Родительское собрание Результативность школьного урока


Результативность школьного урока. От чего она зависит.
В нашей стране учатся все. Все обязаны учиться, все имеют право учиться.
Отметки, которые получают наши дети,- это оценки их труда.
Иногда получается, что успеваемость учащихся снижается по сравнению с прошлым учебным годом или по сравнению с прошлой четвертью. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получают двойки?
Процесс обучения требует внимания и увлечённости. Эти переменные зависят от интереса и мотивации ребёнка. Учитель – это посредник между учеником и миром знаний. Учитель может приобщить ребёнка к учёбе, к предмету, который преподаёт.
Но чтобы хорошо учиться, надо ещё и отлично выполнять домашние задания.
Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, как ребята должны готовить устные и письменные задания. Ведь задача родителей приучить своего ребёнка к порядку, к доброй привычке работать чётко, организованно, с чувством ответственности.
Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях:
- родители организуют режим дня школьников;
- проверяют выполнение домашних заданий;
- учат детей самостоятельности.
Для учащихся различного возраста в соответствии с их физиологическими особенностями устанавливается определённая длительность занятий в школе и дома.
При выполнении обучающимися домашней работы следует ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах -1,5ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов ( нормы САНПИН).
Более длительное умственное напряжение приводит к снижению качества выполняемых заданий и к выраженному переутомлению. Если же длительность занятий будет часто превышать указанную, то это может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребёнка.
Добивайтесь, чтобы ребёнок садился за уроки в одно и то же время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства позволяют перенести время занятий. Естественно, на первых порах для ребёнка это бывает не просто, но постепенно вырабатывается привычка и тогда мобилизовать себя на занятия ему будет значительно легче.
Необходимо устранить все помехи. Посторонний шум во время занятий увеличивает количество ошибок, заставляет перенапрягаться нервную систему. Необходимо выключить радио и телевизор, компьютер.
Ребёнок должен иметь определённое постоянное место для приготовления домашних заданий. В одной и той же обстановке быстрее сосредоточивается внимание и успешнее идёт приготовление уроков.
Родители учащихся начальных классов должны систематически следить за посадкой учащихся во время приготовления домашних заданий.
Достаточное освещение рабочего места является очень важным условием для успешного приготовления домашних заданий, а также для сохранения зрения. Свет от окна или лампы должен падать на учебники, тетради слева от сидящего ученика, чтобы тень от руки не мешала при письме.
На окне не должно быть цветов, так как это ухудшает освещённость рабочего места. Много солнечного света поглощает и тюль на окнах. Вот почему во время приготовления домашних заданий занавеси должны быть широко раздвинуты.
Для работы при искусственном освещении необходимо пользоваться настольными лампами. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Настольная лампа должна иметь абажур, который защищал бы от яркого света и направлял пучок световых лучей на рабочую поверхность стола. Большое значение для сохранения нужного уровня освещения имеет своевременная очистка ламп и световой арматуры от пыли.
Занятия за столом, имеющим полированную поверхность или покрытым стеклом, вредны для зрения. Лучи света, падая на стекло или полированную поверхность, отражаются ею, а это создаёт сильный блеск, оказывающий слепящее действие. Если глаза устали, полезно посмотреть вдаль. Напряжение зрения можно снять путём простого упражнения: закрыть глаза и не очень быстро вращать их одну-две минуты.
При приготовлении домашних заданий и чтении желательно, чтобы книга лежала не на горизонтальной поверхности стола, а под углом к нему в 35-400.
При выполнении домашних заданий каждые 45 минут следует делать перерыв на 10-15 минут. Для учащихся начальных классов перерыв следует проводить каждые 30-35 минут. Во время перерыва необходимо проветрить комнату, а ребёнок должен сделать физкультпаузу.
Продолжительность приготовления домашних заданий зачастую увеличивается в связи с тем, что родители заставляют своих детей садиться за выполнение домашних заданий сразу после прихода из школы. В этих случаях ребёнок, не успев ещё отдохнуть после занятий в школе, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, запоминание нового материала ухудшается и школьник затрачивает много времени на приготовление домашних уроков.
Чтобы начать хорошо усваивать новый материал, учащиеся должны основательно отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления домашних заданий должен быть не менее 2-2,5 часов, большую часть которого полезно провести на воздухе.
Итак, готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащиеся садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.
Часто ученики старших классов готовят домашние задания до поздней ночи. Это бесполезная и малопродуктивная работа, как правило, не связана с необходимостью, а вызвана неумением распределять своё время. Родители должны научить своих детей правильно распределять время. Посоветовать сыну или дочери лучше утром на 1 час раньше встать, чем вечером сидеть за книгой 3 лишних часа, в течение которых всё равно усваивается меньше, чем в один утренний час. Подчеркну ещё раз: если ваш ребенок очень долго засиживается за уроками, то он или сильно чем-то переутомлён, или по какой-то другой причине не может сосредоточиться.
При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин, или просят вынести мусор из ведра. В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.
Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну что-нибудь делать, так обязательно другое заставят делать». Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое вредно и тем, что ребёнок вынужден бросить начатую работу, не закончив её. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дело до конца.
Все эти факты важно учитывать нам, родителям, ведь именно сейчас у наших детей формируется отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду. А наша главная задача – помочь ребёнку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.
Следующая наша задача – контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания.
Убедите своего ребёнка, что желательно домашнюю работу выполнять с самого трудного для него предмета. А лёгкие- оставить на «потом».
Прежде, чем выполнять письменные задания, необходимо прочитать параграф по русскому языку или пункт и теорему по алгебре и геометрии. Только изучив теоретический материал, можно приступить к решению номеров или выполнению упражнения.
При работе с текстом примените «активное чтение»: попросите своего ребёнка, прочитав абзац, выделить главную мысль, составлять план текста. Попросите ребёнка рассказать содержание текста, поглядывая сначала в учебник, а затем пользуясь составленным планом.
Перед тем, как читать текст, попросите ребёнка прочитать его название и понять, о чём пойдёт речь. Некоторые дети умудряются это не делать, и при этом пытаются что-то выучить.
Подкрепите теорию практикой: обязательно попросите ребёнка ответить на вопросы в конце параграфа, а если он выучил правило, пусть придумает несколько примеров.
Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Желательно, чтобы информация вызывала интерес и удивление. Попросите ребёнка рассказать о том, чем ему прочитанное понравилось.
Лучше всего запоминается начало и окончание. Уделите особое внимание тому, о чём рассказывается в середине текста.
Повторение – мать учения. Приучите ребёнка перед уроком на перемене пробегать глазами «по диагонали» изученный дома материал.
Стихи наизусть полезно учить непосредственно перед сном: выучить и сразу лечь спать. А утром его вновь повторить.
Если в тетради вы заметили ошибку – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен сам найти ошибку, должен сам контролировать себя. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет». И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.
Итак, главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где найти ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по вашему мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задание на черновике, потом переписывает его в чистовик (и это правильно, необходимо, чтобы ребёнок работал с черновиком). Но если учитель задаёт на дом два столбика примеров, а родители заставляют ребёнка ещё выполнить четыре – по принципу – лучше будет знать. Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом.
Уважаемые родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласовано с ним, и надо обязательно учитывать желание ребёнка позаниматься дополнительно.
А терпение родителей, доброжелательный тон – являются важнейшими условиями помощи ребёнку в учении.
И в заключении нашего разговора я предлагаю вам «золотые» правила воспитания «Как помочь ребёнку в приготовлении домашних заданий».
У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки, формируйте у него эту привычку спокойно. Объясните ребёнку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте.
Полезно определить ребёнку конкретный срок выполнения заданий, установить время, к которому он должен закончить уроки. Это поможет ему мобилизоваться и сконцентрировать внимание.
Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокоит ребёнка, снимет тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнение уроков.
Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Если учёба для вашего ребёнка, к сожалению, каторга, не будет лишним за своевременно и качественно выполненные уроки придумать небольшие поощрения (но не денежные).
Научите своего ребёнка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, без злобы и раздражения.
Чаще говорите ребёнку, что вы любите и надеетесь на него. Искренне радуйтесь даже небольшим его успехом, помогайте найти причины неудач и исправить совершённые ошибки.
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребёнка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки и в том, что у него есть возможности реализовать себя. Мы, педагоги и родители, - союзники в этом деле. Великий философ Ж. Ж. Руссо говорил: « Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог».
Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы успеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к выполнению домашнего задания. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей.
В конце концов, уважаемые родители, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.