.
-также говорили, что все клетки имеют сходное строение;
-Какие органоиды входят в состав клеток растений?
-Какие в клетки животных?-Какие вещества входят в состав клеток? Слайд №2
(презентация – приложение №1)
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?
Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока. 1.Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Клетки растений и животных имеют сходное строение,
Все органоиды
-все, кроме вакуолей, хлоропластов, клеточной стенки.
-Неорганические и органические.
.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
Простыми опытами. Умение моделировать.
Предметные результаты: знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки).
Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Этап открытия новых знаний:
Цель этапа:
Получение детьми новых знаний, при самостоятельном выполнении лабораторных опытов, исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров. 12-15 мин Объясняет ход работы:
Чтобы понять, какие вещества входят в состав клеток растений -мы сегодня с вами будем выполнять роль биохимиков-лаборантов.
Каждая группа – это практическая лаборатория, каждая их которых будет производить исследования в своем направлении.
Лаб.№1- определение неорганических веществ,
Лаб.№2- определение белков,
Лаб.№3- определение жиров,
Лаб. №4 – определение углеводов. Учащиеся работают по группам, по разным направлениям
Лаб.№1- определение неорганических веществ,
Лаб.№2- определение белков,
Лаб.№3- определение жиров,
Лаб. №4 – определение углеводов.
Используют текст, данный учителем(приложение №3), учебник,
Пользуются под руководством руководителя инструкцией , проведения опыта
(приложение №2) Регулятивные УУД: участвовать в коллективном выполнении лабораторной работы, обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием
Предметные УУД: получение знаний в результате опытов о химическом составе клеток растений.
Физкультминутка 1 Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись(наклоны вперед и назад) Голова устала тожеТак давайте ей поможем.Вправо – влево, раз и два(вращение головой)Думай, думай головой.Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.
Этап первичного закрепления.
Цель этапа:
Обощение новой информации в проговаривании во внешней речи, представление отчёта группой. 10 минут (Презентация. Слайд 3)
Много ли воды в клетке?
Как вы думаете, для чего нужна вода клетке?
Можно ли высушить корни, цветки, плоды?
Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества. Например. Водоросли накапливают йод.
А какие органические вещества вы знаете?
Выступление лаборатории №2 ((Презентация. Слайд 4)
Белки , это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Выступление лаборатории №1
Делают выводы.
1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
2.Вода входит в состав цитоплазмы.
3.Вода составляет основу клеточного сока.
Отвечают (Все знают о существовании сухих фруктов – кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда.)
Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.)
Минеральные соли необходимы для:
1.Нормального обмена веществ между клеткой и средой обитания.
2. Входят в состав межклеточного вещества.
Белки, жиры, углеводы.
Роль белка в клетках:
Входят в состав клеточных структур
Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке
Запас
исследователи : мы исследовали тесто из пшеничной муки . После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки.
/ученик демонстрирует результат учащимся /
Углеводы Роль в клетке:
-Энергия для жизнедеятельности
-В составе оболочек придают прочность
-Запас веществ в клетке
Цель нашего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Мы исследовали клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал , что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.
Жиры
Роль жира в клетках:
При расщеплении жиров освобождается энергия
исследователи: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.
Коммуникативные УУД:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о химическом составе клетки.
Этап самостоятельной работы
Цель этапа:
Закрепление полученных новых знаний по данной теме «химический состав клетки» 5 1.Объясняет необходимость проверки усвоения знаний по теме
Тест приложение №4
2.Раздаёт тестовые задания
3.Объясняет выполнение заданий
4.Критерии оценивания на слайде (презентация слайд 7) 1.Выполняют тестовую работу с самопроверкой с помощью тестовых заданий «Химический состав клетки»)2.Организуют само оценивание с помощью критериев оценивания. Регулятивные УУД:
Осознание усвоенного материала, выявление сложных вопросов и пробелов в получении знаний.
КоммуникативныеУУД:
Толерантное отношение к одногруппникам, оказание помощи при оценивании.
Личностные:
Адекватное оценивание своей деятельности и своих результатов.
Этап Рефлексии
Цель:
Осуществление наглядной практики, интерпретации изученной информации. 2-3 1. Подводит итог всему изученному(презентация слайд 7)
2.Обращается к вопросам поставленным в начале урока.
3. Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
1.Оценивают свою работу,
2.Отвечают на вопросы. Регулятивные УУД:
Самооценка своей деятельности в период всего урока.
КоммуникативныеУУД:
Участие в коллективном обсуждении нового материала
Личностные:
Подведение итогов своей работы
Заключение
Цель:
Создание ситуации собственной компетенции и самоуважения. 1-2 «Травинка». Ефим Ефимовский
Прошу Вас ответить без всякой заминки:
Ракета сложней, или проще травинки?
Вы скажете сразу: Ракета сложнее,
Она и нужнее, она и сложнее.
Она состоит из мильона деталей.
Ее миллион человек собирали.
Тогда Вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустячной соринки –
Кусочка от этой зеленой травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто все это.
Как сложно все это.
Комментирует работу класса, групп, выставляет оценки.
1.Комментируют текст стиха,
2.Формулируют выводы о достижении урока Познавательные:
Упорядочивание всей информации
Регулятивные:
Прогнозирование своих действий в изучении данной темы
Коммуникативные:
Участие в обсуждении результатов.
Домашнее задание 1 1.Пункт 6, ответить на вопросы в конце параграфа
2.сообщение о значении с/х культур в жизни человека. Дублируют запись в дневник. .
К данному конструкту урока приложения:
1.Презентация «химический состав клетки»
2.Рабочие листы – инструкции
3.Тексты дополнительной информации по теме «Хим.состав клетки»
4.Проверочный тест по теме