Проект по адыгейскому языку на темуАдыгская национальная одежда.
ПРОЕКТ«Адыгскаянациональная одежда -АДЫГЭ ШЪУАШЭ»
Цель проекта:-ознакомить учащихся с традициями адыгейского национального костюма;-воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа;-воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству.Задачи проекта:- изучить литературу, связанную с историей адыгской культуры;- воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и одежде адыгского народа;-совершенствовать навыки работы над творческим проектом.
Тип проекта: учебный.Предполагаемый продукт:доклад с презентацией.Актуальность проекта:сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙОСНОВНОЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.СБОР ИНФОРМАЦИИ.Интернет ресурсы:http://islamey.ru/http://www.wk01.ru/index.php/spravka/culture-of-adigeya/5181-nalmes.html Список литературы:Х.А. Баладжиян «Адыгея»
ВВЕДЕНИЕНациональный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Национальная одежда адыгов всегда была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии привязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины. А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властные адыги носили белые черкесы, а просты мужчины черные.Адыгейский народ славился своим великолепным мастерством вышивки.
ОСНОВНОЙ ЭТАПАдыгскаянациональная одежда -АДЫГЭ ШЪУАШЭ
День адыгского национального костюма, который мы отмечаем в Адыгее, стал одним из ярких дней в праздничном календаре Республики Адыгея. сентября28
Как вы понимаете слово «нация»? Нация – это народ, который живёт на одной территории, общается между собой на одном и том же языке, имеет общую культуру.
Национальный костюм — не просто одежда. Это – история, обычаи и характер народа. По отделке, покрою, украшениям национального костюма можно было определить, к какому народу принадлежит человек, который носит его. Адыгейский национальный костюм передавался из поколения в поколение и достался нам в наследство от предков. В музеях Республики Адыгея бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые и современные мастера.
Национальный костюм – вещь неподдающаяся моде.Старинные фото
В наше время такую одежду каждый день не носят. Но на праздниках и торжествах часто можно увидеть людей в национальной одежде. Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов пришел на День национального адыгейского костюма в черкеске. В адыгскую национальную одежду были одеты многие участники праздника – от маленьких детей до старейшин
Национальный костюм адыгов известен во всем мире, многие народы Кавказа и казачество носят черкеску как национальную одежду. Черкеска - не просто красивая, но практичная одежда воина. Мужской костюм был настолько скромным, удобным и в то же время, прекрасным, выражающим гордость, мужество. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя. Мужской кафтан - цые (черкеска)
Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по... особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы – цый, карачаевцы и балкарцы – чепкен, ногайцы – шепкан. Черкеска по-осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий. Черкеска – самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа, и сегодня остается таким же символом Кавказа, как и много-много лет назад.
Ты учишь мужеству джигита,Добру и легкости орла.…И хоть по мне черкеска сшита,Всему Кавказу подошла. Исхак Машбаш Черкесский всадник с флагами Адыгеи, Абхазии, Чечни, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, символизирующий дружбу народов. (Шарж Хамита Гиза.)
«Заметим, – писал Хан-Гирей об адыгах, – что слишком пышно одеваться почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском; чистоту же и опрятность предпочитают пышности»
Основными элементами мужского костюма являлись: нательные рубаха (джан) и штаны (чIэгъчIэлъ), поверх которых одевались бешметс высоким стоячим воротом (къэптан), широкие шаровары (гъончэдж), черкеска (цый) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь (цуакъэ)и головные уборы различных типов (паIо)Костюм знатного черкеса ( из альбома П.С. Палласа, 1741- 1811г.)
Обязательной деталью мужского костюма был пояс с металлическим набором. Пояс представлял собой узкий ремешок с серебряными украшениями. Носить черкеску без пояса с кинжалом считалось у адыгов неприличным. Одежду без пояса дозволялось носить только малым детям и глубоким старикам.
На черкеске есть нагрудные карманы (хьазырылъ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел (хьазыр). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц.Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды, появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия.
Верхней одеждой служила и бурка (кIакIо) — длинная войлочная накидка без рукавов. На шее она завязывалась шнурками или застегивалась, на пуговицы. Исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.
Башлык – еще один, кроме папахи, элемент горского костюма, который сохранился, все чаще надевается по случаю даже девушками, а в творчестве современных кавказских модельеров обретает новую жизнь. Башлык (шъхьарыхъон) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи.
Адыгейский женский праздничный костюмдевичийзамужней женщины Адыги издревле считались на Кавказе законодателями моды. Именно их по праву именовали «аристократами гор» и «французами Кавказа». Их изысканная манера одеваться задавала тон и определяла вкус соседних с адыгами народов. Особой роскошью и разнообразием фасонов отличалась одежда адыгских женщин.
Обязательными деталями традиционного женского костюма адыгов являлись нательная рубаха (джанэкIаку), шаровары (гъончэдж), верхняя рубаха или платье (джан), обувь (цуакъэ) и головной убор — платок (шъхьэтехъу) или шапочка (дышъэ паIу).Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С. Палласа, 1741-1811г.)Женский костюм. 1993 г.
Адыгский женский пояс (адыг. тыжьын бгырыпх) не был обязательной частью костюма женщины (во многих случаях он отсутствовал), но имелся он в гардеробе как правило только у женщин и девушек из состоятельных семей. Нагрудник, вышитый золотом, с серебряными застежками, шелковые шаровары, красные чувяки, также были признаками знатности, богатства.
Женский национальный костюм это отражение красоты и грациозности женщин. Главным компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сае. Это верхняя распашная одежда в талию, близкая по крою с черкеской. Рукава платья сначала были длинные. Позже они стали короче и, чтобы закрывать женские руки, под них поддевали расширявшиеся к низу лопасти (нарукавные подвески), вышитые золотом и серебром. Костюм сохранил для нас уникальное золотое шитьё адыгов.
Вышивание золотыми нитками узоров очень древнее искусство, о котором упоминается в нартских сказаниях. Удивительной красоты золотые узоры умела вышивать героиня сказаний Сатанай. Это она сшила и черкеску и башлык, а затем начала кроить и шить рубашки из тонкой нежной ткани. До Сатанай женщины страны нартов не умели кроить и шить. Она была красивейшей из красивых, умнейшей из умных, мастерицей на все руки.
А вы знаете - почему солнце останавливается перед закатом? Вот как об этом повествует нартское сказание. Когда солнце начинает садиться, оно как будто чего-то ждет, не торопясь, и немного погодя, каждый вечер медленно садится. Почему это так? Сатанай была умелой рукодельницей. Она была настолько проворной, что шила в день по одной добротной вещи. Ни одна женщина не могла шить лучше неё. И среди нартов был один очень умелый парень, который лучше всех делал седла. В день он делал по одному седлу. В один день, когда Сатанай шила платье, тот парень пришел к ней и сказал: «Давай соревноваться, кто из нас лучше шьёт» . Сатанай ответила ему: «Я в день шью одно платье». А парень в ответ: «И я каждый день делаю по одному седлу» . Оба решили помериться силами.
На следующий день, утром, как только солнце встало, каждый взялся за свое дело. Не уступая друг другу, они очень старались. Вечером, когда солнце начало садиться, парень, решив, что почти доделал седло, собрался к ней. Сатанай испугалась, что не сможет закончить свое шитье до захода солнца. Тогда она обратилась к солнцу и попросила: – О, почтенное солнце, рожденное нам на радость, подожди, пожалуйста, ради моей чести! Удивленное такой просьбой, Солнце посмотрело на работу Сатанай. Залюбовавшись узором, Солнце село за горизонт не сразу, а немного задержалось. А она, не теряя времени, закончила свою работу. Удивился парень проворству и мастерству Сатанай и похвалил, сказав: «Вот про таких женщин говорят: мастерица на все руки» . Старики говорят, что с тех пор и повелось: вечером, когда солнце начинает садиться, оно, не спеша, немного подождав, заходит за горизонт.
И сегодня «золотая нить Сатанай», пройдя через века, ложится солнечным узором в национальных орнаментах современных мастеров. Адыгэ сае живет и в наши дни, обретая свой новый облик в сценических костюмах артисток танцевальных коллективов и в свадебных нарядах современных адыгских невест.Адыгейский свадебный наряд
Адыгский костюм - бесконечный источник вдохновения для современных дизайнеров. Мастера работают, создавая одежду, которую по праву можно считать произведением искусства Представляю вам некоторых из них.
Сегодня почти в каждой адыгейской семье есть национальный костюм, любовь к которому передаётся от старших к младшим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Национальный адыгский костюм не имеет возраста: он древен как народ, его создавший, он молод, как те, кто носит его сегодня». Аслан ТХАКУШИНОВ