Методическая разработка. Развитие скоростных качеств на уроках баскетбола.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 16»
Г. Усолье-Сибирское
Развитие скоростных качеств на уроках баскетбола.
(методическая разработка)
подготовила
учитель физической
культуры
Фефелова Л.М
2017г.
Баскетбол – очень динамичная игра, и баскетболистам приходится очень много двигаться, причем зачастую в разном темпе. Рывки, остановки, резкие и внезапные смены направления – все это требует хорошей физической подготовки и взрывной скорости. Особенностью развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления ее в непрерывно меняющихся ситуациях, при наличии сопротивления противника, психологической напряженности, утомления. Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются: быстрота выполнения бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач.
Быстрота как двигательное качество – это способность баскетболиста совершать двигательное действие, игровые приёмы в минимальный для данных условий отрезок времени.
Основные формы проявления быстроты человека:
Быстрота простых и сложных реакций на действия партнёра или соперника, на изменение игровой ситуации;
Быстрота выполнения одиночного движения;
Частота движений (время выполнения движения с максимальной частотой);
Быстрота выполнения целостного двигательного акта;
Быстрота начала движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»);
Быстрота мыслительных процессов, которая является основной и необходимой предпосылкой для умения баскетболиста максимально быстро, опережая соперника, оценить игровую обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить действие.
Быстрота перемещений.
Быстрота двигательного движения в первую очередь определяется соответствующеqй деятельностью центральной нервной системы, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она зависит также от «стартовой» и «взрывной» силы, от умения правильно чередовать напряжение и расслабление мышц во время работы, от эластичности мышц и подвижности в суставах. Влияют на качество быстроты техника игры и концентрированность волевых усилий.
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врождённое. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
В основе быстроты лежит сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием тренировки. Однако их проявления мало зависят один от другого. Поэтому необходимо специально работать над совершенствованием всех ее составных. Скоростные качества целесообразно распределять на две группы: общие и специальные.
Для развития общих скоростных качеств полезны старты из различных положений с преодолением дистанций от 10 до 80 м с распределением микроинтервалов времени, а также использование спортивных игр.
Специальные скоростные качества совершенствуют с помощью использования баскетбольных упражнений, которые выполняются в повышенном темпе (максимальное количество передач, бросков, контратак за определенный промежуток времени).
Важное значение для развития быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной максимальной быстроты.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.
Объем тренировочной работы, направленной на развитие скорости в одном занятии не должен быть слишком большим. Дозирование определяется длительностью или количеством повторений упражнений, которые необходимо выполнить без заметного снижения максимальной скорости в циклических перемещениях или специальных движениях. Паузы для отдыха должны быть такими, чтобы каждое последующее упражнение выполнялось в состоянии оптимальной работоспособности игроков, чтобы в полной мере проявить или превысить достигнутую ранее скорость.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
развивающие быстроту ответной реакции;способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.д.
Методы развития быстроты
Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
Сопряженный метод. Например, выполнение прыжков при бросках мяча с отягощением на голеностопе, перемещения с отягощением и т.п.
Интервальный метод. Чередование работы с отдыхом, предполагает периоды для восстановления после кратковременной, но интенсивной работы, характерной для баскетбола. Это способствует совершенствованию специальной физической подготовленности баскетболиста и приближает его к высокой интенсивности действий в естественных условиях игровой деятельности. Это способствует поддержанию высокой интенсивности действий и работоспособности в целом на протяжении всего матча.
Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Быстрота определяется:
путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);
по скорости выполнения однократного движения в сложном действии
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ НА УРОКАХ БАСКЕТБОЛА
Для развития быстроты баскетболиста используют различные циклические упражнения в форме повторных ускорений, выполняемые с максимальной частотой. Рывки и скоростной бег лучше всего проводить с помощью соревновательного метода в различных эстафетах. Упражнения должны быть разнообразными, охватывать различные группы мышц. Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием не работать. Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте 7 – 15 лет. Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления, поэтому выполнять их в начале занятия.
Игровая деятельность баскетболистов обуславливается проявлением у спортсменов высокой скорости восприятия и оценки игровых ситуаций, переработки полученной информации и принятия эффективных решений, большого разнообразия действий, выполняемых с различной интенсивностью и длительностью, что затрудняет четкую дозировку воздействия специальных упражнений или их серий на системы организма. Все это затрудняет прогнозирование сдвигов в основных системах организма, обеспечивающих проявление специальной работоспособности баскетболистов.
Упражнения для развития быстроты.
1. Семенящий бег. Сущность упражнения состоит в частых сокращениях и расслаблениях мышц голени при мелких движениях стопы и голени.
2. Бег с высоким подниманием бедра. Бедро поднимается до горизонтального положения, голень свободно висит. Опорная нога ставится на носок (она должна быть выпрямлена, чтобы составить прямую линию с туловищем), плечи слегка подаются вперед, руки свободно опущены.
3. Бег с захлестыванием голени.
4. Бег с прыжками, поочередно отталкиваясь ногами от пола.
5. Бег у стены. Встать прямо лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага от нее, взяться за рейку на уровне пояса, туловище прямое, пятками касаться пола.
6. Быстрые шаги вперёд, назад, влево, вправо с касанием земли рукой при каждой смене направления – 1 мин (по 2 – 3 шага).
7. Те же шаги с касанием земли одной рукой и ведением мяча другой.
8. Бег с высокого старта на дистанцию 5 – 10 м по сигналу на время – в парах, тройках игроков, подобранных по росту, весу, скорости. Выполняется лицом вперёд, затем спиной вперёд.
9. Бег с низкого старта на дистанцию 5 – 10 м. Выполняются так же, как в упр.9, но с ведением мяча.
10. Бег с высоким подниманием бедра на месте, переходящий в ускорение на дистанцию 20 м. Это же упражнение можно выполнять с ведением одного или двух мячей.
11. Бег с захлёстыванием голени на месте, переходящий в ускорение на дистанцию 15 – 20 м.
12. Старты лицом или спиной вперёд на дистанцию 5 – 10 м. Мяч находится на расстоянии 3 м от старта. Ученик должен взять мяч и вести его вперёд. Можно выполнять в парах, тройках. Упражнение полезно для развития стартовой скорости.
13. Бег с подскоками попеременно на левой и правой ноге с переходом на ускорение на дистанцию 10 – 15 м с ведением и без ведения мяча.
14. Прыжки на двух ногах вперёд с переходом на ускорение на дистанцию 10 – 15 м с ведением и без ведения одного или двух мячей.
15. Ускорение на дистанцию 15 м с вращением мяча вокруг туловища, шеи.
16. Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку. Дистанция до 12 - 15 м.
17. Передача мяча в парах во время скоростного бега. Один игрок бежит лицом вперед, другой - спиной вперед.
18. Быстрые передачи мяча тремя игроками в три паса с броском мяча в кольцо 5-7 раз подряд.
19. 0дин игрок выполняет броски по кольцу, два остальных подают ему мячи (на тройку два мяча). Как только мяч выпущен из рук, сразу же следует передача. Выполняют 10-15 бросков.
20. Командная эстафета с ведением мяча на дистанции 20 м.
21. Упражнение в колоннах. Первые в колоннах подбрасывают мяч вверх – вперёд, делают ускорение, ловят мяч и ведут его в противоположный конец зала, делают передачу в стену, ловят и возвращаются с ведением мяча обратно к своим колоннам.
22. То же, но ловить мяч только после отскока от пола.
23. Тоже, но старт разрешается после отскока мяча от пола.
24. Подбросить мяч вверх, выполнить ускорение вперёд на 2 – 3 шага, возвратиться назад и поймать мяч. Затем ускорение с ведением мяча на противоположную сторону зала.
25. Прокатить мяч вперёд, догнать его и начать ведение.
Упражнения для развития быстроты (скорости) рук.
1. Скоростное ведение одного – двух мячей на месте.
2. Передачи двух – трёх мячей теннисных мячей, стоя лицом к стене на расстоянии 2 – 3 м.
3. Передачи у стены правой рукой с одновременным ведением левой рукой.
4. Жонглирование двумя – тремя теннисными мячами одной и двумя руками.
5. Два игрока, лёжа на животе на расстоянии 2 – 3 м друг от друга, передают один – два – три мяча на время за 30 – 40 сек. Проводится как соревнование между парами на количество передач.
6. То же, что и предыдущее, но в положении сидя.
7. Ведение трёх мячей на время за 30 сек.
Упражнения для развития быстроты, применяя метод круговой тренировки.
Станция 1. Перенести 3 – 5 мячей от лицевой линии до отмеченной линии на расстоянии 9 м.
Станция 2. Упражнение начинается, когда баскетболист, расположенный боком с одной стороны дорожки шириной в 30 см., нанесенной лентой, начинает продвигаться вдоль дорожки туда и обратно, перепрыгивая толчком двух ног через дорожку на одну и на другую сторону.
Станция 3. Супер челнок
29679902476501967865247650279653924765020726402476494082415247650166306524765038157151524001948815152399 Д старт Б
196786559055 С А
-Исходная позиция «старт» на лицевой линии под кольцом
-Начните перемещение до точки «А» в защитной стойке
-Разворот и быстрый рывок от «А» к «Б», внимание уделяем минимизации времени на разворот
-От точки «Б» приставным шагом в защитной стойке перемещаемся на стартовую позицию
-Подпрыгиваем и дотрагиваемся до щита или до кольца.
-Снова в защитной стойке перемещаемся к «С»
-Разворот и рывок от «С» до «Д»
-Приставным шагом в защитной стойке возвращаемся на исходную позицию
-Выпрыгиваем и дотрагиваемся до щита или кольца.
Станция 4. Из и. п. ступни параллельно, игрок прыжками перемещается по квадрату, перепрыгивая каждую сторону и считая количество прыжков.
Станция 5. Зигзаг
1872615367664187261521526517487905715
старт
00
старт
2034540222885
2034540230505
2110740200025
2110740179070
254889024765
-Расположите 4 маркера (это могут быть абсолютно любые вещи: фишки, мячи, и т.п.) на одной линии на расстоянии около 3 метров друг от друга
-Теперь встаньте посредине между первым и вторым конусом, отмерьте 3 метра в сторону и поставьте еще один маркер (всего нужно будет поставить еще 3 маркера).
-Выполните рывок до первого маркера – затем в защитной стойке двигаемся влево – как доберетесь до маркера – приставным шагом в защитной стойке вправо
-После последнего маркера выполняем короткий рывок вперёд (3-5 метров)
Станция 6. Челнок с передачей мяча
4025265182880011391901828793425190230505031489652305042939415230505255841518288021107401828801644015230504 Старт В Д Финиш
27393901841500264414018415001872615250825 А С
1167765170815
- Движение начинаем с лицевой линии (старт). Кольцо находится слева от Вас.
-Выполняем рывок к точке «А» и получаем пас от партнера
-Сразу же отдаем передачу обратно, разворачиваемся и выполняем рывок к лицевой линии «В»
-В точке «В» выпрыгиваем и дотрагиваемся до щита, сетки или кольца
-Приземлившись, снова выбегаем на периметр получаем пас и возвращаем его обратно
-Снова рывок к кольцу, прыжок, возвращаемся к партнёру, получаем пас, но теперь не отдаем его обратно
-Разворачиваемся и выполняем быстрый дриблинг.
Станция 7. Передачи мяча. Двое учащихся передают по очереди мяч третьему.
16440154514852396490451485153924035623500Станция 8. – Квадрат
А Г
15963903333752396490333375
Б В
-Для начала обозначьте квадрат размерами 5,5х5,5 метров . -Поставьте какой-то маркер посредине квадрата – это и будет стартовой позицией
-Каждому из вершин квадрата нужно придумать название (1,2,3,4 или А,Б,В,Г). Ваш партнер называет вершину квадрата в случайном порядке
-Как только названа вершина – игрок совершает рывок к ней, и такой же рывок на стартовую позицию, т.е. в центр квадрата
-Как только игрок достигает центра – партнер называет следующую вершину.
Упражнение выполняется на протяжении 60-90 секунд.
Подвижные игры, используемые для развития быстроты
В занятиях по баскетболу, чтобы избежать стабилизации (застоя) в развитии скоростных способностей, необходимо широко использовать подвижные игры, предусматривающие выполнение заданий в условиях постоянного и неожиданного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнёров. Для развития скоростных способностей в подвижные игры и эстафеты следует включать быстрое реагирование на внезапные сигналы, стартовые рывки, бег с максимальной скоростью.
Подвижные игры для развития простой двигательной реакции.
1.«Салки в парах».
Вариант 1. Один из игроков располагается на лицевой линии, он - салка. Второй - на расстоянии 1,5-2 м лицом к партнёру. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке, выполняет поворот кругом и стремится убежать за обозначенную линию, расположенную в 6 м, а первый пытается его догнать и осалить.
Вариант 2. Один из игроков располагается на лицевой линии спиной к площадке, он - салка. Второй - на расстоянии 1 м от партнёра лицом к площадке. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке (салка), выполняет поворот кругом и стремится осалить убегающего партнёра, прежде чем тот пересечёт обозначенную на полу линию, расположенную в 6 м.
2. «Успей поймать мяч». Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии четырёх-пяти шагов, держа в руках по баскетбольному мячу. По сигналу оба подбрасывают мяч вверх на обусловленную высоту и быстро меняются местами, чтобы успеть поймать падающий мяч партнёра.
Можно постепенно увеличивать расстояние между партнёрами или уменьшать высоту, на которую подбрасываются мячи.
3. «Поймай мяч». Играющие становятся по кругу и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. Водящий находится с мячом в центре круга. Подбросив мяч вверх над головой или ударив его о пол (землю), водящий называет любой номер. Игрок под этим номером устремляется к мячу, стараясь поймать его, прежде чем мяч упадёт на пол. Если он не успел это сделать, то идёт на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящим остаётся прежний игрок.
Варианты. 1. Игроки занимают по кругу различные исходные положения: а) стоя спиной к водящему; б) сидя на полу лицом к водящему; в) сидя на полу спиной к водящему; г) упор присев.
Вариант 2. Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, одной ноге, в приседе и т.п.
5. «Вызов номеров». Вариант 1. Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за линией старта с обеих сторон баскетбольного щита и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. На расстоянии 5 м от команд проводят линию финиша. Учитель громко называет какой-либо номер, и игроки под этим номером бегут к линии финиша. Команда, чей игрок первым пересечёт линию финиша, получает 1 выигрышное очко. После финиша игроки снова занимают свои места в командах. За 3 мин. нужно набрать большее количество очков.
Вариант 2. Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за лицевой линией с обеих сторон щита и рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой порядковый номер. Перед командами на расстоянии 3-5 м кладут по баскетбольному мячу. Учитель по своему усмотрению называет порядковый номер любого участника игры, например, «три». Оба третьих номера выбегают вперёд, берут мяч и выполняют его ведение до поворотных стоек, расположенных в 10-24 м, обводят их и возвращаются назад, положив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, выполнившего задание первым, команда получает 1 выигрышное очко. За 5 мин. нужно набрать большее количество очков.
Игру можно разнообразить, изменяя исходное положение: а) стоя спиной к направлению бега; б) сидя лицом или спиной к стартовой линии; в) упор присев.
6. «Мячи и кегли». На площадке проводят три параллельные линии, на расстоянии 5-7 м одна от другой. На центральной линии находятся игроки. С одной стороны от них на соответственно расположенной линии кладут мячи, с другой стороны на оставшейся линии расставляют кегли (по числу игроков). Учитель объявляет исходное положение игроков (стоя, сидя, упор присев и др.), а затем произносит «сигнальное» слово. Если он произносит слово «мячи», то все игроки устремляются в сторону мячей, быстро берут их в руки и поднимают вверх, если же он произносит слово «кегли», то все бегут в сторону кеглей и т.д. Игрок, выполнивший задание последним, выбывает из игры. Игру проводят несколько раз до выявления победителя.
Подвижные игры и игровые упражнения
для развития двигательной реакции на движущийся объект
При тренировке реакции на движущийся объект основное требование заключается в выработке умения фиксировать глазами движущийся предмет, который перемещается с большой скоростью.
1. «Салки». Наиболее универсальная игра у баскетболистов для тренировки реакции на движущийся объект. Все играющие свободно располагаются на площадке. Учитель назначает водящего. По сигналу водящий пытается осалить одного из игроков. Осаленный игрок становится водящим. Если игроков очень много, можно выбрать сразу несколько водящих.
2. «Подвижная цель». На площадке чертят круг диаметром 6-8 м. За границами круга на равном расстоянии друг от друга встают 5-8 игроков, в центре круга - водящий. Находящиеся за кругом игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего, встаёт на его место. Игрокам запрещается переступать линию круга
3. «Живая цель». Участники игры распределяются на две команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде дают один мяч. Внутри круга водящий - игрок одной из команд. Задача водящего - увёртываться от мяча, которым его стараются осалить игроки команды соперников, одновременно ловить мяч, направленный ему партнёрами, и возвращать его снова в свою команду. Как только водящего осалили, его место занимает игрой другой команды. Так в роли водящего поочерёдно выступают игроки то одной, то другой команды. Победительницей становится команда, игроки которой лучше увёртываясь от мяча, выполнили больше передач. Способ передачи мяча заранее оговаривается.
4. «Не давай мяч водящему». Пятеро игроков становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки, шестой - водящий - в центре круга. По сигналу игроки начинают выполнять между собой разнообразные баскетбольные передачи мяча, а водящий; бегая в круге, старается помешать передаче и перехватить мяч. Если это ему удалось, он меняется местами и ролями с игроком, потерявшим мяч, и игра продолжается на тех же условиях. Не разрешается передавать мяч игрокам, стоящим рядом справа и слева.
Вариант. Игру можно усложнить путём введения двух водящих и выполнения перебрасывания двумя мячами.
5. «Ловец и перехватчик». Играющие располагаются по кругу, в руках у одного из них мяч. В центре круга два игрока: ловец и перехватчик. Стоящие по кругу выполняют передачу мяча друг другу и, выбрав удобный момент, осуществляют передачи ловцу. Ловец старается открыться, чтобы получить передачу, а перехватчик прикрыть ловца и перехватить мяч. Через 1 мин. ловец и перехватчик меняются ролями. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допустит меньше передач ловцу.
6. «Овладей мячом в движении». Участники игры распределяются на две команды. Игроки одной команды осуществляют ведение мяча в разных направлениях с использованием финтов и обманных движений, а игроки другой команды пытаются овладеть мячом соперника. При перехвате мяча происходит смена водящих. При неправильной атаке игрока с мячом штрафуют защитника. В конце игры подсчитывается количество потерь мяча и определяется победитель.
Вариант, Игроки каждой команды выполняют ведение мяча в течение определённого времени.
7. «Передачи в парах с перехватом мяча». Участники игры образуют пары. Каждая пара представляет собой отдельную команду. Одна пара (нападающие) выполняет передачи мяча в любых направлениях, а другая пара (защитники) старается перехватить мяч. Через определённое время команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой большее количество раз сумели перехватить мяч.
8. «Игра в одно кольцо 1x1» (один нападающий - один защитник). Игру проводят на половине баскетбольной площадки. Каждому игроку предоставляется по 10 атак с определённой точки площадки. Задача нападающего: используя различные финты (обманные движения), обыграть защитника и выполнить результативный бросок в корзину. За каждый меткий бросок начисляют 1 очко. Если мяч не попал в корзину и его подобрал нападающий, то он имеет право повторно выполнить бросок в кольцо. Если мяч перехватил защитник, то нападающий не получает очков и начинает вторую попытку и т.д. Выигрывает игрок, набравший больше очков.
9. «Игра в одно кольцо 2х1» (два нападающих - один защитник). Нападающий передаёт мяч партнёру, делает ложное движение, чтобы уйти от опекающего его защитника, затем, резко изменив направление бега, устремляется к кольцу. Получает мяч и совершает бросок. Затем нападающие меняются местами.
10. «Игра 2х2, 3х3». Нападающие владеют мячом - выполняют ведение и передачи мяча друг другу. Они пытаются осуществить как можно больше передач. Защитники опекают своих нападающих, стараясь перехватить или выбить у них мяч. Если защитники овладели мячом, они становятся нападающими. Игру проводят до 10, 15, 20 передач мяча.
Подвижные игры для развития стартовой скорости
1. «Старт с выбыванием». Группа из 5-6 игроков по сигналу стартует от лицевой линии баскетбольной площадки и пробегает 14 м с максимальной скоростью. Два игрока, финишировавшие последними, выбывают из игры. Игра ведётся до выявления победителя.
2. «Встречный бег». В игре участвуют две команды, построившиеся в колонны по одному на противоположных сторонах баскетбольной площадки (у лицевой линии). Расстояние между командами 24 м. Линия финиша расположена в 14 м от каждой команды. По сигналу первые номера команд одновременно начинают бег из одинакового стартового положения и бегут к финишной линии. Бегун, финишировавший первым, приносит своей команде 1 выигрышное очко. После подсчёта очков, полученных каждой команде определяется команда-победительница.
3. «Кто дальше положит кубик?». Подбросить баскетбольный мяч повыше, выбежать из центрального круга площадки, положить на пол возможно дальше от круга кубик и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч на лету. Выигрывает тот, кто сумеет положить кубик дальше всех.
4. «Вызов». Игроки распределяются на пары. Пути, по которым пробегают пары, не должны пересекаться. Двое играющих становятся лицом друг к другу. Тот, кто начинает игру, стоит спиной к направлению бега, а второй игрок лицом, вытянув правую руку. По сигналу первый игрок ударяет три раза правой рукой по ладони партнёра и с третьи ударом, повернувшись кругом, убегает от него. Тот стремится догнать убегающего и осалить касание по плечу или спине, пока первый не пересечёт линию, расположенную в 15-20 м от линии начала бега.
5. «Догнать переднего». Игроки распределяются на две команды, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами строятся одна позади другой. Расстояние между шеренгами 2 м. В 15-20 перед первой шеренгой проводят финишную линию. По сигналу обе команды с высокого старта или упор присев, упора лёжа, упора лёжа сзади или другого исходного положения бегут к финишной линии. При этом игроки задней шеренги стремятся догнать и касанием руки осалить бегущего перед собой игрока передней шеренги, а тот старается не допустить этого. Игроки, которых осалили до финишной линии, должны остановиться и поднять вверх правую руку. Подсчитывается их количество. Возвратившись обратно к стартовой линии, команды меняются местами и ролями и игра повторяется ещё раз. Выигрывает команда, осалившая большее количество соперников.
6. «День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1-2 м. Одна команда - «День», другая - «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом» в 10-20 м от середины площадки. Учитель, стоя сбоку, называет одну из команд - её игроки должны как можно быстрее убежать за линию дома, игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков они сумели осалить до линии дома, столько и получают очков. Затем все становятся на прежние места, игра повторяется. В игре следует применять различные исходные положения, например, упор присев, упор лежа, сидя и т.п., или выполнять различные двигательные действия в исходном положении (например, подскоки на месте, бег на месте, приседания и т.п.).
7. «Рывок к мячу». В центральном круге кладут баскетбольный мяч. Рядом с кругом спиной друг к другу становятся двое играющих. Перед каждым из них на расстоянии 5-7 м поставлена поворотная стойка. По сигналу участники стараются быстрее обежать стойку и, вернувшись к центральному кругу, коснуться мяча (или взять его). Коснувшийся мяча первым - выигрывает. Игру повторяют несколько раз.
Подвижные игры и эстафеты для совершенствования скоростной техники
1. «Быстрые передачи». Игроки стоят парами на расстоянии 5-7 м друг от друга. Пары соревнуются между собой в количестве передач баскетбольного мяча, выполненных от партнёра к партнёру двумя руками от груди за 15-20 сек.
2. «Десять ударов с передачей мяча». Игроки строятся в 3-4 шеренги. Дистанция и интервал - 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Правофланговые игроки всех шеренг получают по баскетбольному мячу. По сигналу они начинают скоростное ведение мяча на месте с десятью отскоками от пола, а одиннадцатым ударом направляют мяч с отскоком следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же самое упражнение с передачей мяча очередному игроку, и так далее до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над головой. Побеждает команда, завершившая игровое задание раньше всех.
3. «Преследование с ведением мяча». Игру проводят на половине баскетбольной площадки, в каждом из четырёх углов которой ставят по поворотной стойке. Игроки распределяются на 4 команды, каждая из которых занимает угол площадки, построившись внутри него колонной по одному. Направляющие игроки всех четырёх колонн с баскетбольными мячами выходят из строя и становятся за свою поворотную стойку, являющуюся одновременно местом старта и финиша - после обводки игровой зоны. По сигналу стартующие игроки начинают ведение мяча по периметру игровой зоны против часовой стрелки, обегая поворотные стойки снаружи. При этом каждый игрок, выполняющий ведение мяча, стремится догнать находящегося впереди и осалить его, за что начисляется 1 премиальное очко. Добежав до своей команды, игрок быстро передает мяч следующему номеру, который тут же вступает в игру, и т.д.. Игрок, потерявший мяч на дистанции, обязан подобрать его и продолжить ведение мяча с места потери. Команда-победительница определяется по большему количеству набранных очков.
4. Эстафета с ведением и передачей мяч. Игроки распределяются на 3-4 команды по 4 человека, каждая из которых становится в колонну по одному за линией старта. Направляющие игроки колонн получают по баскетбольному мячу. По сигналу первые номера команд выполняют ведение мяча правой рукой до поворотной стойки, расположенной в 14 м от линии старта, огибают её слева, возвращаются назад с ведением мяча левой рукой и осуществляют передачу мяча следующему игроку своей колонны, а сами становятся в её конец. Следующий игрок, приняв мяч, выполняет то же задание и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
5. Эстафета «Слалом». Команды построены в колонны по одному за линией старта. Состав команды 4-5 человек. На дистанции «слалома» 3-5 поворотных стоек на расстоянии 2-3 м одна от другой. У направляющих каждой команды в руках по баскетбольному мячу. По сигналу участники выполняют ведение мяча, по пути зигзагами обводят все стойки и тем же способом возвращаются назад, передавая мяч следующему игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой (рис. 8).
6. Эстафета «Кто быстрее?». Команды построены в колонны по одному за линией старта. Состав команды 4-5 человек. На дистанции 4-5 гимнастических обручей (или пластмассовых колец) на расстоянии 3 м один от другого. У каждого игрока в руках баскетбольный мяч. По сигналу первые номера выполняют ведение мяча до первого обруча, кладут мяч в обруч, «змейкой» обегают остальные обручи, возвращаются по прямой назад и передают эстафету (касанием руки) вторым номерам, которые осуществляют ведение мяча до второго обруча, третьи номера - до третьего обруча и т.д. Когда все мячи разложены по обручам, первые номера команд бегут к последнему обручу, берут мяч, выполняют ведение мяча, «змейкой» обводя все обручи, и касанием руки передают эстафету следующим участникам, которые бегут до предпоследнего обруча и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
7. «Встречная эстафета баскетболистов». Команды делятся на две подгруппы и строятся в колонны по одному на противоположных линиях. У направляющего одной из колонн каждой команды в руках баскетбольный мяч. По сигналу он выполняет ведение мяча к противоположной колонне. По пути обводит стойки, встречную колонну и передаёт мяч её направляющему, а сам становится в конец этой колонны. Направляющий, получив мяч, выполняет это же задание в обратном направлении. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание (поменяются местами в колоннах).
8. «День и ночь» с ведением мяча». Игроки распределяются на две команды: «День» и «Ночь». У каждого игрока баскетбольный мяч. Команды располагаются в шеренгах вдоль центральной линии площадки. Если учитель называет команду «День», то её игроки с ведением мяча убегают в свой «дом» (за лицевую линию), а игроки команды «Ночь» также с ведением мяча стараются их осалить. Каждый раз ведётся подсчёт осаленных игроков команды соперников.
9. «Салки в парах с ведением мяча». Все участники игры получают по баскетбольному мячу и расчётом на первый-второй распределяются на соревнующиеся пары, которые свободно расходятся по баскетбольной площадке. По сигналу учителя первый номер каждой пары ведением мяча левой рукой убегает от своего второго номера, который ведением мяча правой рукой старается догнать и свободной рукой осалить первого, за что начисляется 1 премиальное очко. После этого партнёры меняются ролями, и игра продолжается. Выигрывают игроки, набравшие большее количество очков.
Применение специализированных подвижных игр, эстафет в учебном процессе создаёт дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счёт повышения интереса, мотивации, эмоционального подъёма, духа соперничества занимающихся. Используя предлагаемые упражнения в различных сочетаниях, довольно скоро даёт ощутимые результаты: учащиеся начинают уверенно для своего возраста владеть мячом в движении и ориентироваться в игровых ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав всё изложенное выше, можно сделать несколько важных выводов:
Развитие быстроты на уроках физической культуры должно быть одной из главнейших задач учителя в процессе всего периода обучения школьника.
Быстроту, как физическое качество, жизненно важно и необходимо развивать, поддерживать и сохранять в течение всей жизни человека.
Быстрый ученик, постоянно работающий над развитием этого качества, применяющий его в самых разных жизненных ситуациях, является итогом успешной и плодотворной работы учителя и ученика.
Для развития быстроты использовать всё многообразие форм, методов и средств физической культуры.
Уделять внимание развитию скоростных качеств при прохождении всех разделов программы по физической культуре, а также во время других мероприятий (соревнования различного уровня, спортивные секции, дни здоровья).
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
№
п/п Контрольные упражнения Результат
Мальчики Девочки
3 4 5 3 4 5
1. «Змейка» с ведением мяча 2+15м (сек) 11,5 11 10,5 12,5 12 11,5
2. Челночный бег с ведением мяча 3х10м(сек) 9,5 9,1 8,9 9,7 10 9,5
3. Передачи мяча в стену за 30 сек (количество передач) 15 17 18 14 15 17
4. Передвижения в защитной стойке 6х5м (сек) 9,3 9,2 9,0 12 11,5 11,3
5. Бег 20м (с высокого старта) 3,9 3,7 3,5 4,3 4,2 4,1
Условия выполнения
1. По команде «на старт» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
2. Старт тот же, что и в первом тесте. По команде ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и бежит обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь.
3. Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя выполняют передачи в стену двумя руками от груди.
Список литературы:
1.Адашшявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М. «Просвещение».1983
2.Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. – М.,1991
3.Баскетбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ, специализированных детско – юношеских спортивных школ олимпийского резерва. – М., «Советский спорт». 2006
4.Буйлин Ю. Р., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в образовании, М., 1998г
5.Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. – М.,1997
6.Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11кл.; Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2003.-176 с.
7.Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений, М., 2003г.