Доклад на тему:Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов

ГУ «Луганская СОШ Павлодарского района»











Доклад на тему:
«Пути совершенствования орфографической подготовки
учащихся младших классов»








Подготовила:
учитель начальных классов
Ильтнер Н.И.






Луганская СОШ
2015-2016 уч. Год











«Пути совершенствования орфографической подготовки
учащихся младших классов»
     « Грамотное письмо – не просто движения пишущей руки,
                         а особая речевая деятельность; каждое написание так
                  или иначе отражает строй русского языка Чем
                          развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис,
                             чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему
                                 и правописание».
Рождественский Н.С.
Актуальность темы.
        Орфография и ребёнок младшего школьного возраста Орфография и интерес малыша к изучению русского языка Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания...
        Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах орфографии с детьми от шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка?
        Вопросы, вопросы, вопросы. Они мучают уже не одно поколение учёных, учителей, учеников и, конечно, родителей. Актуальны ли эти вопросы для сегодняшней школы? Или, наконец – то, все проблемы решены? Увы, утвердительного ответа не услышишь ни от тех, кто учит, ни от тех, кто учится.
        «Что делать?» - извечный вопрос. Что делать, если дети не умеют грамотно писать по-русски? Что делать, если наши дети не любят русский язык именно из–за орфографии – слёзы из-за двойки и бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к « правописанию»?
        Абсолютного и окончательного ответа на эти наболевшие вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски истины следует прекратить.
        Свою трудовую деятельность  в Луганской СОШ я начала  с учащимися 1 класса по традиционной системе обучения и столкнулась с этим извечным вопросом.  У детей создавалась иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряли веру в себя. У многих, орфография, вызывала отрицательные эмоции, которые переносились на весь предмет «русский язык». Причина состояла в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими.
        Меня этот вопрос не мог не волновать, ведь то, что ребёнок узнаёт в младшем школьном возрасте, остаётся  в памяти на всю жизнь.
Работа над формированием навыков грамотного письма.
Кого из нас, учителей, не волнует эта тема? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 3 класс в определенной системе.
С чего же следует начать?
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, т.к. в последствии, учащиеся будут писать без пропусков букв.
Очень часто бывает так, что ученик знает правило, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.
В 1 классе при обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 12-15 см в длину и 3-4 см в ширину, на которой наклеено из цветной бумаги 6-7 поперечных полосок. Полоски наклеивать лучше различного цвета: красный, синий, желтый, зеленый и т.д. С помощью этой карточки учащиеся должны показывать количество звуков в словах. Во время урока учитель называет слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, а потом просит показать, сколько звуков в первом слоге, во втором. В дальнейшем учащиеся показывают карточкой количество звуков во всем слове: вначале, состоящем из одного слога, потом из двух, трех слогов. Учитель называет слово мак, а ученики поднимают карточки и показывают три полоски. Остальные полоски у них находятся под рукой.
Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету, таких, как в букваре. Мы эти индивидуальные пакеты готовим на уроках труда с учениками 4 классов. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.
Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи, ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 словосочетания ши. По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть следующие задания: найти 3 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным мягким знаком Ь; 1 слово с сочетанием ча и т.д.
Кроме таких упражнений, в целях проверки написания слов мы применяем следующий вид работы. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву или слово, учитель на доске записывает все необходимые слова в строчку и закрывает их занавеской. Когда ученики заканчивают писать упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
Необходимо с первого класса вести такую работу, как, письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В первом классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во 2 и в 3 классах – по слогам, четко проговаривая каждое слово, т.к. артикуляция является составной частью в процессе письма.
Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится с первого класса.
Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях и сочинениях.
После проведения диктанта я выписываю все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день я выписываю их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем я провожу составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.
Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. Например, диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают меня, как нужно правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать учителя. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напоминать ученику правила, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат в этой работе.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко–буквенного анализа, самоконтроль. Система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма.
Я хочу рассказать вам, как я работаю по методике интенсивного обучения:
Все люди получают и перерабатывают информацию через разные каналы. У одних лучше развиты зрительные анализаторы, у других – слуховые, у третьих – тактильные. Одни дети хорошо запоминают когда проговаривают, другие – когда смотрят цветные буквы, а третьи – когда раскрашивают.
У каждого человека присутствует языковая интуиция, проявленная в разной степени. Тренировка природного языкового чутья приводит к включению интуитивного письма, которое удачно дополняет способы письма, основанные на логике и знании правил.
Методы эмоционального запоминания заимствованы мной из эйдетики, которая говорит о том, что любая хаотичная информация усваивается лучше, если ассоциируется с чем – то хорошо знакомым. Так выстраиваются ассоциации в игре «Какое слово спряталось внутри?»
Игра «Какое слово спряталось внутри?»
ОБЛАКО РИСУНОК КВАРТИРА
В слове «облако» спряталось слово «лак».
В слове «рисунок» спряталось слово «рис».
А слово «квартира» ква-кает.
Начав этот процесс, вы увидите, как нравится детям отыскивать что – то новое в давно знакомом. Тут творчество бьет фонтаном.
Вы можете возразить. Что это отрицательно повлияет на понимание лексического значения слова, но это не так.
Нужно сразу установить между настоящим и игровым смыслом слова.
Метод скоростного письма обязан своим появлением логопедической практике. Наблюдение за детьми, страдающими нарушением письменной речи, показывает, что большинство из них начинают пропускать и заменять буквы именно в стрессовой ситуации, когда на выполнение задания отводится критическое время, и задаваемый темп работы не соответствует природному темпу ребенка. Так в практике обычного урока тренировки в быстром письме почти нет, но это сказывается на качестве контрольных и проверочных работ. Тренируйте детей писать быстро во время словарной работы, и результаты не заставят себя ждать.
Еще об одном плюсе данной методики. За 5-6 уроков дети ясно выделяют слабую позицию в слове. То есть видят место потенциальной ошибки. С этого момента ученик начинает анализировать написанное, обосновывать правильность выбранной буквы. Происходит внутреннее включение в процесс письма. А значит, осуществляется учебная деятельность, направленная не только на изучение объектов внешнего мира, но и на изменение своих внутренних качеств и способностей.
На уроках применяю такой материал: разрезной набор карточек, содержащих словарные слова. Все слова пронумерованы. Это сделано для того, чтобы вести учет ошибочных слов. Ученик ведет табло учета, где отмечает номера изученных, ошибочных и безошибочных слов после устных и письменных проверок.
Методика работы.
- На каждой карточке напечатано 1 слово;
- Приготовим 3 конверта. 1- для ошибочных слов, 2 – для безошибочных и 3 – пригодится нам для уже изученных.
1 Этап: «Установка»
Рассказывая детям, что в каждом человеке, владеющем языком, живут правильные образы слов. Мы как бы с рождения уже знаем, как правильно пишутся слова, только у некоторых людей эти природные знания включаются быстро, а у некоторых требуют воспоминания о них. Нужно лишь немного потренироваться, и нужные знания вспомнятся сами по себе.
Посадите детей в пары и предложите им проверить свою языковую интуицию.
Игра «Как слово получилось»
Многие слова пришли к нам из других языков. Детям часто нравится «расшифровывать» их тайный смысл.
А вы обнаружите, что гораздо легче запомнить все слова, имеющие одинаковы корень, сразу, а не по одному.
Например:
Авто – ( - сам) Автор – сам пишет
Автомобиль – сам двигается (мобил - двигаться)
Автограф – сам пишу, т.е. роспись (граф - пишу).
2 Этап: «Работа в парах».
Один из учеников диктует слова из выданного набора напарнику так, чтобы тот не видел напечатанное слово. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы слова произносились так, как мы их говорим в повседневной жизни. Задача напарника – отвечать орфографически, произнося слово по слогам, отчетливо проговаривая каждую букву. Если произнесенное слово не расходится с написанием, то карточка откладывается в сторону, образ слова – правильный. Ты – молодец, засчитано. Если написанное слово расходится, то карточка откладывается для дальнейшей работы. В табло учета под номером неправильно названного слова ставится прочерк.
Потом дети меняются ролями, и все повторяется сначала. Нужно проработать такой объем материала, пока количество «ошибочных» слов не достигнет 6-7 для каждого ребенка. Это оптимальный объем для заполнения, рассчитанный на память обычного человека. Вы можете проводить эту работу фронтально. Дети пишут обычный словарный диктант (по ранее не изучавшимся словам!), отмечая галочкой все неправильные варианты слов. Определив свой набор ошибочных слов, дети переходят к следующему этапу. Так же провожу такие игры.
Игра «Что пропало со стола?»
Игра проводится в паре. Один ученик выкладывает свои слова на парту, смотрит и запоминает их. Потом отворачивается, второй ученик убирает одну или две карточки со стола и перемешивает все остальные. Первый ученик поворачивается и отвечает на вопрос: «Что пропало со стола?». Он должен не только отгадать спрятанное слово, но и правильно написать его в тетради.

Игра «Веселый диктант».
Предлагаю детям составить смешные предложения с теми словами, которые плохо запоминаются. А на следующем уроке напарник продиктует автору его же сочинение только в быстром темпе и проверит правильность написания.
3 Этап: «Выделение цветом слабых позиций».
Предлагаю детям взять карточку, и раскрасить другим цветом ту букву в слове, которая находится в слабой позиции, то есть найти то место в слове, где мы можем ошибиться. Пользуйтесь яркими цветами, они лучше «усваиваются» подсознанием.
4 Этап: «Эмоциональное запоминание».
Чтобы написание слова запомнилось правильно, нужно создать его яркий образ через слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Другими словами, нужно поиграть со словом, породить какую – то зацепку эмоционального плана, которая поможет перейти в долговременную память и остаться с ребенком навсегда.
Эйдетизм (от греческого слова «эйдос» - образ), т.е. разновидность образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов, присутствует практически у 100% людей в явной или секретной форме. Этот фактор и был использован в работе.
5 Этап: «Скоростное запоминание».
Предлагаю ученикам выложить перед собой только что проработанные новые слова и посмотреть на них 20-40 секунд, затем перевернуть их или закрыть, и записать их по памяти, желательно в том же порядке.
6 Этап: «Скоростное письмо».
Время на письмо отводится критическое. От 30 секунд до 1 минуты.
7 Этап: «Самоконтроль».
В своей тетради дети выделяют слабые позиции в написанном и, открывая свой набор, тут же сверяют правильность написания.
В течение двух следующих дней достаточно провести только этапы скоростного запоминания, письма и самоконтроля. На что вы затрачиваете 2 минуты. Одну – чтобы дать возможность запомнить слова, вторую – чтобы записать их и проверить.
8 Этап: «Домашнее задание».
Попросите детей приготовить свой набор карточек родителям так, как они делали в классе. А на утро просто просмотреть их еще раз (даже если ученики не выполняют домашнее задание, они все равно запоминают слова после 2-3 просмотров).
Слова с допущенными ошибками автоматически остаются у ребенка до тех пор, пока он не освоит их написание. Далее ведется «добор» слов до количества 6-7 штук, с учетом имеющихся не усвоенных «старых» слов.
Внимание!!! Вся работа должна проводиться очень динамично и укладываться максимум в 5 минут. Только при высоком темпе и ограничении во времени срабатывает механизм «стрессового запоминания».
Необходимо выполнение еще одного условия: эффективное достижение результата гарантируется только при ежедневном использовании данной методики до полного освоения требуемого объема слов. Перерывы нежелательны, т.к. «природное чутье» открывается только при постоянном использовании языковой догадки.

        Сравнительный анализ результатов контрольных работ по русскому языку в 3 классе  за 2011 – 2012 учебный год дал следующие результаты:
успеваемость – 94%, качество – 58%.
А в 4 классе:
успеваемость -96%, качество – 63%.
        Работая в 1 классе я встретилась с ошибками, которые допускают дети. Это:
- отсутствие границ предложений;
- слитное написание слов в предложении;
- пропуски гласных, согласных;
- ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;
- смешение букв.
         На первых этапах обучения эти ошибки свидетельствуют о трудностях  в формировании письменной речи.
        Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках обучения грамоте и письма активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память и костно – мышечные ощущения.
        Упражнения эти не занимают много времени. но зато позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке.
1.Слуховые диктанты слов.
2.Слуховые диктанты предложений.
3. Списывание предложений.
Заключение.
        Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный  результат.
         Идя на урок, ставлю перед собой такие вопросы:
- На что я буду опираться из предыдущих уроков?
- Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным?
- Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний?

Главная моя задача - научить детей учиться.
15